Социологические методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:33, контрольная работа

Краткое описание

Необходимо отметить особое положение метода опроса. В практике социологических исследований этот метод является наиболее распространенным и популярным, так как этим методом можно получить такую информацию, которая не всегда отражается в документальных источниках, не всегда доступна прямому наблюдению и позволяет выявить информацию о мотивах внутренних интересах, побуждениях и т. п. Вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

Вложенные файлы: 1 файл

!КР по социологии.docx

— 31.84 Кб (Скачать файл)

Уральский институт экономики, управления и права.

Нижнетагильский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Социология»

Контрольная работа  №6 Опрос  и эксперимент как методы сбора  социальной информации.

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. Ю-201

Слесарев Н.В.

 

 

 

 

 

г. Нижний Тагил

2013г.

Социологические методы – подходы, приемы, правила, способы и инструменты, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.  Выделяют следующие методы социологического исследования:

Опрос – метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) сбора первичной социальной информации.

Необходимо отметить особое положение метода опроса. В практике социологических исследований этот метод является наиболее распространенным и популярным, так как этим методом можно получить такую информацию, которая не всегда отражается в документальных источниках, не всегда доступна прямому наблюдению и позволяет выявить информацию о мотивах внутренних интересах, побуждениях и т. п. Вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

Респондент – участник социологического опроса, который отвечает на вопросы анкеты или интервью и является источником устной или письменной информации.

Классификация опросов

1) По характеру взаимосвязей  социолога и респондента различают  заочные –анкетныеи очные – интервью;

2) По степени формализации  – стандартизированные (формализованные)(проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (неформализованные, свободные);

3) По частоте проведения  – одноразовые и многоразовые.

4) Опрос-молния (опрос-голосование, зондаж) содержит три-четыре пункта основной информации.

5) Специфическим видом  опроса является опрос экспертов  - специалистов по исследуемой области.

6) Он-лайновые опросы. К новым социологическим методам можно отнести он-лайновые опросы. Несомненно будущее во многом принадлежит таким опросам – слишком стремительно меняется информационно-коммуникативная среда жизнедеятельности, и социологам приходится осваивать и web-пространство. Но при этом в условиях российской действительности существует ряд объективных обстоятельств, препятствующих применению этого метода: низкий уровень распространенности Интернета в России; плохое качество телефонной связи и ее высокая стоимость; правовая незащищенность информации о респонденте и возможность взлома сети хакерами. 

Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование. Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет.

Структура анкеты

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих  получить информацию, необходимую для  выработки решений по исследуемой  проблеме:

  • вводная часть, в которой указывается кто проводит опрос, с какой целью, инструкция по заполнению анкеты, способ возврата заполненных анкет. Введение играет исключительно большую роль, дает настрой респонденту, что непосредственно сказывается на достоверности информации;
  • паспортичка, в которой содержатся вопросы для выяснения социально-демографических характеристик респондентов – пол, возраст, образование, профессия, социальное происхождение, семейное положение;
  • контактные вопросы, цель которых – заинтересовать респондента, облегчить ему включение в проблему;
  • основные вопросы– «поставщики» основной информации;
  • заключительные вопросы, которые должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что проведена большая и нужная работа.

Время заполнения анкеты должно быть в пределах 45 минут.

 

Классификация вопросов анкеты

1)по форме вопросы могут быть закрытые, открытые и полузакрытые (полуоткрытые). В закрытых вопросах респонденту предлагаются варианты ответов и предоставляется выбор одного или нескольких ответов. Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа «да – нет», альтернативные и вопросы-меню». Альтернативный вопрос – это такой вопрос, в котором, респонденту предлагается выбор только одной из уравновешенных формулировок. Одной из разновидностей альтернативного вопроса является шкальный вопрос. «Вопрос- меню» - это такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких. Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так,  как желает. Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще»;

2)по функциям различаются фильтрующие и контрольные вопросы. Вопросы-фильтры используются тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента. Контрольные вопросы позволяют социологу определить искренность, правдивость ответов респондента.

