Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Социология: понятие, функции………………………………………………..3
2. Социологические методы
изучения общества: понятие, виды, характеристика……………………………………………………………………5
3. Практическое задание…………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………...11
Список литературы…………………………………………………………….12
Введение
Социология является лидером научных
дисциплин, исследующих социальные процессы
во всем их многообразии. За сравнительно
небольшой срок социология превратилась
в разветвленное многоуровневое знание,
во многом определяющее представления
нашего современника о себе и окружающей
социальной реальности.
Актуальность и практическая
значимость данной темы контрольной работы
обусловлена рядом следующих причин:
во-первых, социологическое
знание - это универсальное знание, позволяющее
людям учитывать социальные последствия
любых действий, повышать эффективность
деятельности и уменьшать возможность
ошибок;
во-вторых, имея выход на все виды человеческой
деятельности, социологическое знание
помогает человеку реализовать свои способности,
проявить деловые качества и занять достойное
место в обществе;
в-третьих, происходящие глубокие перемены
в российском обществе предъявляют все
более высокие требования к способности
человека адаптироваться к новым реалиям
жизни;
в-четвертых, получаемая информация о
том, как складываются и влияют на нашу
жизнь социальные нормы, связи и отношения,
по которым строится и функционирует современное
общество, имеет высокую практическую
значимость.
Цель работы: всестороннее
комплексное исследование функций социологии
и социологических методов изучения общества.
Задачи работы:
- исследовать понятие
и функции социологии;
- рассмотреть социологические
методы изучения общества;
- проанализировать и решить
практическое задание.
Структура работы: поставленная
цель и задачи определили структуру контрольной
работы, которая состоит из введения, двух
вопросов, практического задания, заключения
и списка литературы.
1. Социология: понятие,
функции.
Термин «социология» происходит от латинского
слова «societas» (общество) и греческого «hoyos»
(слово, учение). Из чего следует, что «социология»
- есть наука об обществе.
Современные ученные дают следующее
определение: «Социология - это наука о
становлении, развитии и функционировании
социальных общностей и форм их самоорганизации,
социальных изменениях, социальных отношениях,
взаимодействии между личностью и общностями,
а также о закономерностях социальных
действий и массового поведения».
Социология занимает, благодаря
своей универсальности центральное положение
среди социальных наук. Социология специализируется,
«проникает» во все области жизни, где
социальные действия и социальное поведение
человека является ведущим и определяющим
фактором.
Общественное предназначение
и роль социологии в современном обществе
определяется, прежде всего, функциями,
которые она выполняет.
Основными функциями
социологии являются:
1. Теоретико-познавательная:
социология накапливает и систематизирует
знания об обществе, его составляющих,
социальных механизмах, основных направлениях
и тенденциях, путях, формах и механизмах
его функционирования и развития.
Значение этой функции социологии растет
в связи с ускорением развития человеческого
общества. Особенно большое значение
данная функция приобретает в нашей стране,
где происходят быстрые преобразования.
Только на основе объективных знаний о
происходящих в нашем обществе изменениях,
их характере и направленности мы сможем
преодолеть нынешний кризис и обеспечить
устойчивое развитие страны.
2. Методологическая:
социология дает исходные знания об обществе
как целостной системе, эти положения
имеют методологическое значение для
других наук об обществе.
3. Информационная:
социология дает представление о состоянии
социальных процессов (сбор, систематизация
и накопление информации, полученной в
результате исследований). Социологическая
информация - это самый оперативный вид
социальной информации.
4. Прогностическая (практическая): социология, исследующая
общество как целостную систему, способна
выработать обоснованные прогнозы о тенденциях
развития тех или иных социальных явлений
или процессов, что особенно важно в переходный
период развития общества.
5. Социального проектирования
и социальной технологии: социология
определяет оптимальный путь решения
практических проблем, разрабатывает
методы, способы, приемы управленческих
решений, то есть разрабатывает социальную
технологию.
6. Мировоззренческая:
социология выступает основой формирования
у человека целостной картины мира, основой
его мировоззрения.
