Социология Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

Э. Дюркгейм опирался на учения Монтескье об общественных законах как естественном продолжении законов природы, на идею Кондорсе об общественном детерминизме, идею Руссо о "всеобщей воле" как выражении общественного интереса.
На мировоззрение Э. Дюркгейма оказала влияние немецкая философская и социально- политическая мысль, в первую очередь этические идеи И. Канта и этика В.Вундта.
На философско-теоретическую мысль 19 века оказала огромное влияние французская революция и последовавшая вслед за этим промышленная революция. На творчество Э. Дюркгейма она тоже оказала влияние. Как и многих социологов конца 19 века, его привлек реальный исторический факт перехода общества от одного типа к другому.

Содержание

1. Биография
2. Истоки социологии Дюркгейма
3. Основные идеи. Работы.
4. Заключение
5. Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

социология Эмилио Дюркгейма.docx

— 37.61 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

Водный коммуникаций (Уральский филиал)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа :         Социология Эмиля Дюркгейма

 

 

 

 

По дисциплине :         «Социология»

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил:  Панышев И.А.                         

                                                           Группа:    ПВ-14П/11

                                                                                Проверил:  Брусина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Екатеринбург 2012

                П Л А Н

 

 

       

  1. Биография

  1. Истоки социологии Дюркгейма

  1. Основные идеи.  Работы.

  1. Заключение

  1. Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Биография

 

Давид Эмиль Дюркгейм   (15 апреля 1858, Эпиналь, Франция — 15 ноября 1917, Париж, Франция) —французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

Родился в Эпинале в еврейское семье. Отец был небогатым раввином. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 году совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1887 он женился на Жюли Дрейфус, дочери управляющего литейным заводом. В 1893 году защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая в мире кафедра социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898—1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

15 ноября 1917 года учёный  скончался. Похоронен во Франции, на Кладбище Монпарнас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Истоки социологии Дюркгейма

Последняя четверть 19 века во Франции ознаменовалась вступлением капитализма в империалистическую стадию своего развития и связанным с этим обострением экономического и социально- политического кризиса

В области духовной жизни кризис выражался в крайней неустойчивости морально- политического климата, отсутствием строгих моральных правил, несоблюдением законов, ослаблением регулирующей роли традиций.

В философии главную роль играли спиритуалисты.

Одновременно научные открытия французских таких ученых, как, Пастер, Бертло, Жерар, Бернар, прокладывали дорогу материалистическому решению важных мировоззренческих проблем.

Несмотря на это, ведущей по- прежнему оставалась антиматериалистическая концепция науки, не считающая науку высшей формой человеческого знания, способной постигать объективную истину. Эта "философия науки" создавалась с широким привлечением идей немецкой идеалистической философии, в частности канта. Особенно значительное распространение получило во Франции неокантианство, представленное неокритицизмом Ш. Ренувье и его последователей- Г. Миль, О.Амелен и др. Ренувье пропагандировал индетерминизм- свободу человеческой индивидуальности создавать свои собственные моральные принципы, которые рассматривались им как источник исторического развития.

Весьма влиятельными во французской философии конца 19- нач. 20 века были философские идеи Э. Бутру, который подвергал критике механистическую концепцию причинности. Он настаивал на подчинении науки религии.

В конце 19 века на различные области духовной культуры Франции усиливалось влияние контовского позитивизма. Однако ограниченность позитивизма, его неспособность разрешить проблемы индивида, рассматриваемого наподобие других объектов природы как бесчувственная и безвольная "вещь", породила бурный успех философии А. Бергсона с ее иррационализмом, интуитивизмом.

К контовской работе "Курс позитивной философии" относились с презрением некоторое время после ее входа. Но с течением некоторого времени эта враждебность несколько уменьшилась. Контовская идея социологии как самостоятельной науки, способной стать основой научной реорганизации общества. Постепенно завоевывала республиканцев, стремящихся к общественному обновлению. В 1870-1914 гг. социологическая мысль во Франции развивалась в нескольких главных направлениях. Одно из них составляли последователи Ле Пле. Теоретической установкой этих социологов был позитивизм, в частности утверждение, что социальные факты должны изучаться объективно, так же, как факты природы. Их главная задача: описание отдельных социальных феноменов.

Особое направление составляли социальные статистики. Они проявляли интересы к развитию количественных эмпирических исследований, которые проводились для различных государственных учреждений, стремясь придать им более систематический и цельный характер.

