Социологическое исследование и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, типология — это научный метод, основу которого составляет расчленение объектов, явлений или процессов и их группирование по общности каких-либо признаков. Необходимость определения типов социологического исследования диктуется, прежде всего, тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного или неповторимого в исследовании социальных объектов, явлений или процессов общественной жизни. Если ему удается обоснованно идентифицировать свое исследование с имеющимися видами, то это позволяет более эффективно использовать уже накопленный другими исследователями опыт при организации и проведении конкретно-социологического исследования.

Содержание

1. Социологическое исследование и его виды……………………………..3
2. Общая характеристика программы социологического исследования…7
3. Виды анкетирования и виды вопросов…………………………………..10
4. Композиция и оформление анкеты. Логический контроль и апробация анкеты…………………………………………………………………………12
Практическое задание………………………………………………………..14
Литература……………………………………………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.22 Кб (Скачать файл)

 

    Исходя из того  что программа играет центральную  роль в  социологическом исследовании,  важно  сформулировать  функции,  которые  указывают   на   ее предназначение и раскрывают ее основное содержание.

    1. Методологическая  функция  заключается  в  том,  что  из  имеющегося многообразия  концептуальных  подходов  и  аспектов  видения   объекта   она определяет ту методологию, которую будет применять социолог.

    2.  Методическая  функция  предполагает  конкретизацию  и   обоснование методов исследования, т. е. получения социологической  информации,  а  также ее анализа и обработки.

    3.    Гносеологическая    функция    обеспечивает    снижение    уровня неопределенности  в  понимании   исследуемого   объекта   после   разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.

    4. Моделирующая  функция состоит  в  представлении  объекта  как  особой модели  социологического  исследования,  основных  его  аспектов,  этапов  и процедур.

    5. Программирующая  функция  заключается  в  разработке  программы  как таковой,  представляющей  собой  специфическую   модель   исследовательского процесса,  которая  оптимизирует  и  упорядочивает  деятельность  социолога- исследователя.

    6. Нормативная  функция указывает на наличие  программы,  построенной  в соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования  и признака   научности   социологического   исследования.   Программа   задает нормативные требования социологической  науки  по  отношению  к  конкретному исследованию.

    7.  Организационная  функция  предполагает  распределение  обязанностей между  членами  исследовательского  коллектива,  разделение  и  упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.

    8. Эвристическая  функция обеспечивает поиск и  получение нового  знания, процесс проникновения в  сущность  изучаемого  объекта,  открытие  глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.

    Отсутствие   или   неполная    разработанность    программы    отличает спекулятивные  и  недобросовестные  исследования.  Поэтому  при   проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание  уделяется проверке научной состоятельности  его  программы.  Невнимание  к  построению корректной и полной в научном плане  программы  существенно  сказывается  на качестве  проводимого  исследования,   значительно   сужает   познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную  значимость социологического исследования и его результатов.

 

                      3.Виды анкетирования и виды вопросов.

   Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами. Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс - опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

     Все вопросы  можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов. Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы. Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.). 

 

4.Композиция и оформление анкеты. Логический контроль и апробация анкеты.

   Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных  характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение – дать достоверную информацию. Композиция анкеты должна делать ее удобной для  работы, в одной анкете желательно использовать одну шкалу. Необходимо соблюдать ряд правил и принципов  конструирования анкет, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо логически проконтролировать композицию и оформление анкеты, содержание вопросов. А затем првести апробацию анкеты. Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осущесттвляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

   Композиция анкеты включает в себя: титульный лист, вводная часть, основная часть, социально-демографическая часть. Титульный лист должен содержать наименование организации проводящей соц ис  и тему, вводная часть — обращение к респонденту с необходимыми указаниями и условиями. Основная часть содержит вопросы соц исс, которые должны располагаться по определенному принципу: расположение вопросов — первая треть — это постепенное включение в опрос, втора часть — наиболее трудные вопросы, третья часть — наиболее интимные вопросы. Должна быть: разбивка вопросов по тематическим блокам; переключение внимания с помощью специальных обращений; не должно быть влияния предыдущихвопросов на последующие; не должно быть скопления однородных вопросов; использование специальной техники последовательности вопросов (дымовая

техника). Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы.

   Социально-демографическая часть — это паспартичка (данные о респонденте с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работыреспондента и т.д.)

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки. Для того чтобы анкетный опрос был более эффективным, надо соблюдать ряд правил. В самом начале задаются простые вопросы.  а не по логике исследователя содержащейся в программе, чтобы не обрушивать на отвечающего серьезные вопросы сразу, а дать ему освоиться с анкетой и постепенно переходить от простого к более сложному (правило воронки

   При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Опрос по анкете —этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).).

   Эффект излучения - когда все вопросы логически взаимосвязаны и логически сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них - такое влияние вопроса называют эффектом излучения или эффектом эха и проявляется оно в том, что предшествующий вопрос или вопросы направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формируется или выбирается вполне определенный ответ. Факт сопряженности ответов на разные вопросы учитывается при составлении анкеты. Для этого, например, вводятся буферные вопросы.

 

 

Практическое задание.

    На  основе  анализа  банка  анкет,  изучения литературы составить анкету объемом 25 вопросов по теме «Женщина – руководитель» или «Анкета руководителя».

Вопрос

Ответ

1.Фамилия, имя, отчество

 

2.Дата рождения

 

3.Ваш пол

 

4.Семейное положение

 

5.Стаж работы

 

6.Занимаемая должность

 

7.Стаж работы на занимаемой  должности

 

8.Образование

 

9.Планируйте ли вы получать  дополнительное образование? Какое?

 

10.Места работы, начиная с последнего.

 

11.Причина ухода с места  работы.

 

12.Профиль деятельности  вашего учреждения.

 

13.Количество сотрудников  в учреждении.

 

14.Уровень заработной  платы на последнем месте работы

 

15.Ожидаемый уровень заработной  платы

 

16.Ваши личностные качества 

 

17.Владеете ли вы иностранным  языком? Каким?

 

18.Наличие загран. паспорта.

 

19.Наличие водительских  прав.

 

20.Ближайшие цели вашей  профессиональной карьеры.

 

21.Имеете ли вы научные  труды, звания?

 

22. Имеете ли вы правительственные  награды?

 

23.Кто может вас порекомендовать?

 

24.Адрес проживания.

 

25.Контактный телефон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. PR для профессионалов. Почепцов  Г.Г 1999

2. Теория коммуникации. Почепцов  Г.Г 2002

3. Основы современной  социологии. Григорьев С.И.,Растов  Ю.Е. 2001

4. Анализ содержания_ социологический  метод изучения средств массовой  коммуникации. Л.Н. Федотова. 2004

5. Социология коммуникации. Конецкая В.П 2005

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социологическое исследование и его виды