Социологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:00, реферат

Краткое описание

Целью данного социологического исследования является: Выяснение причин приводящих к частым разводам и непродолжительным бракам. Задачи.
1) Выяснить главную причину вступления в брак.
2) Исследовать специфику отношения к браку со стороны: девушек и парней.
3) Выяснить причины расторжения браков.

Содержание

I Программа социологического исследования………………………………3
Методологический раздел исследования…………………………………3
Методико-процедурный раздел…………………………………………...6
II Сводная таблица данных……………………………………………………9
III Анализ сводных данных………………………………………………….12
Литература……………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

I Программа социологического исследования………………………………3

  1. Методологический раздел исследования…………………………………3
  2. Методико-процедурный раздел…………………………………………...6

II Сводная таблица данных……………………………………………………9

III Анализ сводных данных………………………………………………….12

Литература……………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Программа социологического исследования

  1. Методологический раздел исследования

В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях.

И конечно, не всегда процесс  перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы. Но сейчас такое время, когда  большинство молодёжи вступают в брак, не обдумав своё решение настолько серьёзно, насколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и  делают это без согласия  родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

О крепости державы сегодня говорить не приходится, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что стоило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плавание.

Поэтому необходим поиск подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

Этот подход позволяет  абстрагироваться от многих тривиальных  аспектов темы, от всех проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения (дефиниции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др.), отвлечься  от сколько-нибудь полного обзора результатов  конкретно-социологических исследований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений. Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток  может создавать иллюзию того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изыскания  является, чуть ли не единственным критерием  научности в социологии. Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реализован посредством  эмпирии, ибо, не будучи саморазвивающейся  системой, семья сама в себе не содержит большую часть того материала, который  мог бы послужить для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно произойти.

Известно, что семья включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения  людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят  от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного  развития общества. Естественно, чем  вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует  путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему  отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Примерно 69% семей состоят  из супругов с детьми. Внутрисемейные отношения могут быть, как и  персональные (отношения между матерью  и сыном) так и групповые (между  родителями и детьми или между  супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и  в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Сейчас значительный удельный вес в Республике Беларусь занимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей.

 Итак, что же является  самым главным, чтобы брак стал  прочнее и романтичнее? Согласно  последним данным, пары, брак которых  удался, и супруги стали действительно  близки друг другу, вовсе не  стремятся проводить вместе все  вечера и выходные дни. Они  просто бывают вместе в разное  время, встречаясь иногда всего  на пять минут, но эти встречи  приносят радость. 

Общеизвестны факты, свидетельствующие  о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и  снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения  душевных и физических недугов как  у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что  многие беды общества уходят корнями  к негативным факторам, порожденным  супружескими конфликтами и развалом семей.

Если проанализировать причины  разводов, то главной из них является физическая несовместимость супругов. Итак, сексуальная дисгармония занимает первое место среди причин, приводящих к разводу. На втором месте — различия во мнениях относительно того, как проводить досуг. На третьем — финансовые затруднения и на последнем — психические или эмоциональные нарушения. Причин много, результат один — развод.

Объект.

Объектом моего исследования является студенческая молодежь.

Предмет.     

Отношение студентов к  браку.

Цель  задачи исследования.

Целью данного социологического исследования является:

Выяснение причин приводящих к частым разводам и непродолжительным бракам.

Задачи.

1) Выяснить главную причину  вступления в брак.

2) Исследовать специфику  отношения к браку со стороны: девушек и парней.

3) Выяснить причины расторжения  браков.

Логический  анализ основных понятий.

Изучение противоречия между  принципиальными социальными интересами  включает в себя выяснения содержания следующих понятий:

Брак –  семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления брака, в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. Во многих странах при оформлении брака нередко заключается брачный контракт.

Брачный контракт – это письменное соглашение жениха и невесты о режиме их имущества после вступления в брак.

Брачный возраст – это установленный законом минимальный возраст вступления в брак (в РБ 18 лет). В некоторых случаях допускается снижение брачного возраста на 1 или 2 года. Однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Расторжение брака (развод) – прекращение брака при жизни супругов. В РБ осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса. 

Гипотезы:

1)Студенты легкомысленно относятся к браку.

2)2/3 студентов считают несовместимыми брак и учебу в ВУЗе.

3)Практически все считают подходящим возрастом для вступления в брак 20-30 лет.

4)Родители студентов к браку с разными национальностями относятся негативно.

6) Брак в раннем возрасте  отрицают практически все.

7) Главной причиной расторжения брака является измена.

  1. Методико-процедурный раздел

Определение выборочной совокупности.

Случайным образом были отобраны студенты Белорусского государственного экономического университета. Таким образом, число респондентов составляет 30 человек.

Рабочий план исследования.

Исследование включает в  себя следующие этапы:

1) определение поля и  объекта исследования - подбор студентов  - респондентов;

2)  разработка программы  исследования предмета анализа,  гипотез, анкет;

3) тиражирование анкет  для анкетеров;

4) определение единиц  наблюдения процедура выборки  респондентов;

5) сбор первичной информации и ее обработка);

6) анализ итогов предложения выводов и рекомендаций.

Вводная часть.

Я провожу социологическое исследование на тему « Отношение студентов к браку», прошу вас ответить на мои вопросы, анонимность гарантирую.

Анкета.

1. Как вы относитесь к браку?

     а) положительно                                                 в) пока не думал об этом

     б) отрицательно                                                  г) затрудняюсь ответить

 

2. Считаете ли вы нормальным  вступать в брак во время учебы в ВУЗе?

а) да, это нормально                                              в) может быть

б) нет, брак мешает учебе                                     г) не знаю

 

3. Одобряете ли вы то, что парни вступают в брак, чтобы «откосить» от армии?

а) да, если деваться некуда

б) это несерьёзно

в) я категорически против     

                

4. В каком возрасте, как  вы считаете, нужно вступать в  брак?

а) от 16-18 лет                                                                                                                                                                                     б) от 18-20 лет                                                                                                                                                                                                

в) от 20-30 лет                                                                                                                        

г) от 30 и старше                                                              

 

5. Как относитесь к  браку  с разными национальностями?

а) это меня не интересует                                                  

б) так нельзя                                                                        

в) для меня нет разницы, а родители против                                                               

г) затрудняюсь ответить                                                     

 

6. Для вас имеет значение  социальное положение вашей половины?

а) да                                                                                      

б) нет                                                                                    

в) не знаю

 

7. На каком социальном  уровне должен быть мужчина,  чтобы девушка вышла за него замуж?

а) студент                                                                              в) бизнесмен

б) служащий                                                                          г) не имеет значения

                                                 

8. Кто должен быть главой семьи?

а) мужчина                                                                                       

б) женщина                                                                                       

в) совместно                                                                                     

г) не думал об этом                                                                          

 

9. Кто в семье должен зарабатывать деньги?

а) мужчина                                                                          в) оба

б) женщина                                                                         г) по обстоятельствам

 

10. Из-за чего может  распасться семья?

а) скука                                                                                 г) не сошлись

б) измена                                                                              д) другие причины

в) отсутствие денег

 

11. Как вы думаете, нормально,  что многие парни придерживаются  правила: «Моя девушка должна быть похожа на мою мать»?

а) нормально                                                в) может быть, но не злоупотреблять

б) недопустимо                                                                           

 

12. Когда вы встретили свою первую любовь?

а) в детском саду                                                                      в) в университете

б) в школе                                                                                  г) еще не встретил

 

13. Как вы относитесь  к браку в раннем возрасте (до 18лет)?

а) нормально                                                                     в) отрицательно

Информация о работе Социологическое исследование