Очень влиятельной фигурой в те времена был Р. Вормс, сторонник органицистской теории общества, которую он, в конце концов, преобразовал в теорию "общества - сверхорганизма." Он и его последователи обсуждали проблемы природы общества, взаимоотношений общества и индивида.

Общим противником всей - как откровенно спиритуалистическо - идеалистической, так и позитивистско-эклектической - линии в развитии западной философии и социологи был марксизм.

Тесная связь позитивизма со сциентизмом, с верой в безграничные возможности науки изменить общественный строй обусловила тот факт, что в конце 19 века именно на сциентизм опирались многие деятели науки и культуры.

Творчество Э. Дюркгейма впитало в себя многие теоретические традиции, ассимилировав даже некоторые идеи своих интеллектуальных противников /Лаланд, Раух, Бело и др./.

Социально- политическая мысль 19 века, как в Европе, так и в Америке была насыщена идеями индивидуализма, уходящего своими корнями в философию Просвещения. Индивидуалистический подход к изучению человека заключался в рассмотрении его как носителя неизменных свойств, из которых выводилось поведение.

Социологи также придерживались теории индивидуалистического психологизма, особенно, такие как Г.Тард и Спенсер. Спенсеровский индивидуализм был характерен для основной линии социальной мысли 20 века и не случайно Э. Дюркгейм, возражая против "выведения общества из индивидов", сделал именно его главной мишенью своей критики.

Отвергая индивидуализм и психологизм, Э. Дюркгейм писал, что его теория была навеяна влиянием 3-х мыслителей: Конта, Спенсера /его некоторых идей/ и Эспинаса. Согласно Э. Дюркгейму, Конт придал высший ранг социальному, благодаря чему социология обрела только ей принадлежащий предмет и позитивный метод его исследования. Но Э. Дюркгейм не удовлетворяла неопределенность во взглядах Конта на предмет социологии- общества в целом.

Критикуя индивидуализм учения Спенсера, Э. Дюркгейм в то же время справедливо указывал на его вклад в разработку социального реализма. У Спенсера он заимствовал его органицизм, включающий исследование социальных институтов в свете их функций и классификацию обществ на роды и виды, не приняв закон всеобщей эволюции и его частные теории. У Эспинаса Э. Дюркгейм заимствовал свое основное понятие- понятие коллективного сознания.

Среди идей Конта, оказавших влияние на Э. Дюркгейма, помимо натуралистических методологических установок назовем следующие: 1.исторический идеализм /убеждение, что идеи - главная социальная сила, а мораль- главная интегрирующая сила общества/

2. идею морального согласия  всех общественных классов

3. трактовку общества как  определенной целостности

4. идеи общественного порядка  и прогресса, обновления религии, более того- создания новой религии  человечества и социально- утопическую  идею классового сотрудничества  и идейного компромисса.

Э. Дюркгейм, в сущности, не избежал того же противоречия, которое характеризовало творчество Конта- противоречия между ориентацией на науку и утверждением строгого метода исследования, с одной стороны, и философско-моральным содержанием его системы черпавшим вдохновение в учениях так называемых традиционалистов /де Бональд, де Местр/,- с другой. Традиционалисты доказывали абсолютное превосходство общества над индивидом. Они настаивали на необходимости авторитета не только государства, но также семьи, религии и т.д.

Но традиционалисты не были для Э. Дюркгейма единственным или главным источником творчества. Как Конт, так и Э. Дюркгейм опирались на идеи Просвещения, в частности идеи Монтескье, Кондорсе, Руссо и Сен- Симона. Кроме того, его вдохновлял рационализм Декарта.

Э. Дюркгейм опирался на учения Монтескье об общественных законах как естественном продолжении законов природы, на идею Кондорсе об общественном детерминизме, идею Руссо о "всеобщей воле" как выражении общественного интереса.

На мировоззрение Э. Дюркгейма оказала влияние немецкая философская и социально- политическая мысль, в первую очередь этические идеи И. Канта и этика В.Вундта.

На философско-теоретическую мысль 19 века оказала огромное влияние французская революция и последовавшая вслед за этим промышленная революция. На творчество Э. Дюркгейма она тоже оказала влияние. Как и многих социологов конца 19 века, его привлек реальный исторический факт перехода общества от одного типа к другому.

Восприняв наиболее противоречивые идеи социально- политической мысли, Э. Дюркгейм попытался соединить их в единую теоретическую концепцию.

3. Основные идеи. Работы

Коллективное сознание

Коллективное сознание — совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. — «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» — существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы — реформы.

Социальные факты

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

Информация о работе Социология Эмиля Дюркгейма