Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 15:04, контрольная работа
Наряду с социологическими учениями О. Канта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих основоположников Карла Маркса и Фридриха Энгельса она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других науках. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой и другими видными представителями марксизма XX века.
Введение.
1. Биография.
2. Понятие марксистской социологии.
3. Диалектический материализм и социология.
4. Социология классов и классовой борьбы..
5. Социология революции.
Заключение.
Список использованной литературы..
Содержание
Введение.
1.
Биография.
2.
Понятие марксистской социологи
3.
Диалектический материализм и социология.
4.
Социология классов и классовой борьбы..
5.
Социология революции.
Заключение.
Список
использованной литературы..
Наряду с социологическими учениями
О. Канта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М.
Вебера, других социологов широкое распространение
во второй половине XIX и в XX в. получила
социология марксизма.
Устами своих основоположников Карла
Маркса и Фридриха Энгельса она заявила
о себе как о научном истолковании исторического
процесса, базирующемся на объективных
данных исторической, экономической, социологической
и других науках. Разработанное К. Марксом
и Ф. Энгельсом материалистическое понимание
истории было продолжено в своем развитии
Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой
и другими видными представителями марксизма
XX века.
Бесспорно, Карл Маркс - одна из самых величественных
и трагических фигур в новейшей истории.
По признанию и сторонников, и противников,
он был гениальным мыслителем, оказавшим
наиболее мощное влияние на судьбы человечества
в XX веке. Вряд ли кто из великих деятелей
новейшей эпохи удостаивался таких почестей,
граничащих с обожествлением, и вряд ли
кто подвергался такому глумлению и проклятиям,
особенно в последние годы, и особенно
в той стране, где он так долго был бесспорным
авторитетом и объектом всеобщего поклонения.
Мы так долго верили в правильность учения
Маркса, что потом решительно стали обвинять
его в наших ошибках и промахах, пытаясь
возложить на него вину за неудачи в строительстве
нового общества.
В советской литературе не сложилось мнения
об основоположниках марксизма как о социологах.
И даже обстоятельный словарь "Современная
западная социология" не упоминает
ни того, ни другого в числе своих персоналий.
Между тем влияние их на формирование классической
социологии считается общепризнанным.
Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком
городе Трире в семье адвоката, воспитывался
в культурной, доброжелательной среде.
Он получил юридическое образование сначала
в Боннском, а затем в Берлинском университетах.
Вся его жизнь и жизнь близких ему людей
была подчинена научному творчеству и
революционно-практической деятельности.
По окончании университета Маркс переселился
в Бонн, рассчитывая стать профессором.
Но реакционная политика правительства,
которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига
Фейербаха и в 1836 г. снова отказалось пустить
его в университет, а в 1841 г. отняло право
читать лекции в Бонне у молодого профессора
Бруно Бауэра, заставила Маркса отказаться
от ученой карьеры.
В 1843 г. Маркс женился на баронессе Женни
фон Вестфален. Стал журналистом. В поисках
постоянной работы в 1843 г. переехал в Париж.
Там он вошел в круг радикальных эмигрантов,
стал социалистом. В Париже он встретился
с отпрыском богатой семьи фабрикантов-текстильщиков
Фридрихом Энгельсом, с которым у него
на всю жизнь сохранились близкая дружба
и сотрудничество. Они вдвоем приняли
самое горячее участие в тогдашней кипучей
жизни революционных групп Парижа и выработали,
резко борясь с различными учениями мелкобуржуазного
социализма, теорию и тактику революционного
пролетарского социализма или коммунизма
(марксизма). В 1845 г. по настоянию прусского
правительства его выслали из Парижа,
и он переехал в Брюссель. В 1848 г., после
начала французской революции, бельгийское
правительство арестовало и выслало его.
Маркс вернулся в Париж, где сформировал
новый ЦК Союза Коммунистов. В апреле того
же года Маркс и Энгельс отправились в
Кёльн, где Маркс был главным редактором
"Новой рейнской газеты". В мае 1849
года прусское правительство закрыло
газету и выслало Маркса. Он вернулся в
Париж, оттуда в августе 1849 г. вынужден
был переехать Лондон.
Условия эмигрантской жизни, особенно
наглядно вскрытые перепиской Маркса
с Энгельсом (изд. в 1913 г.), были крайне тяжелы.
В лондонский период жизни К. Маркс пишет
в числе многих произведений и “Капитал”,
который рассматривал как труд всей своей
жизни. С 1851 г. и в течение десяти лет К.
