Социологические методы изучения общества: понятие, виды, характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

Социология является лидером научных дисциплин, исследующих социальные процессы во всем их многообразии. За сравнительно небольшой срок социология превратилась в разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности.
Актуальность и практическая значимость данной темы контрольной работы обусловлена рядом следующих причин:
во-первых, социологическое знание - это универсальное знание, позволяющее людям учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Социология: понятие, функции………………………………………………..3
2. Социологические методы изучения общества: понятие, виды, характеристика……………………………………………………………………5
3. Практическое задание…………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………...11
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Социология: понятие, функции………………………………………………..3

2. Социологические методы  изучения общества: понятие, виды, характеристика……………………………………………………………………5

3. Практическое задание…………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………...11

Список литературы…………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социология является лидером научных дисциплин, исследующих социальные процессы во всем их многообразии. За сравнительно небольшой срок социология превратилась в разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности.

Актуальность и практическая значимость данной темы контрольной работы обусловлена рядом следующих причин:

во-первых, социологическое знание - это универсальное знание, позволяющее людям учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок;

во-вторых, имея выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание помогает человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в обществе;

в-третьих, происходящие глубокие перемены в российском обществе предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни;

в-четвертых, получаемая информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи и отношения, по которым строится и функционирует современное общество, имеет высокую практическую значимость.

Цель работы: всестороннее комплексное исследование функций социологии и социологических методов изучения общества.

Задачи работы:

- исследовать понятие  и функции социологии;

- рассмотреть социологические методы изучения общества;

- проанализировать и решить  практическое задание.

Структура работы: поставленная цель и задачи определили структуру контрольной работы, которая состоит из введения, двух вопросов,  практического задания, заключения и списка литературы.

1. Социология: понятие, функции.

Термин «социология» происходит  от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» - есть наука об обществе.

Современные ученные дают следующее определение: «Социология - это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации, социальных изменениях, социальных отношениях, взаимодействии между личностью и общностями, а также о закономерностях социальных действий и массового поведения».

Социология занимает, благодаря своей универсальности центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется, «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека является ведущим и определяющим фактором.

Общественное предназначение и роль социологии в современном обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она выполняет.

Основными функциями социологии являются:

1. Теоретико-познавательная: социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, социальных механизмах, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

Значение этой функции социологии растет в связи с ускорением развития человеческого общества. Особенно большое значение данная функция приобретает в нашей стране, где происходят быстрые преобразования. Только на основе объективных знаний о происходящих в нашем обществе изменениях, их характере и направленности мы сможем преодолеть нынешний кризис и обеспечить устойчивое развитие страны.

2. Методологическая: социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе.

3. Информационная: социология дает представление о состоянии социальных процессов (сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований). Социологическая информация - это самый оперативный вид социальной информации.

4. Прогностическая  (практическая): социология, исследующая общество как целостную систему, способна выработать обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, что особенно важно в переходный период развития общества.

5. Социального проектирования и социальной технологии: социология определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы управленческих решений, то есть разрабатывает социальную технологию.

6. Мировоззренческая: социология выступает основой формирования у человека целостной картины мира, основой его мировоззрения.

7. Прикладная: к ней необходимо отнести такие специфические научно обоснованные виды деятельности как социальное обслуживание населения (социальная работа), социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.д.).

8. Гуманистическая: социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге полностью реализовать свою собственную сущность.

Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

 

 

2. Социологические  методы изучения общества: понятие, виды, характеристика.

Методология - это учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности.

Метод социологического исследования - это способ построения и обоснования системы знания.

В социологии в качестве метода изучения общества выступают:

- общенаучные теоретические методы: абстрагирование, сравнительный, типологический, системный и т.д.;

- конкретные эмпирические методы: математико-статистические, сбора социологической информации (опрос, наблюдение, анализ, и т.д.).

В ходе социологического изучения общества используются следующие методы:

1. Опрос - социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.

Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования: с его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных.

Выделяются следующие разновидности социологического опроса:

а) анкетирование: опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным, групповым, очным и заочным (почтовый опрос и опрос через газету);

б) интервьюирование: непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения может быть прямым или опосредованным (телефону);

в) массовые опросы: источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, национальных и т.д.);

 

 

г) специализированные (экспертные) опросы: главный источник информации - компетентные лица (эксперты), обладающие необходимым для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями, жизненным опытом, который позволяет им делать авторитетные заключения.

