Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 15:11, реферат
Социологизм Э. Дюркгейма – как теория общества Чтобы разобраться в принципах теории и методологии социологии Э. Дюркгейма, необходимо дать определение понятию «социологизм». Здесь нужно выделить два аспекта: во-первых, онтологический, во-вторых, методологический. Касаясь первого, онтологического аспекта можно выделить несколько теоретических позиций. По Э. Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное «реальна», как и другие виды реальности (биологический, психологический, экономический), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уфимский государственный авиационный технический университет
кафедра социологии и социальных технологий
Реферат
по дисциплине
«Социология»
на тему:
«Социологическое наследие Э. Дюркгейма.
Город как социально-территориальная общность. »
Выполнил: студент
заочного факультета ЗЧС
группы ПБ-206
Медведева Евгения Олеговна
Номер зачетной книжки 210067
проверил:
доц. Сизоненко З.Л.
Уфа
2011 г.
Социологизм Э. Дюркгейма – как теория
общества Чтобы разобраться в принципах
теории и методологии социологии Э. Дюркгейма,
необходимо дать определение понятию
«социологизм». Здесь нужно выделить два
аспекта: во-первых, онтологический, во-вторых,
методологический. Касаясь первого, онтологического
аспекта можно выделить несколько теоретических
позиций. По Э. Дюркгейму, социальная реальность
включена в общий универсальный природный
порядок, и она столь же основательна,
а главное «реальна», как и другие виды
реальности (биологический, психологический,
экономический), а потому, как и последние,
развивается в соответствии с определенными
законами.
Общество- реальность особого рода, которая
не сводится к другим ее видам. Здесь подчеркивается
одна основная идея, которая пронизывает
все творчество Э. Дюркгейма. Речь идет
о признании автономии социальной реальности
и, прежде всего по отношению к индивидуальной,
биопсихической реальности, которая воплощена
в отдельных индивидах. По сравнению с
индивидом, общество рассматривалось
как более богатая содержанием реальность.
Суть его концепции было стремление включить
моральные и религиозные феномены в сферу
естественных явлений, «имеющих условия
и причины», но и в то же время сохранить
их специфику. Последнее
вело к наделению общественного сознания
такого рода качествами, которые превращали
его в почти самостоятельный феномен,
порождающий общественную жизнь как таковую.
Э. Дюркгейм проводил четкое различие
между индивидуальным и коллективным
сознанием. «Группа думает, чувствует,
действует совершенно иначе, чем это сделали
бы ее члены, если бы они были разъединены.
Если же отталкиваться от последних, то
невозможно понять ничего в том, что происходит
в группе» - писал он. Коллективное или
общее сознание он называл психическим
типом общества, имеющим свой способ развития,
несводимый к материальной основе, свои
свойства, свои условия существования.
При рассмотрении генезиса коллективного,
или общего сознания Э. Дюркгейм опирался
на идеи непрерывного развития природы
и «творчество синтеза» простого в сложное.
Отношения индивидов в обществе истолковывались
им как отношения ассоциации, в результате
которой возникает новое качество – социальная
жизнь как процесс деятельности. «…как
всякое увеличение в объеме и динамичной
плотности обществ, делая социальную жизнь
более интенсивной, расширяя умственный
горизонт и сферу деятельности индивидов,
глубоко изменяет основные условия коллективного
существования». Учение, согласно которому
в процессе общения и ассоциации индивидов
из фактов взаимодействия и коммуникации
возникает новое качество - социальная
жизнь, получило у многих исследователей
Э. Дюркгейма название «ассоцианистского
реализма».
В истолкования своей концепции. Э. Дюркгейм
писал: «Социальные верования или акты
способны существовать независимо от
их индивидуальных выражений. Этим, очевидно,
мы не хотели сказать, что общество возможно
без индивидов: подозрение в провозглашении
столь явной нелепости нас могло бы и пощадить».
Под «независимостью общества» Э. Дюркгейм
подразумевал лишь его объективность
по отношению к индивиду и особую качественную
специфику, а не потусторонность, сверхъестественность.
Социолог истолковывал отношение общества
и индивидов как отношение целого и его
частей, постоянно ссылаясь на пример
химического целого как синтеза его составных
элементов. Указывая на земные, социальные
корни религии, Э. Дюркгейм называл бога
обществом. Подчеркивая священность общества,
наделяя его чертами одухотворенности,
Э. Дюркгейм хотел выразить идею морального
превосходства общества над индивидами.