Маркс является сотрудником газеты «Нью-Йорк
дейли трибюн», но из-за финансовых трудностей
на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном
заниматься журналистикой ради заработка,
что почти не оставляло времени для продолжения
экономических исследований. Правда, несмотря
на это, ему удается подготовить работу
“К критике политической экономии”, и
при содействии Ф. Лассаля, уговорившего
одного из берлинских издателей принять
ее, в 1859 г. она была опубликована.
Однако в 1862 г. разрыв с Ф. Лассалем, прекращение
с началом гражданской войны в США сотрудничества
в “Нью-Йорк дейли трибюн” вызвали значительные
финансовые затруднения, затянувшиеся
до 1869 г., когда друг и соратник Ф. Энгельс
решил эту проблему, обеспечив К. Маркса
ежегодной рентой. Именно в этот период,
ценою неимоверных усилий и будучи нездоровым,
в 1867 г. он окончательно отредактировал
и в том же году в Гамбурге издал I том “Капитала”.
При жизни К. Марксу так и не удалось завершить
II и III тома “Капитала”. Еще в ноябре 1878
г. в письме Н. Даниельсону он писал, что
к концу 1879 г. подготовит к печати 2ой том
“Капитала”, но 10 апреля 1879 г. сообщал
ему же, что этот том опубликует не ранее,
чем изучит развитие и завершение кризиса
английской промышленности.
К. Маркса не стало 14 марта 1883 г. Весь труд
по сбору и подготовке к публикации II,
который вышел в свет в 1885 г. и III (издан
в 1894 г.) томов “Капитала” взял на себя
Энгельс. По-видимому, в самом деле, довольно
трудно установить, какая часть приходится
на долю Энгельса в произведениях Маркса,
но, очевидно, она немаловажная. Но что
касается “Капитала”, несомненно, и другое:
эти тома— посмертные. Их содержание было
извлечено Энгельсом из рукописей Маркса,
далеко не законченных.
В настоящее время социология
марксизма подвергается основательной
и порой справедливой критике. Но как бы
к ней ни относиться, она является одним
из течений современной социологической
мысли и имеет своих сторонников во многих
странах мира.
Социология марксизма — это теория социального
развития общества, созданная К. Марксом
и Ф. Энгельсом в середине — второй половине
XIX века. Ее место и роль в истории социологической
мысли определяются тем, что функционирование
общества, сознание и поведение живущих
в нем людей анализируются, прежде всего,
через призму материальных условий их
жизни, через противоречия и конфликты
в реально существующем способе производства[1].
Это, прежде всего материалистическое
понимание истории, выработанное на основе
исследования реального содержания исторического
процесса, его объективных закономерностей.
Следует, прежде всего, отметить две принципиальные
концепции.
1. Идеи рассматриваются в контексте социокультурных
ценностей того времени и пространства,
где и когда они жили. Поэтому неправомерно
отождествлять их воззрения с ленинизмом,
сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д.,
где используются авторитет и отдельно
взятые идеи марксизма как средство привести
в жизнь политические идеи самого разного
толка. Словом, есть социология марксизма
и множество постмарксистских течений,
школ, которые называются марксистскими.
2. Маркс и Энгельс одними из первых стали
использовать эмпирические социологические
исследования в своих теоретических работах
— “Анкета для рабочих”, “Положение
рабочего класса в Англии” и др.
На становление социологии марксизма
в той или иной степени оказали влияние
диалектика Гегеля, а также политико-экономические
и социологические воззрения таких мыслителей
предшествующего периода, как А. Смит,
Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др. Созданное
диалектико-материалистическое понимание
истории дает свое объяснение материалистических
основ жизни общества, характера взаимодействия
его основных сторон, объективной направленности
его развития и роли сознательной деятельности
людей в историческом процессе.
Марксистская социология остается одной
из наиболее влиятельных в настоящее время.
Она противостоит многим классическим
и современным социологическим теориям.
Исторический материализм привел к появлению
множества различных объяснительных версий
исторического процесса, к формированию
значительной совокупности достаточно
плодотворных исследовательских программ.
Многие из них демонстрируют всевозрастающие
возможности в понимании социальных феноменов.
В своей претензии описывать социальную
жизнь как тотальность марксизма, видимо,
не имеет себе равных и в конце XX столетия.
Вникая в ближайшие причины, положившие
начало разработке социологии в так называемом
материалистическом направлении, мы можем
разделить их на две категории: 1) причины
общего и необходимого характера и 2) причины
частичные, более случайные.
К разряду первых следует отнести следующие
три благоприятные условия:
1. Высокая степень развития, достигнутая
экономическими отношениями за последнее
столетие, и значение, которое они приобрели
во всех областях общественной жизни.
