Социология Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:28, доклад

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение взглядов Э. Дюркгейма на социологию. Для достижения результата необходимо решить ряд вопросов. Это получение сведений о биографии данного социолога, выделение основных принципов, на которых держится его понимание социологии. Ниже в докладе будут рассмотрены вопросы: биография Дюркгейма, философские и социологические взгляды, социология, механическая и органическая солидарности, теория строения и эволюции общества, общество, социальные факты, проблема самоубийства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 28.73 Кб (Скачать файл)

Введение

      Тема данного доклада - ознакомление с социологией Эмиля Дюркгейма.

Социология — это  наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и динамики; формирования, функционирования и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Целью данной работы является рассмотрение взглядов Э. Дюркгейма на социологию. Для достижения результата необходимо решить ряд вопросов. Это получение сведений о биографии данного социолога, выделение основных принципов, на которых держится его понимание социологии. Ниже в докладе будут рассмотрены вопросы: биография Дюркгейма, философские и социологические взгляды, социология, механическая и органическая солидарности, теория строения и эволюции общества, общество, социальные факты, проблема самоубийства.

Проблемное поле захватывает изучение социологической теории, поведения не себя самого, а других людей, выяснение причин того или иного их поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное  содержание доклада

 

Биография Эмиля Дюркгейма

Родился Дюркгейм в Эпинале в еврейской семье. Отец был небогатым раввином. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях.

В 1887 он женился  на Жюли Дрейфус, дочери управляющего литейным заводом. В 1893 году защитил  докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной  науки». Это была первая в мире кафедра  социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две  свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898—1913 руководил  изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Первая мировая война нанесла удар по «Французской социологической школе» и подкосила самого философа. В этой войне Дюркгейм, отрицавший революционный социализм, видел раскол мира.

15 ноября 1917 года  учёный скончался. Похоронен во  Франции, на Кладбище Монпарнас.

 

Философские и социологические взгляды

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Принципы социологии:

  1. общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;
  2. общество первично по отношению к составляющим его людям;
  3. изучаемые социологией социальные факты объективны и независимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь  свои специфические методы.

Социология

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне  индивида и обладающие по отношению  к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.

Социология  — строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций.

Общество

Архаическое (простое) общество или  группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.

Индустриальное (сложное) общество характеризуется  органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.

Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и  разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.

Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.

От  механической к органической солидарности

Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в работах Дюркгейма.

Социальная  солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем  сильнее у людей стремление к  единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

Теория строения и эволюции общества:

Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.

Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

Чем органичнее общество, тем  выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем  более механичным является общество, тем более оно склоняется к  тоталитаризму.

Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.

Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать.

Социальные  факты

 «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности  социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного  сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь  между индивидами: численность и  плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные  максимы и верования, моральные  нормы и юридические кодексы  поведения, экономические мотивы людей  и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты  и социальные течения, проявляющиеся  в формировании и реализации общественного  мнения.

Различные типы фактов лежат  в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

Проблема  самоубийства

С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось  климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и  анализ статистических данных, характеризующих  динамику самоубийств в различных  европейских странах. Он считал, что  только социология способна объяснить  различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах  в разные периоды. В качестве альтернативного  объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.

Дюркгейм выделил следующие  три типа самоубийств, обусловленных  различной силой влияния социальных норм на индивида:

Эгоистическое самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальных связей, связанный с чрезмерной индивидуализацией.

Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной зависимости индивида от общества. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем.

Аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию).

Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают  жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств  больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания  и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической  стабильности; самоубийств больше в  городах, чем в сельской местности.

На основе полученных результатов  Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном  обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем  выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем  ниже уровень самоубийств.

«Самоубийство», в отличие  от всех других работ автора, зародилось на анализе конкретного статистического  материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической  науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

После ознакомления с биографией данного социолога, выделение основных принципов, на которых держится его понимание социологии, его взгляд на мнение других учёных, работающих в этой сфере знаний была достигнута главная цель данного доклада - изучение  взглядов Э. Дюркгейма на социологию, её классификация.

Информация о работе Социология Э. Дюркгейма