Взгляды социолога изменялись. В своих
ранних произведениях он настаивал на
тесной взаимосвязи между коллективным
сознанием и социальной средой. Позднее
он стал считать коллективное сознание
жизненным узлом всего общества. Общество
он объявил «композицией всякого рода
идей, верований и чувств, которые реализуются
через посредство индивидов».
Общество и его сознание рассматривались
Э. Дюркгеймом как явления одноплановые,
в его концепции они были не только взаимосвязанными
и взаимообусловленными, но и могли менять
этимологическую последовательность
при объяснении.
1.4. Правила социологического метода.
Ставя задачу создания социологии в теоретико
– методологическом отношении, Э. Дюркгейм
пытался тесно связать ее методологические
принципы с пониманием предмета социологии
как особого рода фактов –социальных.
Первое правило, которое должно было обеспечить
объективный подход к социальной действительности,
выражалась в принципе: «Социальные факты
нужно рассматривать как вещи»
В начале он подчеркивал внешний и принудительный
характер социальных фактов. При объяснении
социальных явлений он апеллировал к демографическим
и социально – экономическим факторам
(объем и плотность населения, структура
и степень сложности социальных групп
и т. п.), к «социальной среде» и «социальным
условиям». Впоследствии он все чаще обращается
к понятиям «чувства долга», «морального
авторитета» общества и другим психологическим
и символическим посредникам между обществом
и индивидом. Одной из важнейших проблем
Э. Дюркгейм считал теоретическое обоснование
возможностей научного объяснения социальных
фактов. Решая эту проблему, он применял
два рода анализа: причинный и функциональный.
Это было плодотворное и перспективное
направление. «Предмет социологии, согласно
Э. Дюркгейму, - социальные факты, которые,
как уже отмечалось, характеризуется двумя
основными признаками: они существуют
вне индивидов и оказывают на них принудительное
воздействие. Впоследствии он дополнил
это истолкование предмета еще одним,
определив социологию, как науку об институтах,
их генезисе и функционировании»
1.5. Значение идеи социальной солидарности
в социологии Э. Дюркгейма.
Тема социальной солидарности – главная
тема социологии Э. Дюркгейма. Солидарность
для него – синоним общественного состояния.
Э. Дюркгейм отталкивался от типичной
для социологии XIX века идеи двух типов
общества: традиционное и современное.
Отсюда он выделяет два типа социальной
солидарности. Во-первых, механическую
солидарность, которая была типична для
традиционного, архаического общества
и основывалась на неразвитости и сходстве
составляющих общество людей. Индивид
в таком обществе не принадлежит сам себе,
а коллективное сознание почти целиком
покрывает индивидуальные особенности,
то есть отсутствует собственное «Я» -
«Я это только мы». Во-вторых, органическую
солидарность, которая порождается разделением
общественного труда и которая основана
не на сходстве, а на различии индивидов.
И если механическая солидарность предполагает
поглощение индивида коллективом, то органическая,
напротив, предполагает развитие личности.
Именно благодаря разделению труда индивид
осознает свою зависимость от общества,
которая раньше поддерживалась репрессивными
мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так
как разделение труда становится важным
источником социальной солидарности,
то оно (разделение труда) вместе с этим
становится основанием морального порядка».
Поэтому переход от механической солидарности
к органической он считает не только историческим
законом, но и главным показателем прогресса.
Рассматривая солидарность как внешний
моральный принцип, высшую универсальную
ценность, Э. Дюркгейм признавал моральным
и разделение труда. Общество, в котором
доминирует органическая солидарность,
создает условия для расцвета индивидуализма.
В обществе, где уважается личность, для
поддержания мирного существования дифференцированных
индивидов необходимы общие ценности.
В обществе, высшим законом которого является
индивидуализм, важно придать коллективному
сознанию достаточный авторитет и достаточно
широкое содержание. Любое современное
общество, в котором господствует органическая
солидарность, чревато опасностью разъединения
и аномалии. Видятся социальные проблемы
и конфликты. Э. Дюркгейм объясняет их
отклонением от
нормы, вызванным недостаточной отрегулированностью
отношений между главными классами общества.
Он предполагал создание профессиональных
корпораций, в качестве новых органов
общественной солидарности. Решающую
роль в деле социальной интеграции Э. Дюркгейм
отводил идеалам и верованиям, видя в них
главные компоненты морали и религии.
Проводя мысль о «коллективном сознании»
как источнике и регуляторе общественной
жизни и общественного развития, он распространяет
ее и на происхождении философских категорий.