Расцвет этот совпал с заметным упадком
таких господствующих прежде факторов
эволюции, как религия и метафизическое
учение, а также с крайней специализацией
научных исследований. Не будучи объединены
соответствующей философией, отдельные
науки не могли открыто притязать на роль
верховных руководительниц общественного
прогресса; они влияли и действовали только,
так сказать, за кулисами истории.
2. Глубокие, хотя на первый, поверхностный
взгляд и незаметные перемены, происшедшие
в основных нравственных началах, в этических
обобщениях, от новых, установившихся
между людьми отношений, смутно выразившихся,
например, в известной трехчленной формуле
французской революции: свобода, равенство,
братство. Этический процесс резко сказался
в падении прежних, христианских, аскетических
идеалов бедности, воздержания, лишений
всякого рода и в замене их противоположными
идеалами материалистического довольства,
земного блаженства и счастья.
3. Быстрые успехи как наук о явлениях мира
неорганического и органического, наиболее
тесно связанных с экономической деятельностью
человека, так и техники, основанной на
этих отраслях знаний. Ускоренный и могучий
рост этот выгодно контрастировал в течение
всего XIX столетия с отсталостью наук о
явлениях сверхорганического мира - самой
социологии и производной от нее психологии.
Такое положение вещей, в силу общего закона
соотношения между развитием специальных
наук и эволюцией философии, не могло не
отразиться и на господствующих мировоззрениях.
Действительно, свое внутреннее обоснование
современная философия, как в позитивизме,
так в эволюционизме и неокритицизме и
даже в учениях левого крыла гегельянства
(не забудем, что из него вышли Герцен,
Бакунин, Прудон и др.) получила от ряда
более совершенных, так называемых естественных
наук. В новейших философских системах,
имевших влияние на массу умов, ясно чувствуется
материалистическая или сенсуалистическая
односторонность (соответствующая господству
наук физико-химических и биологических).
Идеализм, в строгом смысле слова, пользовался
успехом лишь в небольших кружках; и успех
его был преходящий, непрочный. Вообще,
за исключением первой трети столетия,
да и то только в Германии, идеализм в XIX
веке был не глубок; он легко вырождался
в спиритуализм, в мистицизм и играл роль,
хотя бы, например, в России, временной
реакции против крайних увлечений противоположными
взглядами.
Если же принять во внимание, что на общий
характер практической деятельности человека
непосредственно влияет не специальное
знание, а выразительница его, философия,
то нельзя удивляться тому, что деятельность
эта расположила умы к восприятию и усвоению
социологических теорий преимущественно
материалистического и сенсуалистического
характера. Теми же влияниями объясняются
и первоначальное смешение социологии
с политической экономией (которая, кстати
сказать, дала марксизму, чуть ли не две
трети его содержания), и относительный
успех биологической, антропогеографической
и, в особенности, этнологической школ
в социологии. Учение Маркса явилось логическим
заключением всего предыдущего развития,
выводом из совокупности распространенных
в его время научных истин и заблуждений.
Таким образом, вопрос о внутренней ценности
экономического материализма неизбежно
превращается в вопрос о ценности его
теоретических, философских и социологических
предпосылок.
Частные и уже более случайные причины,
обусловившие сильный и быстрый рост экономического
материализма, весьма многочисленны.
В своих ранних работах Маркс проявлял
интерес к понятию отчуждения; эта тема
в том или ином контексте проходит и через
многие его последующие работы. Маркс
широко известен своими взглядами на связь
между экономической жизнью и другими
социальными институтами. В основе его
интересов лежал, прежде всего, анализ
жизнедеятельности обществ, организованных
в социальные классы. Теория социального
изменения находит у Маркса выражение
в теории классовой борьбы, которая выступает,
по его утверждению, "двигателем истории";
эта идея настолько глубоко пронизывает
творчество Маркса, что марксистскую теорию
в западной социологии именуют иногда
просто "теорией конфликта".
Принципиальный вопрос, имеющий для социологии
первостепенное значение, — это вопрос
о взаимодействии материальных и духовных
ценностей в жизни общества.
Маркс выдвинул и обосновал ту независимую
переменную, которая, по его мнению, играет
решающую роль, — способ материального
производства. При этом он отстаивал положение
о первичности бытия по отношению к общественному
сознанию не в смысле появления во времени
сначала первого, а затем второго, а в плане
признания решающей роли первого в процессе
взаимодействия. Отправным пунктом анализа
всех обществ для Маркса являлось выяснение
состояния производительных сил, научного
и технического знания, материальных отношений
между людьми. Идеи же, субъективные чаяния
людей отражение, прежде всего этих отношений
и поэтому не могут выступать в качестве
главного, решающего фактора общественных
перемен. “Способ производства материальной
жизни, обусловливает социальный, политический
и духовный процессы жизни вообще. Не сознание
людей определяет их бытие, а, наоборот,
их общественное бытие определяет их сознание”[2].
