Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:15, курсовая работа
Социология - наука об обществе, отдельных социальных институтах, процессах и общественных социальных общностях людей. Социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность. А философия, хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения - на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом существовании как это делает социология.
Введение …………………………………………………………………………………..3
1 Методологические основы исследования систем управления……………………….6
2 Объект и предмет исследования……………………………………………………….8
3 Характеристика методов исследования систем управления и обоснование выбора метода………………………………………………………………………………….....10
Заключение……………………………………………………………………………….12
Глоссарий………………………………………………………………………………...13
Список использованных источников…………………………………………………...15
Приложения………………………………………………………………………………16
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Самарский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Исследование систем управления |
Тема |
Социологическое исследование систем управления |
Фамилия студента |
Тарасова |
Имя студента |
Ирина |
Отчество студента |
|
№ контракта |
03909080301038 |
Введение ………………………………………………………
1 Методологические основы
2 Объект и предмет исследования………………………………………………
3 Характеристика методов
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Социология - наука об обществе, отдельных социальных институтах, процессах и общественных социальных общностях людей. Социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность. А философия, хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения - на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе, выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм - сводивший социальное к природному, антипозитивизм - настаивающий на специфике социального.
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цель такого изучения - понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты.
Социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным - это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология - это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав.
Социологическое исследование применительно к управлению организацией можно представить как научное изучение системы управления с использованием теоретических и эмпирических процедур, позволяющее познать и оценить:
новые знания в области социального управления;
потребности и перспективные
устремления имеющихся и
сущность и реальную
деятельность персонала организации,
их интересы, исповедуемые ценнос
возможности использования полученных при изучении новых знаний в теории и практике управления.
В рамках таких исследований проводят также определение интересов, ценностных ориентиров и возможностей персонала поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и субподрядчиков. Очевидно, что при проведении социологических исследовательских работ выявляется и решается широкий круг проблем, связанных с общественными отношениями потребителей, персонала своего предприятия, поставщиков, субподрядчиков и т.п.
По общей направленности, т.е. по отношению социологических исследований системы управления к теории и практике выделяют:
теоретические исследования, обеспечивающие получение новых социальных теоретических знаний об исследуемом объекте;
теоретико-прикладные исследования, использующие теоретико-эмпирические процедуры изучения и решения социальных проблем на основе полученных новых знаний;
прикладные исследования, на
имеющихся в социологии подходов.
Каждый из этих видов исследований используется в зависимости от уровня управления и целей.
Очень часто источником
социальной информации становятся мнения
респондентов (например, фактических
или потенциальных
Позитивистская социология рассматривает познания социального общества по аналогии с природой, используя методы точных естественных наук. Понимающая социология анализирует, прежде всего, значимые смысловые элементы социальной жизни общества, делая акцент на понимании изменений, движений.
На разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира - малых социальных групп, социальных слоев, общностей. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные течения.
Характеризуя социологию как систему знаний важно учитывать, что между классической социологией и современной социологией существует определенное различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира как бы со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от теоретического к эмпирическому исследованию в социологии осуществляется с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат описанию и классификации. Для выявления всех необходимых свойств и более глубокого изучения общества и человека и служит социологическое исследование.
Социологическое исследование сравнительно недавно стало одним из видов профессиональной деятельности. Хотя сама идея исследования была заимствована социологией из естествознания, экономики и других наук.
Что же такое «социологическое исследование»? Это - один из основных способов развития социологического знания. В ходе исследования исследователь (группа, институт) сознательно сосредотачивается на определенных задачах, которые обусловлены, с одной стороны, общественными потребностями, а с другой - профессиональным стремлением специалиста получить новое знание.
Социологическое исследование осуществляется только там и только тогда, где и когда в этом возникает общественная потребность. Последняя определяется наличием проблемы. Проблема в социологии обусловливается ситуацией, возникающей в процессе социального развития, а именно: противоречием между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих необходимых действий. Таким образом, главное - это выявление необходимости изучение какой-либо области социальной жизни в целях активного влияния на разрешение социальных противоречий, природа и особенности которых еще не ясны.
В настоящее время термином «социологическое исследование» слишком злоупотребляют, особенно журналисты, которые не проводят социологических исследований, во-первых, в силу непрофессионализма, а во-вторых, им нужна информация другого рода. Надо заметить, что научная информация «добывается» с большим трудом, подчас в течение очень длительного времени. Кроме того, проведение социологического исследования требует специальных знаний, профессиональной подготовки.
Социологическое исследование - сложный научный процесс, который включает в себя: исследования теоретические, эмпирические и методологические; фундаментальные и прикладные; описательные, анамнестические, прогнозные; полевые, лабораторные и клинические; экспериментальные и сравнительные; панельные и повторные; биографические, поколенные; изучение социальных структур. Схема исследования показана в приложении А. Кроме того, выделяются исследования, в которых изучается особый, отдельный случай, монографическое обследование, массовое выборочное (статистическое) обследование.
В зависимости от целей, темы и проблемы исследования определяется объект изучения. В этом качестве выступает группа или общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной действительности.
Что же представляет объект научного познания социологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета - те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук - социальная реальность, а поэтому социология - наука об обществе. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия и др.). В рамках одного объекта может возникнуть несколько проблем, и, следовательно, несколько предметов исследования.
Выделение объекта исследования - необходимая процедура в ходе разработки программы, так как от этого зависит выбор методов исследования и многое другое. Например, анкеты для рабочих и колхозников включают не только общие, но и особенные вопросы. В анкете для колхозников возможны вопросы о личном подсобном хозяйстве, количестве голов скота и т.п. В анкете для рабочих могут присутствовать аспекты сугубо городского образа жизни. Анкета для преподавателей будет отличаться от анкеты актеров, поскольку в их работе есть не только общее, но и особенное.
Естественно, объект социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания.
Конечно же, объектом социологического познания является общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.
В отличие от объекта науки, ее предмет - это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической проблема тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.п. и т.д.
Информация о работе Социологическое исследование систем управления