По его мнению, логические категории –
суть «коллективные представления», они
передают состояние коллектива, и в этом
заложена их всеобщность и устойчивость.
Чтобы создать коллективные представления,
множество различных умов соединили, сочетали
свои идеи и чувства, многие поколения
накапливали в них свои знания и опыт.
В коллективных представлениях сконцентрирована
умственная жизнь индивида. С точки зрения
коллективных представлений рассматривает
он происхождение религии. Э. Дюркгейм
пишет, что религия вещь социальная. Религиозные
представления – это коллективные представления,
которые выражают коллективные реальности.
Оценивая религию с точки зрения ее социальных
функций, Э. Дюркгейм возражает против
сведения религии к логико-понятийному
элементу или просто к совокупности идей.
Как он подчеркивает, «истинная функция
религии в том, чтобы заставлять нас думать,
обогащать наше познание, а в том, чтобы
побуждать нас к действию, помогать нам
жить…»Религия по Э. Дюркгейму, это солидарная
система верований и обрядов, которые
объединяют всех тех, кто их придерживается,
в единое моральное общество, называемое
церковью. Развивая мысль о социальной
природе и функциях религии, он исключает
вопрос, об истинности содержания религиозных
верований считая, что с религией нельзя
разделаться, показав ошибочность ее логических
оснований или несоответствие очевидным
фактам.
Главной силой общественной жизни Э.
Дюркгейм считал коллективные представления,
обеспечивающие солидарность социальной
группы. Любое отношение к социальным
ценностям и идеалом, без которых не может
развиваться общество, - суть религиозные
отношения, поскольку это вопрос веры. Социолог
считал, что между наукой и религией не
существует непримиримого противоречия.
Наука отбирает у религии лишь функцию
объяснения мира, но не может взять себе
функцию веры, ибо «вера – это прежде всего
порыв к действию». А наука всегда продвигается
вперед очень медленно и никогда не бывает
завершена, а жизнь не может ждать. По Э.
Дюркгейму, теории, особенно касающиеся
проблем социальной жизни, побуждать действовать,
вынуждены обгонять науку и преждевременно
дополнять ее. В этих теориях сохраняется
роль веры, а, следовательно, и религии.
1.6. Социология Э. Дюркгейма сегодня
Трудно найти такую отрасль социологии,
начиная от общей социологической теории
и заканчивая прикладными исследованиями,
в которой бы влияние исследований Э. Дюркгейма
так или иначе не ощущалось. Трудно назвать
более или менее крупного социолога нашего
столетия, который бы так или иначе не
соотносил свои идеи с дюркгеймовскими,
с тем чтобы продолжить и развить их. Вклад
его в становление и развитие социологии
общепризнан. Идеи Э. Дюркгейма продолжают
сохранять актуальность и могут быть полезными
и сегодня, особенно в обществах, находящихся
в переходном состоянии, переживающих
бурные изменения.
В России были осуществлены первые переводы
его книг, причем еще при его жизни. Это
было еще до революции. В 1991 г. в серии «Социологическое
наследие» издательства «Наука» был опубликован
однотомник Э. Дюркгейма, в который вошли
новые переводы книг «О разделение общественного
труда» и «Метод социологии».
Работы и идеи Э. Дюркгейма оказали громадное
влияние на мировую, особенно французскую
социологию. Социологи, сгруппировавшиеся
вокруг основанного им журнала, развивали
его положения и после смерти учителя.
Ж. Дави продолжил его работы, касающиеся
происхождения права, а М. Мосе тенденцию
на сближение социологии с этнографией
и опубликовал ряд работ о соотношении
социологии и антропологии. Л. Леви-Брюль
создал свою теорию «первобытного мышления».
Социологизм Э. Дюркгейма был направлен
на ликвидацию общественных кризисов.
Попытки западных социологов найти пути
выхода из кризиса опираются на идеи и
концепции Э. Дюркгейма, поставило проблему
кризиса
буржуазного мира во главу угла социологии.
Это концепции неконсерваторов
(Д. Белла, Р. Нисбета, С. Липсета, Н. Глейзера,
и др.) В работе «Социология и идеология»
французский исследователь справедливо
утверждает, что социология участвует
в «великих сражениях» нашей эпохи и Э.
Дюркгейм принадлежал к классу буржуазии,
которой еще верил или хотел верить, что
его социальная система является вечной.
