Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:45, реферат
В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.
Введение 3
1. Социологическое исследование 4
2. Виды социологического исследования 8
3. Программа социологического исследования 10
4. Применение выборочного метода. Способы выборки 15
5. Рабочий план социологического исследования 19
Заключение 21
Список использованных источников 21
Как считает В. А. Ядов, «объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания».
Предмет исследования - это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога. Например, любой трудовой коллектив обладает множеством различных социальных, профессиональных характеристик. Но исследователя интересует только уровень нравственного сознания рабочих - членов этого коллектива. Тогда объект исследования - трудовой коллектив, а предмет - состояние нравственного сознания.
Анализ любой проблемы можно
провести в теоретическом и прикладном
направлениях в зависимости от цели исследования.
Цель исследования может быть сформулирована
как теоретическая. Тогда при подготовке
программы основное внимание уделяется
теоретическим и методологическим вопросам:
изучению научной литературы по интересующей
проблеме, построению концепции предмета
исследования и т.п. В данном случае объект
исследования определяется только после
того, как выполнена предварительная теоретическая
работа.
Социолог, решающий прикладные
Воздвигать китайскую стену между теоретическим и прикладным исследованиями - ошибка. Любое теоретическое исследование можно продолжить до уровня прикладного и наоборот, хотя не из всякого прикладного исследования можно сделать верные теоретические выводы.
Определение цели исследования
позволяет классифицировать, упорядочить
задачи, которые являются своего рода
ступеньками для восхождения
к цели. Задачи бывают главными и
дополнительными (или основными
и неосновными). В качестве главной может
выступать как теоретическая, так и прикладная
(практическая) задача. Это зависит от
заказа на исследование, но главная задача
обязательно должна быть центральным
вопросом исследования. Дополнительные
К исследовательской цели
социолог идет последовательно, применяя
те или иные методы, приемы. Их число
предопределяется гипотезами исследования. Гипотеза -
это научное предположение, выдвигаемое
для объяснения каких-либо факторов, явлений
и процессов, которое надо или подтвердить,
или опровергнуть. Выдвижение гипотез
в программе исследования обусловливает
логику процесса социологического анализа.
Социологическое исследование
основывается, как правило, на предварительных
предположениях. В них высказываются мысли
о причинах возникновения изучаемой проблемы.
Исследователь их обобщает, затем формулирует
свои предположения в виде гипотез. Гипотезы
позволяют повысить оперативность исследования,
правильно выбрать его объект, метод сбора
социологической информации. Но они не
должны связывать исследователя и предопределять
итоги его работы. Гипотезы должны быть
сформулированы ясно и четко, однозначно.
Как и задачи, они бывают основными и дополнительными.
Логический анализ понятий.
Весьма существенную часть
программы социологического исследования
составляет логический анализ понятий.
В этом разделе программы
Логический анализ понятий требует глубокого и точного объяснения их содержания и структуры. Затем определяется соотношение нужных элементов, свойств исследуемого социального явления. Анализ этих элементов и свойств позволит составить более или менее целостное представление о состоянии (динамике, статике) исследуемого социального явления. Например, необходимо изучить социальную активность рабочих какого-либо коллектива. Логический анализ категории «социальная активность» требует внедрить более дробные понятия, ее составляющие. К ним относятся активность трудовая, политическая, культурная, в сфере образования, общественной работы и т.д. Еще более детализируя, расшифровывая эти понятия, мы подходим к определению сущности отдельных элементов предмета исследования. Данные понятия все более приближаются к показателям, которые можно «закладывать» в анкету в виде конкретных вопросов.
Чем сложнее предполагаемое
социологическое исследование, тем
более разветвленной, сложной оказывается
структура логического анализа
основных понятий. Но чем глубже этот
анализ, тем логичнее и полнее инструментарий
сбора первичной
4. Применение выборочного
метода. Способы выборки
Объекты исследования чаще
всего насчитывает сотни, тысячи, десятки
или сотни тысяч людей. Как правильно организовать
и провести опрос в таких случаях? Ясно,
что если объект исследования состоит
из 200-500 человек, они все могут быть опрошены.
Такой опрос будет сплошным. Но если объект
исследования насчитывает более 500 человек,
то единственно верным будет применение выборочного
метода.
Выборка должна учитывать взаимосвязи
и взаимообусловленности качественных
характеристик и признаков социальных
объектов; говоря проще, единицы опроса
выбираются на основании учета важнейших
признаков социального объекта - образования,
квалификации, пола и т.п. Второе условие:
при подготовке выборки необходимо, чтобы
отобранная часть являлась микромоделью
целого и содержала важнейшие признаки,
характеристики целого, или, как его называют
в социологии, генеральной совокупности. В определенной
степени генеральная совокупность есть
объект исследования, на который распространяются
выводы социологического анализа.
Выборочная совокупность - это определенное
число элементов генеральной совокупности,
отобранное по строго заданному правилу.
Ими могут выступать как отдельные люди,
так и целые группы (студенческие), рабочие
коллективы.
Формируется выборка таким
образом: на первом этапе, например, выбираются
какие-либо трудовые коллективы, предприятия,
учреждения, элементы поселения (малые
города или деревни). Среди них
отбираются элементы, имеющие типичные
для всей группы признаки. Эти отобранные
элементы называются единицами отбора, а среди них
выбираются единицы анализа. Такой метод
чаще всего называют механической выборкой. При
такой выборке отбор может быть произведен
через 10, 20, 50 и т.д. человек. Промежуток
между отбираемыми называется шагом отбора (шагом
выборки).