Пожалуй, никакое другое положение, как
это (и в прошлом, и ныне), не подвергается
самой интенсивной критике, что Маркс
исходит из экономического детерминизма,
т.е. объясняет возникновение определенных социальных
структур и отношений, политических
и культурных институтов всецело из тенденции
экономического развития, хотя в жизни
сплошь и рядом можно наблюдать обратные
связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют
на экономику, на характер реального производства.
Можно соглашаться или нет с оппонентами
Маркса, однако очевидно, что резкое акцентирование
роли способа производства материальной
жизни вольно или невольно умаляет значимость
культурных, духовных, религиозных ценностей
в развитии общества. Следует заметить,
что многие советские и другие последователи
марксизма столь абсолютизировали эту
марксову мысль, что вовсе игнорировали
важную роль культурных ценностей. Вместе
с тем в высказываниях самого Маркса, никак
не просматривается стремление свести
действие всех факторов общественной
жизни лишь к одному — экономическому,
не отрицается их взаимодействие. Более
того, при жизни сам Маркс всячески открещивался
от экономического детерминизма, заявляя,
что нельзя трактовать экономическую
необходимость так, будто лишь она является
активным фактором, а все остальное —
лишь пассивное следствие.
Маркс был первым социологом, который
рассматривал общество как объективную
саморазвивающуюся реальность. Источником
этого саморазвития являются противоречия
и конфликты, прежде всего в материальной
жизни. “На известной ступени своего развития,
— пишет он, — материальные производительные
силы общества приходят в противоречия
с существующими производственными отношениями,
или — что является только юридическим
выражением последних — с отношениями
собственности, внутри которых они до
сих пор развивались. Из форм развития
производительных сил эти отношения превращаются
в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной
революции... Сознание надо объяснять из
противоречий материальной жизни, из существующего
конфликта между общественными производительными
силами и производственными отношениями[3]”.
Следует обратить внимание на три принципиальных.
Движущей силой развития общества выступает
противоречие между производительными
силами и производственными отношениями.
Социальная революция — есть не политическая
случайность, а закономерное проявление
исторической необходимости. Сознание
людей отражает реальные жизненные противоречия.
Иными словами, независимо от субъективных
желаний отдельных людей, правящих верхов
массы думают и действуют в зависимости
от характера противоречий, прежде всего
в материальной жизни. Изменяются противоречия
и конфликты — соответственно изменяются
формы мышления людей, происходит переоценка
ценностей. Если постоянно не учитываются
материальные интересы масс, если противоречия
нарастают и углубляются, то возникает
революционное сознание, приводящее массы
в движение, и через социальную революцию
происходит радикальное изменение, качественное
обновление общественных отношений.
Такой взгляд на общество вошел в историю общественной
мысли как диалектический материализм.
Он был применен Марксом к конкретному
анализу капитализма его времени. “Буржуазные
производственные отношения, — отмечал
он, — являются последней антагонистической
формой общественного процесса производства,
антагонистической не в смысле индивидуального
антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего
из общественных условий жизни индивидуумов;
но развивающиеся в недрах буржуазного
общества производительные силы создают
вместе с тем материальные условия для
разрешения этого антагонизма. Поэтому
буржуазной общественной формацией завершается
предыстория человеческого общества”[4].
Итак, по Марксу, на определенном уровне
развития производительных сил буржуазные
отношения становятся препятствием на
пути прогресса, которое устраняется в
результате социальной революции. Вместе
с тем, в последние годы жизни Маркс искал
и альтернативные варианты, имеющие прямое
отношение к социологическому анализу
возникающих новых реалий капиталистического
строя. Так в третьем томе “Капитала”
он отмечал серьезные трансформации в
самом способе производства капиталистического
общества. Приведем некоторые, на наш взгляд,
наиболее значимые выдержки, которые так
и не были подвергнуты серьезному научному
анализу в догматических версиях марксизма.
“Образование акционерных обществ. Благодаря
этому:
1. Колоссальное расширение масштабов
производства и возникновение предприятий,
которые были невозможны для отдельного
капиталиста. Вместе с тем такие предприятия,
которые раньше были правительственными,
становятся общественными.