В последние десятилетия наследие Э. Дюркгейма
и его школы в разных странах активно исследуется
и переосмысливается. Научное сообщество
продолжает считать это наследие актуальным
и плодотворным для развития социологического
знания
В научном творчестве Э. Дюркгейма социология
занимает центральное место среди общественных
наук. В гипотезе мы выделили исследование
социальной реальности в работах Э. Дюркгейма,
как то, из чего состоит общество. Он доказал,
что общество – это реальность особого
рода, не сводимая ни к какой другой.
Э. Дюркгейм трактует общество как нравственную
реальность. Все что не имеет серьезного
нравственного основания, с его точки
зрения, носит непрочный и временный характер.
Он внес важный вклад в понимание общества
как ценностно-нормативной системы. Социальное
поведение всегда регулируется набором
правил.
Э. Дюркгейм явился родоначальником структурно
- функционального анализа в социологии:
он исследовал социальные факты под углом
зрения их функций в конкретных социальных
системах.
Он разработал методологические принципы
социологического мышления, конкретные
методы правила и процедуры, наблюдения,
объяснения социальных явлений, научного
доказательства и т. д.
Основной принцип его методологии –
это изучение социальных фактов как вещей.
Он отстаивал взгляд на социологию как
на строгую объективную науку, свободную
от всякого рода идеологических предрассудков.
Э. Дюркгейм внес важнейший вклад в становление
и утверждение
профессиональной социологической этики.
Природа общества, его интегративное
начало, его «здоровье» и патологическое
состояние, методы социологического исследования
и статус социологии как науки – все эти
проблемы, решаемые Э. Дюркгеймом с позиций
философско-социологической концепции,
принадлежат к числу важнейших проблем
теоретической социологии.
Важными элементами социальной структуры
общества являются социальные общности
и группы. Социальная общность - это реально
существующая, эмпирически фиксируемая
совокупность людей, характеризующаяся
относительной целостностью и выступающая
самостоятельным субъектом исторического
и социального действия.
Социальные общности отличаются необычным
разнообразием конкретных форм и видов.
Они могут варьироваться по количественному
составу: от нескольких лиц до многочисленных
масс; по продолжительности существования:
от минут и часов (пассажиры поезда, театральная
аудитория) до столетий и тысячелетий
(этносы, нации); по степени связи между
индивидами: от относительно устойчивых
объединений до весьма аморфных, случайных
образований (очередь, толпа, болельщики
футбольных команд).
Поэтому для классификации социальных
общностей важно выделить тот или иной
системообразующий признак. В случае одни
виды общностей определяются этнической
принадлежностью (племя, народность, нация);
другие - принадлежностью к исторически
сложившимся территориальным объединениям
(город, деревня, поселок); третьи - социально-демографическими
факторами (пол, возраст); четвертые - социокультурными
и т.д. Соответственно выделяются социально-этнические,
территориальные, демографические, культурные
и другие общности.
Социально-территориальная общность
представляет собой совокупность людей,
постоянно проживающих на определенной
территории и осуществляющих совместную
деятельность для удовлетворения своих
экономических и социальных потребностей.
Социально-территориальные общности
обладают системообразующими признаками,
главными из которых являются устойчивые
экономические, социальные, политические,
духовно-идеологические связи и отношения.
К социально-территориальным общностям
относится население города, деревни,
поселка, села, отдельного района большого
города. В качестве таких общностей выступают
также и более сложные территориально-
Исследуя социально-территориальные
общности, социологи главное внимание
уделяют изучению города (социология города)
и деревни (социология деревни).
Город - это крупный населенный пункт,
жители которого заняты несельскохозяйственным
трудом. Для города характерны разнообразие
трудовой и внепроизводственной деятельности
населения, специфика его социального
состава и образа жизни.
Выделение города как территориальной
единицы в разных странах имеет свои особенности.
Так, в ряде стран к городам относят населенные
пункты с числом жителей в несколько сот
человек, хотя общепринятый показатель
составляет от 3 до 10 тыс. жителей. В Российской
Федерации городом считается населенный
пункт с численностью жителей свыше 12
тыс. человек, из которых не менее 85% занято
вне сферы сельского хозяйства. Города
делятся на малые (с населением до 50 тыс.
человек), средние (50-100 тыс. человек) и большие
(свыше 100 тыс. человек). Особо выделяются
города с населением свыше 1 млн. человек.
При этом города с населением свыше 2 млн
человек принято считать мегаполисами.