Довольно популярен у социологов и
статистиков метод серийной выборки. Здесь генеральная
совокупность делится по заданному признаку
(полу, возрасту, образованию и т.д.) на
однородные части (серии). Затем отбор
респондентов идет отдельно из каждой
серии. Число респондентов, отбираемых
из серии, пропорционально общему числу
элементов в ней. Из генеральной совокупности,
например содержащей 2000 человек, где 300
человек - наладчики станков, 700 - токари
и фрезеровщики, 1000 - сборщики, отбираем
каждого десятого. Следовательно, предстоит
опросить 30 наладчиков, 70 токарей и фрезеровщиков
и 100 сборщиков.
Социологи часто пользуются методом гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Например, из 30 студенческих групп, в которых занимаются по 20 человек, отбираются 10, и в этих группах проводится сплошной опрос. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например полу, возрасту, видам обучения и т.п.
В исследованиях применяется также целенаправленная выборка, как правило, использующая методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки - это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят по почте анкеты. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
При проведении пилотажного,
или разведывательного, исследования
обычно применяют метод основного массива. Он
практикуется при зондаже какого-либо
контрольного вопроса. В подобных случаях
опрашивается до 60-70% респондентов, попавших
в отобранную совокупность.
Метод квотной выборки часто применяется
при опросах общественного мнения. Им
пользуются в тех случаях, когда до начала
исследования имеются статистические
данные о контрольных признаках элементов
генеральной совокупности. Например, в
качестве такого признака (параметра)
берется уровень квалификации, образования
и т.п. В переводе с латинского слово «квота»
означает часть, приходящаяся на каждого.
Отсюда и подход к выборке: необходимо
определить, какая часть опрошенных должна
приходиться на долю респондентов с различным
уровнем образования и квалификации. Имеющиеся
данные о том или ином контрольном признаке
выступают в качестве квоты, а их числовые
значения - показателей квоты. Респонденты
при таком методе отбираются целенаправленно,
с соблюдением показателей квот. Число
признаков, данные о которых отбираются
в качестве квот, обычно не превышает четырех,
ибо при большем числе показателей отбор
респондентов становится практически
невозможным.
Определение объема выборочной совокупности.
Это один из самых важных
вопросов теории выборки. С одной стороны,
величина выборки должна быть «статистически
значимой», т.е. достаточно большой для
того, при анализе изучаемых характеристик
выявить устойчивые тенденции, с другой
- она должна быть «экономной», т. е. в некотором
смысле оптимальной. Каков же критерий
оптимальности? Таким критерием являются
сами характеристики или контрольные
признаки исследуемого объекта, точнее,
- дисперсия элементов генеральной совокупности
по основным признакам.
В общем случае формула для
вычисления величины выборочной совокупности
имеет вид:
И=с2/Л2,
где а2 (сигма квадрат) - дисперсия контролируемого признака в генеральной совокупности;
Д - предельная ошибка выборки, значение которой в социологических исследованиях принимается равным 5% (0,05).
Это означает, что среднее значение признака в выборочной совокупности будет отличаться от его среднего значения в генеральной совокупности; не более чем на 5%.
Как видно из формулы, чем больше дисперсия, тем больше объем выборки. И соответственно по мере усиления требования к точности данных опроса (уменьшение предельной ошибки) требуется увеличение объема выборки.
Расчет по формуле производится
всегда по какому-то одному признаку. Однако
в социологических
Очень часто, когда информация о характеристиках генеральной совокупности отсутствует, исключается возможность определения объема выборочной совокупности при помощи формул. Практика социологических исследований свидетельствует, что соблюдение основных правил отбора единиц исследования позволяет достичь достаточно высокой степени репрезентативности при выборке 1000-1200 человек.
Достоверность выборки связана с такими понятиями, как точность и репрезентативность. Точность выборки связана с проблемой ошибок смещения, которые могут возникнуть в связи с несоблюдением правил отбора единиц исследования. Степень точности должна выражаться степенью совпадения структур выборочной и генеральной совокупностей по контролируемым исследователем показателям. Точная и репрезентативная выборка называется достоверной.
5. Рабочий план социологического исследования
Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объем работы - научной, организационной. План создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).
Первый раздел предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе нужно предусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, которое покажет, как «работает» инструментарий. И если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, надо оперативно внести коррективы и в инструментарий, и в программу исследования. Когда документы для работы полностью готовы, они тиражируются и раздаются анкетерам, интервьюерам.
Второй раздел включает все организационные и методические виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предварительное оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практическом значении социологического исследования, т.е. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые). Если анкеты, бланки интервью раздаются и заполняются в группах под руководством анкетера, то необходимо предусмотреть такую процедуру в плане.
Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» информации. План должен предусматривать, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для выполнения этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для ввода в вычислительную машину. Перед этим исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на ключевые вопросы. Они же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводятся в память ЭВМ при помощи специальных компьютерных программ. Статистический информационный массив «переваривается» электронными машинами, и исследователи получают сводные таблицы цифр, процентов - табуляграммы. Существуют различные виды табуляграмм. В одних ответ дается только на один поставленный вопрос, раскрываются все альтернативы, входящие в данный вопрос (да, нет, не знаю). Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табуляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшифровать их, требуются и подготовка исследователя к этой работе, и время. Тот и другой способы имеют свои достоинства и недостатки.
Информация о работе Социологическое исследование: понятие, виды