Социологический позитивизм Пилирима Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.1
Объектом изучения социологии, по Сорокину, является социальное поведение и деятельность людей, социальных групп и структуры общества в целом. Но чтобы это изучение было действительно научным, строго эмпирическим, социолог в первую очередь должен ориентироваться на изучение пр

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии Солодовник А. Ю. гр. 100м.docx

— 30.20 Кб (Скачать файл)
Северо-Кавказский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия правосудия»

 

 

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

«Социология»

 

 

Социологический позитивизм П. Сорокина

 

 

Выполнила:

Студентка 1  курса

очной  формы  обучения

группа 100 м

                       Солодовник А. Ю.

 

Научный руководитель:

 

к.ист.н., доцент

Войтова-Долгих Яна Николаевна

 

Дата предоставления работы

«____»  апреля 2013 г.

 

 

                                    Краснодар 2013

 

Социологический позитивизм П. Сорокина

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два  периода – русский (с начала 10-х  по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около  сорока лет был «американским  социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих  социологов мира.1

Объектом изучения социологии, по Сорокину, является социальное поведение  и деятельность людей, социальных групп  и структуры общества в целом. Но чтобы это изучение было действительно  научным, строго эмпирическим, социолог в первую очередь должен ориентироваться на изучение простейших социальных явлений, каким является взаимодействие двух индивидов. При этом в полной мере должны учитываться как психические переживания, так и внешние поведенческие акты, вызываемые переживаниями и внешними актами другого. Таким образом, если в определении «руководящих принципов социологии» Сорокин остается на позиции ортодоксального социологического позитивизма, то в определении объекта и предмета он переходит на позиции неопозитивизма. С одной стороны, он усиливает эмпирическую направленность социологии, а с другой затрудняет воплощение этой установки ввиду крайней сложности, если не сказать невозможности точного измерения психических переживаний как элемента взаимодействия.2

Сорокин отвергал марксистскую теорию классовой  борьбы и социальной революции. Он считал, что при нормальном течении столкновения в обществе предотвращаются соглашением, компромиссом, при котором главным  является идея солидарности всех членов общества. Он считал, что социология должна строиться по принципу естественных наук. Не надо противостоять “науке о природе” и “науке о культуре”. Социология должна изучать мир таким, какой он есть. Нравственные и субъективные позиции не должны быть в социологии. Социология должна быть объективной  наукой, т.е. изучать реальные отношения  людей, доступные объективному наблюдению. Социология должна прекратить “философствование” и взять на вооружение математику и статистику. Опора на реальность и научность – вот основные принципы социологии по Сорокину. На новом уровне научных знаний Сорокин развивал исходные позиции социологического позитивизма. Сорокин был противником всяких социологических потрясений, выступал за нормальный, эволюционный путь развития.3

Игнорируя индивидуальные, внутрипсихологические процессы, П. Сорокин призывает описывать внешние факты, но не всю социальную жизнь. При этом выделяет три основные формы актов поведения людей: дозволенные, должные и рекомендуемые. Однако в последующие годы он отказывается от этой наивной схемы и формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, что субъективные аспекты поведения суть «переменные» величины. В результате «коллективному рефлексу» он придаёт значение интегрирующего вектора всей общественной жизни.4

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

  1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
  2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
  3. социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей».5

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется, в сущности, как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю.6

Неоднородность  общества, его объективное деление  на разные социальные группы нашли  своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Согласно этой теории всё общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнёс экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация - это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.7

Сорокин изучал социальные группы и предложил  их классификацию: одностороннего и  многостороннего признака. Социальные группы, выделенные по одному признаку – язык, территория, возраст –  односторонние. По многим: сложные неоднородные группы. Человек может переходить из одного социального слоя в другой, если меняется его экономическое  положение или профессия. Этот процесс  получил название социальной мобильности.8

Под социальной мобильностью понимается любой переход  индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях "перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.9

Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла его книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последующих работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней - это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально - полезного труда». Однако этим экономическим содержанием проблема социального равенства не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед Законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага - изобретательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества.10

П. Сорокин утверждал, что развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства. Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.11

Но, несмотря на это, П. Сорокин был глубоко убеждён в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного решения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В своём труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».12

Сорокину  принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно - мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.13

Теоретическое наследие Сорокина и его вклад  в развитие отечественной и мировой  социологии трудно переоценить, настолько  он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным  знанием социальной реальности и  тенденций будущего развития общества.

 

Список  использованных источников:

  1. http://www.infobatl.narod.ru/
  2. http://sociology-history.ru/uchebnik-po-istorii-zarubezhnoj-sotsiologii/153-integralnaya-sociologiya-p-sorokina.html
  3. http://sociologs.ru/stati/Sorokin.html
  4. http://www.6yket.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/integralnaya_sociologiya_pa_sorokina.html
  5. http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/sorokin_soc_mobile_forms_fluc.html
  6. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sociologiya-sorokina.html

 

1 http://www.infobatl.narod.ru/

2 http://sociology-history.ru/uchebnik-po-istorii-zarubezhnoj-sotsiologii/153-integralnaya-sociologiya-p-sorokina.html

3 http://sociologs.ru/stati/Sorokin.html

4 http://www.6yket.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/integralnaya_sociologiya_pa_sorokina.html

5 http://www.infobatl.narod.ru/

6 http://sociology-history.ru/uchebnik-po-istorii-zarubezhnoj-sotsiologii/153-integralnaya-sociologiya-p-sorokina.html

7 http://www.6yket.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/integralnaya_sociologiya_pa_sorokina.html

8 http://sociologs.ru/stati/Sorokin.html

9 http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/sorokin_soc_mobile_forms_fluc.html

10 http://www.6yket.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/integralnaya_sociologiya_pa_sorokina.html

11 http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sociologiya-sorokina.html

12 http://www.6yket.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/integralnaya_sociologiya_pa_sorokina.html

13 http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sociologiya-sorokina.html

 


Информация о работе Социологический позитивизм Пилирима Сорокина