Развитие городов связано с урбанизацией,
главное социальное содержание которой
заключено в особых <городских отношениях>,
охватывающих социально-профессиональную
и демографическую структуру населения,
его образ жизни, культуру, размещение
производительных сил, расселение. Для
урбанизации характерны приток в города
сельского населения, рост доли городского
населения, увеличение числа больших городов,
расширение доступности крупных городов
для всего населения и др. Сложный комплекс
социального пространства, включающий
город, пригороды, населенные пункты, получил
название агломерации.
Процесс урбанизации имеет как позитивные,
так и негативные последствия. Среди первых
распространение новых, более совершенных
форм образа жизни и социальной организации;
создание благоприятных условий для развития
науки, техники, культуры; выбор различных
видов образования и профессиональной
деятельности и др.; среди вторых - обострение
экологических проблем; повышение заболеваемости;
увеличение социальной дезорганизации,
преступности, девиации и др.
По мнению ряда специалистов, рост больших
городов требует установления определенных
ограничений. Это касается планирования
жилой застройки, размещения промышленных
предприятий, расширения парковых зон,
отношения к природе и т.п.
Деревня - это небольшой населенный пункт,
жители которого заняты сельскохозяйственным
трудом. Для этой формы социально-территориальной
общности характерны непосредственная
связь жителей с землей, сезонная цикличная
работа, небольшое разнообразие занятий,
относительная социальная и профессиональная
однородность населения и специфический
сельский образ жизни.
Исторически название <деревня> возникло
на северо-востоке Руси, откуда оно распространилось
по другим областям страны. Другим типичным
видом поселения было село, которое отличалось
от деревни большим размером и наличием
помещичьей усадьбы или церкви. Более
мелкие поселения назывались выселками,
хуторами, починками, заимками и т.п. На
Дону и Кубани крупные сельские поселения
называются станицами. В Средней Азии
основной вид поселения - кишлак, а в горных
районах Северного Кавказа - аул.
В настоящее время, в соответствии с градостроительным
кодексом, к сельским поселениям относятся
села, станицы, деревни, хутора, кишлаки,
аулы, стойбища, заимки и другие однотипные
социально-территориальные общности.
Все эти поселения могут обобщенно определяться
понятием <деревня>, отражающим специфический
комплекс социально-экономических, культурно-бытовых
и естественно-природных условий сельской
жизни.
В рамках социологии деревни исследуются
закономерности возникновения, развития
и функционирования сельских социально-территориальных
общностей. Особое внимание уделяется
изучению таких вопросов, как занятость
населения, его профессиональная и социально-демографическая
структура, организация досуга на селе,
образ жизни, культура и духовные интересы
сельских жителей.
Социологию города, на мой взгляд, следует считать открытой для науки и практики, как и всю социологию, с того периода, когда человек стал субъектом исторического процесса, т. е. с периода буржуазных революций. До этих пор мы вправе говорить об истории города, о скромных локальных попытках решать социальные проблемы его жителей. До 19 века включительно города создавались и возникали как символы власти, как центры торговли, как портовые города (как в древнее время, так и в средневековье). Да и с наступлением эры капитализма города долгое время создавались как результат индустриализации, как центры освоения природных богатств. И лишь на пороге 20 века появились концепции французского архитектора Т. Гарнье и английского урбаниста Э. Ховарда, в которых были высказаны идеи о разделении городов на промышленную и жилую зону, а также зону отдыха, обслуживания и рекреации [3, с. 113]. Именно с этого и начинается социология города, городских агломераций и всех поселений, которые претендуют на это наименование.
Особое место занимает город как социально –территориальное образование, где наиболее тесно переплетаются интересы общества, трудовых коллективов, учреждений, организаций и интересы самого человека как жителя. 20 век можно в известном смысле назвать веком массового возникновения городов. Процесс урбанизации охватил все страны, особенно индустриально развитые, что привело к тому, что большинство населения сосредоточилось в городских поселениях. При этом градообразующими факторами стала не только концентрация промышленности. Но и наука, отдых, переработка сырья, в том числе и сельскохозяйственного, и т. д.
Не является исключением данный процесс и для нашей страны, в которой процесс градостроительства протекал в огромных масштабах. За годы Советской власти (до 1989 г. ) образован 1481 город. Характерной чертой нынешнего периода является неуклонное их укрупнение: в России 57 городов имеют населения более 500 тыс. чел. , в том числе 23–более 1 млн. жителей. Острота социального развития городов на современном этапе объясняется прежде всего тем, что в настоящее время в них проживает большинство (71 %) населения страны [3, с. 115].