2. Наблюдение: метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают следующие виды наблюдения:

а) невключенное (внешнее) наблюдение: исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются в их ход, не задают никаких вопросов - они просто регистрируют ход происходящих событий;

б) включенное наблюдение: наблюдатель непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

3. Эксперимент: способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов.

По поставленной задаче различают следующие эксперименты:

а) научно-исследовательский эксперимент: проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе недоказанные;

б) практический эксперимент: включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения.

 

 

 

4. Анализ документов: круг социологических документов, отражающих стороны общественной жизни, настолько широк, что эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющейся интересующей исследователя проблеме, информации.

По форме фиксации документы бывают:

а) письменные: материалы архивов, статистическая отчетность, публикации; пресса, личные документы (письма, мемуары, дневники и т.д.);

б) иконографические: произведения изобразительного искусства (картины, гравюры, скульптуры), кино, видео и фотодокументы;

в) фонетические: диски, магнитофонные записи, грампластинки.

С помощью анализа, изучения, обобщения и систематизации документов социологи проверяют гипотезы, делают выводы, обнаруживают закономерности развития социальных процессов и строят теории.

5. Метод моделирования: основан на изучении социальных явлений по их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно применение математического моделирования на компьютерах, позволяющее спрогнозировать многие социальные процессы, происходящие в обществе.

Профессор Калифорнийского университета Нейл Смелзер определил 5 основных подходов, используемых социологами при изучении и объяснении различных фактов, происходящих в обществе:

Демографический: изучение населения, процессов рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей (данный вид анализа объясняет экономическую отсталость стран третьего мира тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население).

Психологический: объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.

Коллективистический: применяется, когда мы изучаем 2 или более людей, образующих группу или организацию ( метод изучении семьи, армии, спортивной команды, поскольку они являются коллективами индивидов.

Взаимоотношения: общественная жизнь рассматривается через взаимодействие людей  друг с другом, обусловленное их ролями в обществе.

       Культурологический: правила поведения или нормы рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическое  задание: во многих фирмах существует правило не назначать руководителем отдела человека, который сам сформировался как специалист в этом отделе. А ведь такой человек располагает большей информацией об отделе. К тому же его хорошо знают все работники отдела. Почему же охотнее приглашают человека со стороны, который, как правило, с трудом вписывается в новый коллектив?

                                                               «Приглашенные издалека специалисты

 всегда кажутся лучше доморощенных.

                                                               Нет пророка в своем Отечестве»

 (Теоремы Лефтуса о подборе кадров).

Известный консультант Роджер Беннет считает, что набор кадров со стороны необходим только в случае, если никто внутри организации не обладает соответствующей квалификацией для занятия определенной должности. Вместе с тем, человек со стороны может обладать более свежим взглядом на сложную ситуацию, оказаться более компетентным, чем внутренние кандидаты.

Эффективность и выживаемость бизнеса - это постоянное приспособление к меняющимся условиям существования. Наемные работники особенно стремятся к консерватизму, стабильности производственных процессов и отношений.

Консерватизм работников - главный фактор деградации и гибели производства. Как показывает опыт, после трех-четырех лет работы подавляющая часть работников «обрастают мхом» и всеми возможными способами препятствуют изменению производства, создавая предпосылки для торможения его развития. Поэтому основой развития и успешного существования дела является смена руководящего персонала извне - как основа приспособления производства к новым требованиям внешней среды.

Принятие нового человека в компанию на руководящую должность - это как глоток свежего воздуха, так как годы, проведенные в одном коллективе, сказываются на мышлении людей.

Долго работающий коллектив иногда не способен к новым идеям, не говоря уже о новых проектах. При появлении новых проектов эффективно только привлечение новых людей.

Основаниями приглашения на руководящую должность человека со стороны являются:

 во-первых, боязнь дисбаланса в коллективе: далеко не один работник с вожделением смотрит на руководящее кресло. При выдвижении одного кто-то может затаить обиду или даже уволиться, а внутренние распри к повышению производительности не приводят;

во-вторых, человек из внешнего мира не вызывает вулкана страстей, а коллектив зачастую еще больше спаивается;

Информация о работе Социологические методы изучения общества: понятие, виды, характеристика