Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:37, реферат
Питирим Сорокин (1889-1968) - русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу.
Введение ………………………………………………………………….……....3
1. Два периода творчества Сорокина……………………………….…………....5
2. Русский период творчества…………………………………………………..7
2.1«Преступление и кара, подвиг и награда»……………………………7
2.2«Система социологии»……………………………………...………….8
3. Американский период творчества……………………………………………9
3.1«Социальная революция»………………………….…………………..9
3.2«Социальная мобильность»…………………………….……………...9
3.3«Социальная и культурная динамика.»………………………………10
4. Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………....
4. Заключение
Современное состояние
западной культуры Питирим Сорокин
диагностировал как кризисное, которое,
однако, вовсе не виделось ему в
духе
шпенглерианского субъективизма - как
конец ее исторического существования, смертная агония всей западной
цивилизации. Его главное пророчество
звучало примерно так: мы живем, мыслим,
действуем в конце сияющего чувственного
дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего
солнца все еще освещают величие уходящей
эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся
тьме нам все труднее различать это величие
и искать надежные ориентиры в наступающих
сумерках. Ночь этой переходной
эпохи начинает опускаться на нас, с ее
кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими
ужасами. За ее пределами, однако, различим
рассвет новой великой идеациональной
культуры, приветствующей новое поколение
- поколение людей будущего.
В 1960 Питирим Сорокин
публикует свое культурно-конвергенциональное
кредо-эссе "Взаимная конвергенция
Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному
типу" (1960), написанное в атмосфере довольно
напряженных советско-американских отношений.
Эссе начиналось со следующих слов: "Западные
лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит
капиталистическому ("свободное предпринимательство")
типу общества и культуры. Наоборот, лидеры
коммунистических наций уверенно ожидают
победы коммунистов в ближайшее десятилетие.
Будучи не согласным с обоими этими предсказаниями,
я склонен считать, что если человечество
избежит новых мировых войн и сможет преодолеть
мрачные критические моменты современности,
то господствующим типом возникающего
общества и культуры, вероятно, будет не
капиталистический и не коммунистический,
а тип специфический, который мы можем
обозначить как интегральный. Этот тип
будет промежуточным между капиталистическим
и коммунистическим строем и образом жизни.
Он объединит большинство позитивных
ценностей и освободится от серьезных
дефектов каждого типа". Согласно логике
его мысли, мы наблюдаем, с одной стороны,
упадок капиталистической системы, а с
другой - неспособность экономической
и политической системы коммунизма удовлетворить
жизненные потребности людей. Последняя
складывается в периоды великих бедствий
(голод, война, революции, депрессии), однако
когда социальная опасность минует и сходит
на нет, то в обществе обнаруживается неизбежная
тенденция детоталитаризации и реконверсии
к менее регламентированной и более свободной
жизни. Этот социальный закон, по Питириму
Сорокину, выражается в том, что степень
государственного вмешательства в жизнь
общества варьируется пропорционально
масштабам и характеру бедствия. И если
в будущем великие катаклизмы удастся
преодолеть, то "коммунистические"
и схожие с ними тоталитарные режимы, очевидно,
будут приходить в упадок. Речь у ученого-социлога,
однако, идет не только о политических
переменах и сближении двух стран. Он считает,
что фундамент конвергенции заложен в
близости систем ценностей, праве, спорте
и досуге, изящных искусствах, экономике,
семейных и брачных отношениях и даже
в религиях обеих держав. Советские философы
безвозвратно ушли от ортодоксального
марксизма в интерпретациях человека
и общества, в то время как материалистическая
идеология и философия все активнее проникают
в общественную и приватную жизнь американцев.
Иными словами, по Питириму Сорокину, конвергенция
заключена не только в реверсивном движении
России к образцу американской демократии,
но и в
усилении тоталитарных элементов в США.
Завершая свое эссе, он утверждал, что
конвергенция, безусловно, приведет к
образованию
смешанного социокультурного типа, который
при заданных условиях может перерасти
в "блистательный интегральный порядок
в обеих державах, так же, как и во всей
человеческой вселенной".
Профетическая интенция свойственна социологии эпохи модерна. Провозвестник новой идеациональной будущности через очищение и воскрешение культуры, проповедник нравственного возрождения общества, основанного на принципах альтруистической любви и этике солидарности, - таков, в общем, не похожий на академического, университетского ученого, Сорокин-социолог и Сорокин-пророк, на долгие годы запомнившийся своим соратникам и ученикам.
Список литературы
1. Ионин Л. Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996.
2. Очерки по истории
3. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.
4. Сорокин П. А. Проблема социального равенства. - Пг., 1917.
5. Социология / Под общ. Ред. Э. В. Тадевосяна. - М.: Знание, 1992.