2. Капитал, который сам по себе покоится
на общественном способе производства
и предполагает концентрацию средств
производства и рабочей силы, получает
здесь непосредственную форму общественного
капитала (капитала непосредственно ассоциированных
индивидуумов) в противоположность частному
капиталу, а его предприятия выступают
как общественные предприятия в противоположность
частным предприятиям. Это — упразднение
капитала как частной собственности в
рамках самого капиталистического способа
производства.
3. Превращение действительно функционирующего
капиталиста в простого управляющего,
распоряжающегося чужими капиталами...”
[5]
Проблемы эти Маркс успел лишь наметить.
Но даже одно их упоминание свидетельствует,
что социолог осознал возникновение качественно нового
общества, к которому нельзя некритически
применять характеристики традиционного
капитализма. Отнюдь не случайно уже после
смерти Маркса Энгельс с особой силой
подчеркивал, что в социологии марксизма ценны не те или иные отдельно взятые
положения, а диалектико-материалистический
- подход к анализу общества.
Таким образом, Маркс устанавливает довольно
однозначную и убедительно трактуемую
связь между экономической жизнью общества
и всеми другими социальными институтами.
Со времен Маркса в социологии само понятие
"материализм" имеет специфический
смысл отношения к тем теориям, в которых
базовой причиной всех социальных явлений
выступают экономические отношения.
Первыми попытались объяснить природу
социальной стратификации Карл Маркс
и Макс Вебер. Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов,
социальных отношения и классовой борьбы.
По Марксу, принадлежность человека к
классу, его социальные интересы обусловлены,
прежде всего, экономическими отношениями.
Маркс считал, что в капиталистических
обществах причиной социального расслоения
является разделение на тех, кто владеет
и управляет важнейшими средствами производства,
- класс капиталистов-угнетателей, или
буржуазия, и тех, кто может продавать
только свой труд, - угнетенный рабочий
класс, или пролетариат. По мнению Маркса,
эти две группы и их несовпадающие интересы
служат основой расслоения. Во всех известных
ему обществах характер этих отношений
был таков, что социальное положение подавляющего
большинства индивидов довольно жестко
регламентировалось от момента их рождения
и до самой смерти. Такое положение вещей
в принципе не исключало определенную
социальную мобильность. Но она ограничивалась
лишь отдельными индивидами, что не оказывало
существенного влияния на социальную
жизнь в целом. Классовое деление приводило
к тому, что одни группы людей благодаря
своему социальному положению имели материальные,
политические и иные привилегии, другие,
напротив, лишались необходимого для существования
и выживания. В социальной поляризации
Маркс видел источник антагонизма классов,
глубинную причину классовой борьбы. Таким
образом, по Марксу, люди являются продуктом
общества и, прежде всего объективного
положения в процессе производства. Но,
будучи вовлеченными в классовую борьбу,
они становятся сами творцами общества.
Таков общий взгляд на классы и классовую
борьбу, который, однако, для Маркса никогда
не был догмой и существенно корректировался
сообразно изменению социальных реалий.
В работах начального периода Маркс акцентирует
жесткую социальную дифференциацию, характер
которой приводил к рельефно выраженному
делению всех людей на две группы — угнетателей
и угнетаемых, а классовая борьба трактуется
им не иначе как сердцевина исторического
процесса. С этих позиций социолог характеризует
современное ему капиталистическое общество
как общество антагонистическое — буржуазия
и пролетариат являются основными силами,
которые вступают в непримиримую борьбу
друг с другом. Кроме указанных классов,
в капиталистическом обществе есть еще
много промежуточных групп — ремесленники,
торговцы, крестьяне и другие.
В последующих работах — “Классовая
борьба во Франции” “Восемнадцатое брюмера
Луи Бонапарта” — Маркс более обстоятельно
анализирует социальную структуру капиталистического общества, выделяя
промышленную, финансовую, торговую, мелкую
буржуазию, крестьянство, пролетариат
и люмпен-пролетариат. При этом он вводит
уточняющие критерии класса, отмечая не
только отношение к средствам производства,
но и общность деятельности, способов
мышления и образа жизни. Особенно важно
для вычленения класса, по мнению Маркса,
— осознание принадлежности к социальному
единству, ощущение отличных интересов
от интересов других групп, наличие воли
к совместным действиям. Он подчеркивал,
что различие классовых интересов проистекает
не из субъективного мышления индивидов,
а из их объективного положения в обществе
и, прежде всего в процессе производства.
Люди могут не осознавать своих классовых
интересов и, тем не менее, руководствоваться
ими в своих действиях.