Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 01:51, творческая работа
Метод определяется как способ, совокупность приемов изучения объекта. Его также определяют как технологический принцип изучения предмета.
Социологии выделяют три группы методов.
Первая группа — общенаучные методы (анализ и синтез, восхождение от частного к общему, статистический и т. д.).
Вторую группу часто называют общими подходами.
Третью группу составляют методы конкретного социологического исследования.
Наблюдение применяется:
-при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах,
-когда действия индивидов и гр
-в экстремальных случаях для в
Цели наблюдения:
- может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте.
- с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте.
- способно служить в качестве средства проверки данных, полученных иными способами.
Возможны два варианта данного метода:
невключенное наблюдение, которое ведется "со стороны",
включенное- осуществляемое при участии самого наблюдателя.
Это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.
Документом в социологии называется специально созданный предмет предназначенный, для передачи и хранения информации.
Анализ документов
Два основных метода
анализа документов
Традиционный анализ –
самостоятельный творческий
процесс, который зависит от:
1)содержания и направленности
самого документа;
2) условий, целей и задач
проводимого исследования;
3) научной квалификации и
таланта самого исследователя.
Отсюда видно, что
Традиционный анализ несет в
себе возможность нарушения
принципа объективности в
объяснении документа.
Формализованный или контент-
анализ. Этот вид анализа
ориентирован на извлечение
социологической информации из
больших массивов документальны
источников, трудно поддающихся
традиционному интуитивному
анализу. В его процессе в
изучаемом тексте выделяются
определенные, интересующие
исследователя элементы
содержания (термины, имена
политических деятелей, суждения,
точки зрения, различные виды
публикаций и т.д.).
Их классифицируют, подсчитывают
и проводят количественный анал
Эксперимент
Это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части.
Опрос
Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами.
Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов:
Анкетирование – метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой.
Анкета – упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа.
Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.
анкетирование
Качество анкеты
1)формулировка
вопросов должна
соответствовать
исследовательской
задаче, то есть
обеспечивать
получение информации
именно об изучаемом
признаке.
2) формулировка должна
соответствовать возможностям
респондента как источника
информации, то есть
вопросы не должны
предъявлять непосильных
требований к респонденту,
к его памяти, аналитическим
возможностям, к его
представлениям о чувстве
собственного достоинства.
Метод интервьюирования
Три вида интервью
Разновидностью опроса являются исследовательская беседа, а также экспертный опрос.
Исследовательская беседа по форме близка к свободному интервью, характеризуется совместным – исследователя с респондентом – поиском истины, методически близка к экспертному опросу.
Метод экспертной оценки
Применяется в ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации.
Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего исследователя предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной.
Социально- психологические методы