7. Прикладная: к ней необходимо отнести такие специфические
научно обоснованные виды деятельности
как социальное обслуживание населения
(социальная работа), социальное консультирование
(службы семьи, телефоны доверия и т.д.).
8. Гуманистическая: социология
объясняет, какие социальные условия необходимы
для того, чтобы человек стал реализовывать
себя в качестве субъекта социальной деятельности,
смог бы, в конечном итоге полностью реализовать
свою собственную сущность.
Место социологии в системе
общественных и гуманитарных наук определяется,
прежде всего, тем, что социология есть
наука об обществе, а, следовательно, включает
общую социологическую теорию, которая
может служить теорией и методологией
всех других общественных и гуманитарных
наук.
2. Социологические
методы изучения общества: понятие,
виды, характеристика.
Методология - это учение о принципах построения,
формах и методах научного знания и преобразования
действительности.
Метод социологического
исследования - это способ построения и обоснования
системы знания.
В социологии в качестве метода
изучения общества выступают:
- общенаучные теоретические
методы: абстрагирование, сравнительный,
типологический, системный и т.д.;
- конкретные эмпирические методы: математико-статистические,
сбора социологической информации (опрос,
наблюдение, анализ, и т.д.).
В ходе социологического изучения
общества используются следующие методы:
1. Опрос - социологический
метод получения информации, при котором
респондентам (людям, которых опрашивают)
в письменной или устной форме задают
специально подобранные вопросы и просят
ответить на них.
Опрос наиболее распространенный
вид социологического исследования: с
его помощью собирается от 70% до 90% всех
социологических данных.
Выделяются следующие разновидности
социологического опроса:
а) анкетирование: опрашиваемый
сам заполняет вопросник в присутствии
анкетера или без него. Опрос может быть
индивидуальным, групповым, очным и заочным
(почтовый опрос и опрос через газету);
б) интервьюирование: непосредственное
общение интервьюера с респондентами.
Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует
ответы. По форме проведения может быть
прямым или опосредованным (телефону);
в) массовые опросы: источником
информации выступают представители больших
социальных групп (этнических, религиозных,
национальных и т.д.);
г) специализированные (экспертные)
опросы: главный источник информации -
компетентные лица (эксперты), обладающие
необходимым для исследователя профессиональными
и теоретическими знаниями, жизненным
опытом, который позволяет им делать авторитетные
заключения.
2. Наблюдение:
метод сбора первичной информации об изучаемом
объекте путем непосредственного восприятия
и прямой регистрации всех фактов, касающихся
изучаемого объекта.
В зависимости от степени участия
наблюдателя в исследуемой социальной
ситуации различают следующие виды наблюдения:
а) невключенное (внешнее) наблюдение:
исследователь или его помощники находятся
вне изучаемого объекта. Они со стороны
наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются
в их ход, не задают никаких вопросов -
они просто регистрируют ход происходящих
событий;
б) включенное наблюдение: наблюдатель
непосредственно включен в изучаемый
процесс, находится в контакте с наблюдаемыми
людьми и принимает участие в их деятельности.
3. Эксперимент:
способ получения информации об объекте
в результате воздействия на него некоторых
управляемых и регулируемых факторов.
По поставленной задаче различают
следующие эксперименты:
а) научно-исследовательский
эксперимент: проверяется гипотеза, содержащая
новые сведения научного характера, еще
не нашедшие своего достаточного подтверждения
или вовсе недоказанные;
б) практический эксперимент:
включает многочисленные процессы экспериментирования
в сфере социальных отношений. Имеются
ввиду процессы экспериментирования,
которые совершаются в ходе, например,
совершенствования системы образования
и обучения.
4. Анализ документов: круг
социологических документов, отражающих
стороны общественной жизни, настолько
широк, что эмпирическое социологическое
исследование должно начинаться с анализа
имеющейся интересующей исследователя
проблеме, информации.