Проблематика и круг исследований городской социологии является в настоящее время предметом широкой дискуссии в социологической литературе. Теоретические основы немарксистской городской социологии заложены в трудах М. Вебера (анализ города в контексте исторического развития общества, его экономического строя, культуры и политических институтов), Тенниса (противополагание городских и сельских форм общественной жизни) и Зиммеля (выделение некоторых характерных черт городской культуры). В настоящее время пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации различных общественных слоев и этнических групп в городах.
Город –это территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудо Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни. Городская культура характеризуется: преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении; снижением значимости территориальных общностей; затуханием соседних связей; уменьшением роли семьи; многообразием культурных стереотипов; неустойчивостью социального статуса горожанина, повышением его социальной мобильности; ослаблением влияния традиций в регулировании поведения личности. Городской образ жизни в нашей стране обуславливается и характеризуется: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающими отсюда его социально–профессиональной структурой; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким выбором видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм оздоровляющего отдыха; большим объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально– этнической разновидностью в семейно – дружеской связях; высокой плотностью человеческих контактов. В связи с развитием городского образа жизни вступают проблемы двоякого рода. Одни из них связаны с изучением и формированием механизмов создания новых образцов социальных отношений в производстве и за его пределами, с развитием форм и норм социально–культурного потребления и созданием механизмов преемственности различных норм культуры и социальных отношений. Другие обращены на перераспределение имеющихся и высвобождение дополнительных ресурсов для ускорения развития этих процессов. Важнейшей является проблема взаимной увязки рабочих мест города и профессиональных качеств работающего населения, с одной стороны, и реальных несоответствий его требований и ожиданий рабочим местам и существующей структуре рабочих мест города– с другой.
Экстенсивный путь развития промышленности, воспроизводя одну и ту же далеко не самую эффективную структуру рабочих мест во все расширяющемся масштабе, стимулирует тем самым регулярный приток рабой силы извне, что ведет к чрезмерному росту городов. Наиболее остро эта проблема стоит в малых и средних городах, особенно с одной доминирующей отраслью промышленности. Суть в том, что монофункциональность города предопределяет преимущественный спрос на рабочую силу какого– либо одного пола. Например, Иваново –центр текстильной промышленности, где используется преимущественно женский труд. В результате при формировании населения города происходит перекос в сторону лиц женского пола, вследствие чего процесс воспроизводства населения нарушается, учащаются разводы и т. д. Помимо этого, монофункциональность города делает практически нереальным возможности выбора деятельности, сводит на нет условия к перемене труда, что в свою очередь приводит к росту миграции населения, и прежде всего молодежи.
Все большее влияние на развитие культуры, политики и всего образа жизни человечества оказывает феномен не только роста населения планеты, но и концентрация людей в отдельных крупных агломерациях. Крупные города стремительно растут, поглощают окрестные селения, сливаются друг с другом, образуя мегаполисы. В нашей стране существует ряд крупных и сверх крупных агломераций: московская, уральская, самарская, нижегородская, - которые принципиально новые социальные проблемы, вызванные проживанием огромного числа населения на ограниченной территории. Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы.
Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организация повседневной жизни людей.
Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфраструктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых–эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания. Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Набережных Челнов, Дивногорска, городов Тюменского Севера говорит о том, что отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого–к миграции. Решением этой задачи может быть обеспечение молодых сибирских городов стабильными квалифицированными кадрами . Переход к новым высоким технологиям приводит не просто к подвижкам населения. Миграция сначала из деревень в рабочие поселки, затем из поселков в города, а из городов в мегаполисы характерна для большинства регионов планеты . Деревни, а тем более хутора исчезают, это обусловлено особенностями жизни и труда людей. На место них приходят мегаполисы с их проблемами и преимуществами, к которым можно отнести следующее: в крупных городах выгоднее делать бизнес, организовывать производство, торговлю, создавать образовательные комплексы и т. д.
Подводя итоги, можно с уверенностью
сказать, что разбираться с проблемой
городов необходимо в наши дни, и разбираться
надо не только с позиции муниципального администратора, а с позиции науки,
для которой концентрация населения–естественное
явление, возникающее не по чьей-то злой
воле и ставшее закономерным следствием
развития цивилизации, а значит, эволюции
человека.
СОЦИОЛОГИЯ ДЕРЕВНИ.
Подобно городу, деревня как объект социологии –исторически сложившаяся внутренне дифференцированная социально-территориальная подсистема. Она характеризуется особым единством искусственной материально-вещной среды, доминирующей над нею природно-географических условий, рассредоточенного типа социально-пространственной организации людей .