У некоторых респондентов обнаруживается своеобразный эффект монотонности (т. н. галлоэффект): ответив на первый вопрос «да», отвечают «да» на второй, третий и так до пятого, шестого вопроса. В таком случае используют т. н. вопросы-глушители, например: «А теперь несколько о другом. Вам случалось когда-нибудь в жизни употреблять алкоголь?». Затем продолжают серию интересующих исследователя вопросов.

Вопросы анкеты должны быть однозначно воспринимаемы всеми  и сформулированы таким образом, чтобы респонденту не навязывалось мнение социолога. Смысловые и контрольные  вопросы нельзя ставить рядом, иначе  респондент поймет, что его проверяют, а это повлияет на достоверность  информации.

Хорошо разработанная  анкета – необходимое, но не достаточное  условие для успешного проведения исследования. Конечный результат исследования зависит от многих факторов, в том  числе и от хорошо обоснованной репрезентативной выборки и от умения анкетера установить психологический контакт с респондентами, создать доброжелательную атмосферу  при  опросе.

Кроме анкетного опроса широкое  распространение получил другой вид опроса – интервью. Интервью – один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

 

Типы интервью

1) Интервью может быть структурированным (формализованным, стандартизированным), то есть включает в себя общий план беседы, последовательность вопросов, варианты предполагаемых ответов) и неформальным (неструктурированным, свободным), то есть без строгой детализации плана беседы и вопросов. 

2) По глубине проникновения  в суть проблем различают клиническое (глубокое)интервью, цель которого получить сведения о внутренних побуждения, склонностях опрашиваемого, и фокусированное, задача которого состоит в том, чтобы выяснить реакцию на заданное воздействие.

3) По характеру организации  применяются групповые интервью ииндивидуальные, которые в свою очередь подразделяются на личные и телефонные.

Анкетирование занимает меньше времени, чем интервью. Но при этом в процессе проведения интервью, при  личном контакте устанавливается большая  степень доверия, искренности. Успех  интервью во многом зависит от личности интервьюера.

Как отмечает В. П. Гречихин, специфическими особенностями «интервью как метода получений первичной социологической информации являются:

1. интервью помогает получить  глубинную информацию о мнениях,  мотивах, представлениях респондентов.

2. Возможность вести наблюдения  за психологическими реакциями  респондента, что помогает лучше  интерпретировать ответ.

3. Личный контакт социолога  и респондентом, что обеспечивает  максимальную полноту реализации  опросника (чего не скажешь об анкетировании) и более серьезное отношение респондента к опросу».

К трудностям интервьюирования относятся:

1. поиск психологического  контакта с каждым респондентом;

2. трудоемкость подготовки  интервьюеров, так как интервьюер  может быть пристрастным, одним  неодобрительным взглядом выражая  свое отношение к содержанию  интервью;

3. значительные материальные  и временные затраты. Интервью  требует много времени, выборки  обычно маленькие, что усложняет  обобщения и получение объективных  данных;

4. решение проблемы анонимности.

Интервью применяется, когда  письменный опрос оказывается затрудненным или невозможным вследствие разнородности  аудитории (различиями в культуре и  образовании респондентов, условий  проведения опроса и т.д.).

Главной, центральной фигурой  интервью, ее наиболее активным элементом  всегда является интервьюер. Достоверность  и надежность информации часто зависит  от личности интервьюера. Поэтому при  подборе кадров интервьюера необходимо учитывать следующее:

1. Интервьюер должен любить  свое дело, быть социально активным  человеком, иметь определенный  жизненный опыт.

2. Интервьюер должен быть  эрудированным, наблюдательным, общительным,  уметь завязать разговор, в случае  необходимости повернуть его  в нужное русло.

3. Интервьюер должен быть  дисциплинированным, честным, выполнять  все инструкции по проведению  интервью.

4. Интервьюер должен  хорошо знать тему интервью, а  также технику интервьюирования.