По форме фиксации документы
бывают:
а) письменные: материалы архивов,
статистическая отчетность, публикации;
пресса, личные документы (письма, мемуары,
дневники и т.д.);
б) иконографические: произведения
изобразительного искусства (картины,
гравюры, скульптуры), кино, видео и фотодокументы;
в) фонетические: диски, магнитофонные
записи, грампластинки.
С помощью анализа, изучения,
обобщения и систематизации документов
социологи проверяют гипотезы, делают
выводы, обнаруживают закономерности
развития социальных процессов и строят
теории.
5. Метод моделирования:
основан на изучении социальных явлений
по их теоретическому образцу (модели).
Особенно эффективно применение математического
моделирования на компьютерах, позволяющее
спрогнозировать многие социальные процессы,
происходящие в обществе.
Профессор Калифорнийского
университета Нейл Смелзер определил
5 основных подходов, используемых социологами
при изучении и объяснении различных фактов,
происходящих в обществе:
Демографический: изучение населения, процессов
рождаемости, смертности, миграции и связанной
с этим деятельности людей (данный вид
анализа объясняет экономическую отсталость
стран третьего мира тем, что им приходится
тратить большую часть средств, чтобы
прокормить быстро растущее население).
Психологический: объясняет поведение с точки
зрения его значимости для людей как личностей.
Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные
установки, представления человека о самом
себе.
Коллективистический: применяется, когда мы изучаем
2 или более людей, образующих группу или
организацию ( метод изучении семьи, армии,
спортивной команды, поскольку они являются
коллективами индивидов.
Взаимоотношения: общественная жизнь рассматривается
через взаимодействие людей друг с
другом, обусловленное их ролями в обществе.
Культурологический:
правила поведения или нормы рассматриваются
как факторы, регулирующие поступки отдельных
людей и действия групп.
3. Практическое
задание: во многих фирмах существует
правило не назначать руководителем отдела
человека, который сам сформировался как
специалист в этом отделе. А ведь такой
человек располагает большей информацией
об отделе. К тому же его хорошо знают все
работники отдела. Почему же охотнее приглашают
человека со стороны, который, как правило,
с трудом вписывается в новый коллектив?
«Приглашенные издалека
специалисты
всегда кажутся
лучше доморощенных.
Нет пророка в своем Отечестве»
(Теоремы Лефтуса о подборе
кадров).
Известный консультант Роджер
Беннет считает, что набор кадров со стороны
необходим только в случае, если никто
внутри организации не обладает соответствующей
квалификацией для занятия определенной
должности. Вместе с тем, человек со стороны
может обладать более свежим взглядом
на сложную ситуацию, оказаться более
компетентным, чем внутренние кандидаты.
Эффективность и выживаемость
бизнеса - это постоянное приспособление
к меняющимся условиям существования.
Наемные работники особенно стремятся
к консерватизму, стабильности производственных
процессов и отношений.
Консерватизм работников - главный
фактор деградации и гибели производства.
Как показывает опыт, после трех-четырех
лет работы подавляющая часть работников
«обрастают мхом» и всеми возможными способами
препятствуют изменению производства,
создавая предпосылки для торможения
его развития. Поэтому основой развития
и успешного существования дела является
смена руководящего персонала извне -
как основа приспособления производства
к новым требованиям внешней среды.
Принятие нового человека в
компанию на руководящую должность - это
как глоток свежего воздуха, так как годы,
проведенные в одном коллективе, сказываются
на мышлении людей.
Долго работающий коллектив
иногда не способен к новым идеям, не говоря
уже о новых проектах. При появлении новых
проектов эффективно только привлечение
новых людей.
Основаниями приглашения на
руководящую должность человека со стороны
являются:
во-первых, боязнь дисбаланса
в коллективе: далеко не один работник
с вожделением смотрит на руководящее
кресло. При выдвижении одного кто-то может
затаить обиду или даже уволиться, а внутренние
распри к повышению производительности
не приводят;
во-вторых, человек из внешнего
мира не вызывает вулкана страстей, а коллектив
зачастую еще больше спаивается;