5. Интервьюер должен быть  морально и физически выносливым. Ведь ему придется беседовать  в различной обстановке с самыми  разными людьми по нескольку  (4-5) часов в день на протяжении  нескольких дней.

6. Должен быть аккуратно  одет, но при  этом ничего во внешности интервьюера не должно отвлекать респондента.

Считается, что  интервью будет более эффективным, если респондент и интервьюер одного пола, одного или близкого возраста. В литературе отмечается, что при опросе по производственной тематике лучше

использовать мужчин-интервьюеров. В то же время утверждается, что  женщинам-интервьюерам в целом оказывается  больше доверия, чем мужчинам, у всех групп респондентов.

Одним из основных условий, влияющих на получение достоверной  и надежной информации, является наличие  качественного вопросника и соблюдение правил его применения. Под вопросником  в социологии понимается документ, в котором соответствующим образом  поставлены и сгруппированы вопросы  по теме и есть место для записи ответов на них. Вопросник фактически представляет собой материальное воплощение темы исследования.

Вопросник интервьюера представляет собой документ, где указывается  имя интервьюера, тема интервью, место  проведения интервью, отношение респондента  к беседе, вопросы и ответы на них, а также некоторые социально-демографические  данные о респонденте. Обычно вопросник  представляет собой единство вводной, основной и демографической частей. В последние года очень часто  к вопросникам прилагаются так  называемые протоколы интервьюера (отчеты  об интервью). В этих протоколах содержатся основные сведения о процессе интервьюирования: об интервьюере, о респонденте, о ситуации, в которой проводилось интервью, и о вопроснике, причинах срыва интервью, если оно не состоялось. В отчет заносятся данные о том сразу ли респондент согласился на интервью, о чем он спросил интервьюера; охотно ли респондент отвечал на вопросы, какие трудности он испытывал при ответе на вопросы, а также затруднения самого интервьюера.

Особую роль в процессе интервьюирования занимает анализ характеристики ситуации интервью. Понятие «ситуация  интервью» включает в себя следующие  элементы: 

 

Анализ документов 

Документ– материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени.

К достоинствам анализа документов следует отнести его экономичность  по сравнению со всеми остальными методами и объективность. Но при  этом результаты анализа документов нуждаются в проверке с помощью  наблюдения и опросов, так как эти результаты не содержат сведений о субъективных факторах.

 

Типы документов

1) по степени персонификации  документы делятся на личные (карточки индивидуального учета, библиотечные формуляры, анкеты, бланки, характеристики, письма, дневники, заявления, мемуары) и безличные (архивы, данные прессы, протоколы собраний и т.п.);

2) в зависимости от  статуса документы делятся на официальные(правительственные материалы, данные государственной статистки, переписи населения, архивы и текущие документы различных организаций)  инеофициальные (личные материалы,  а также составленные частными гражданами безличные документы);

3) по источнику информации  документы бывают первичные (результаты прямых наблюдений или опросов) и вторичные (результаты обработки, обобщения или описания информации, собранных другими исследователями для других целей, например статистические данные);

4) анализ текста без  использования процедур измерения  называют качественным (традиционным). Качественный анализ документов применяется при анализе уникальных документов; при описании сложных явлений; когда документальные данные неполны или недостаточны для массовой обработки. В последние десятилетия получил распространение метод квантификации материала – контент-анализ (количественный анализ документов). При этом различают два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы анализа (единицы счета, количественные единицы). Смысловые единицы изучаются по частоте их упоминания по отношению к другим категориям, количественные единицы исследуются по площади текста, длительности трансляции и т. д. Контент-анализ применяется, когда качественные характеристики появляются с достаточной частотой и требуется высокая точность при сопоставлении однопорядковых данных; когда массив материала значителен или очень значителен и его невозможно охватить без суммарных оценок.

Наблюдение – изучение поведения человека в естественных условиях.  Особенность наблюдения – неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток на его восприятие социальной действительности и на интерпретацию наблюдаемых процессов.

Информация о работе Социологические методы