Социология Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Предметом социологии являются социальный статус, социальная структура, социальное неравенство, социальные законы, социальные изменения, социальные законы, т.е. социальное взаимодействие.
Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Вложенные файлы: 1 файл

Социологи.docx

— 33.63 Кб (Скачать файл)

Введение

Предметом социологии являются социальный статус, социальная структура, социальное неравенство, социальные законы, социальные изменения, социальные законы, т.е. социальное взаимодействие.

Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Представляя собой обширную постоянно, развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организаций, событий и  явлений, социология совершенствует искусство  познания коллективной человеческой природы, строения социальных систем и конструирования  новой общественной реальности. Эта  наука достигла многого в изучении, интерпретации (объяснении и трактовке), моделировании и конструировании  социальных процессов.

Современная социология в  значительной степени опирается  на классическое наследие Э. Дюркгейма, который значительное внимание уделял вопросам развития методологии социологического знания, полагая вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться  на методы познания естественных наук. Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением  функциональных связей. По мнению Э. Дюркгейма, предметом социологии должны выступать  «социальные факты», которые следует  «изучать как вещи».

К «социальным фактам»  он относил, прежде всего, «коллективные  представления», т.е. традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Указанные явления существуют объективно и независимо от индивида, они принудительно воздействуют на него, заставляя вести его определенным образом.

Философской основой методологии  Э. Дюркгейма явился так называемый социологизм, представляющий из себя разновидность  социального реализма, исходящего из признания объективного существования  духовной жизни.

 Социология Э.Дюркгейма.  Предмет социологии.

Социология Э.Дюркгейма. Специфика социологии может быть определена следующим образом: это  наука о становлении и функционировании социальных общностей, социальных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм, создатель социологии как науки и предмета преподавания, родился 15 апреля 1858 года в городе Эпинале. Так как он родился в семье потомственного раввина, его с детства готовили к религиозному поприщу своих предков. Впоследствии он отказался от этого, однако, не отрицал важность нравственного и социального влияния религии.

В 1879 году Дюркгейм поступает в  Высшую Нормальную школу в Париже. Среди студентов он пользовался  большим уважением, выделялся зрелостью  мысли и любовью к теоретическим  спорам. Окончив школу, он некоторое  время преподавал в провинциальных лицеях. В 1885-86 годах он совершает  поездку в Германию, где знакомится со знаменитым психологом В. Вундтом.

В 1887 году Дюркгейм получает место  преподавателя педагогики и социальной науки на философском факультете Бордосского университета. А в 1896 году он возглавляет первую кафедру социологии во Франции. Затем он занимается изданием журнала “Социологический ежегодник”, с сотрудниками которого и создает впоследствии свою научную школу - знаменитую Французскую социологическую школу.

С 1902 года Дюркгейм преподает в  Сорбонне на кафедре “науки о воспитании и социологии”. Профессиональная деятельность занимала в его жизни доминирующее место, но он также активно участвовал в разного рода общественных движениях и организациях. Дюркгейм был человеком демократических, либеральных учреждений, сторонником социальных реформ на научной основе. Цель всей его жизни и профессиональной деятельности - вывести Францию из кризиса последней четверти XIX века, в который она погрузилась после поражения в войне с Пруссией.

Первая мировая война тяжело сказалась на Французской социологической  школе, некоторые видные сотрудники школы погибли на войне, погиб  и сын Эмиля Дюркгейма. А 15 ноября 1917 года не стало и самого социолога. Он умер, не успев завершить многое из задуманного.

Великие предшественники Э. Дюркгейма  или истоки его учения

Как и у многих ученых самых различных  направлений у Дюркгейма были предшественники, мало того, он не был  новатором в разработке некоторых  идей, но лишь Дюркгейм смог придать  этим отдельным, разрозненным умозаключениям форму целого; он создал науку социологию.

Из наиболее ранних предшественников ученого следует отметить таких  его великих соотечественников  как: Декарт, Монтескье и Руссо.

Декарт был убежденным рационалистом, а это, как известно, своеобразная французская традиция. Труды Дюркгейма во многом перекликались с декартовским “Рассуждением о методе”. Главная цель этого произведения состояла в том, чтобы найти такие рациональные принципы, используя которые можно постичь истину независимо от общепринятых мнений и предрассудков.

Ш. Монтескье, по мнению Дюркгейма, был предтечей научной социологии. Именно он обосновал возможность существования социологической науки, разработав идею внутренней законосообразности социальных явлений.

Ж. -Ж. Руссо способствовал развитию представления о природе социальных явлений, определив понятие общей воли и сопоставив политический и биологический организмы.

 

         Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма

В истории социологии Э. Дюркгейм (1858--1917) представляет новую и важную главу  в ее развитии. Это обусловлено  тем, что он практически первым попытался  теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии -- «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895 г.) в русском переводе «Метод социологии» (1899 г.). Что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических иссле-* дований и акцентировать внимание на ее прикладном характере. Об этом говорит его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897 г.), русский перевод которого осуществлен в 1912 г.

Дюркгейм был убежденным рационалистом, а рационализм следует рассматривать  как французскую национальную традицию, которая восходит к Декарту (1596--1650).

Социальная проблема для Дюркгейма  не столько экономическая, сколько  моральная, и в этом вопросе он очень далек от марксистского  понимания социализма. Сущность социализма Дюркгейм усматривает не в отношении  к собственности и даже не в  планировании. Социализм Дюркгейма -- это, по сути дела, «социализм» Конта, который резюмировал его в двух ключевых словах: организация и морализация. Социализм представляет собой лучшую, то есть более осознанную организацию коллективной жизни, цель и следствие которой интеграция индивидов в социальных общностях, наделенных моральным авторитетом и поэтому способных выполнять воспитательную функцию.

Таким образом, Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма и он считал, что для его понимания нужно исследовать все его разновидности. Он определял социализм следующим образом: «Социализм -- это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся к организованному состоянию. Это также можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил» Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 2005. - С. 203..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Социологизм» Э. Дюркгейма  как методология научного исследования общества.

В качестве обобщающего понятия, которое  выражает основные принципы теории и  методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей Дюркгейма.

По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный  природный порядок, и она столь  же основательна, а главное «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а  потому, как и последние, развивается  в соответствии с определенными  законами Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 2005. - С. 303..

Общество -- реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. И здесь следует подчеркнуть одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма.

Речь в данном случае идет о безусловном  признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, по отношению  к индивидуальной, биопсихической реальности, которая воплощена в отдельных  индивидах. Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе  воплощается (выражается) разнородность  этих реальностей. Например, «индивидуальные  факты», «индивидуальные представления -- коллективные представления», «индивидуальное сознание -- коллективное сознание» и др.

Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе базируется на философской антропологии. И в этом Плане человек для Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях, в частности:

а) факторы, общие для данного  общества или группы, и характерные  для одного или нескольких индивидов;

б) факторы, специфичные для общества, и выделяемые и постулируемые  характеристики человеческой природы;

в) сознание и поведение ассоциированных  индивидов, с одной стороны, и  изолированных индивидов -- с другой и т. д.

Из онтологического аспекта  дюркгеймовского «социологизма» вытекали соответствующие методологические принципы познания социальной реальности. Эти принципы были симметричны его онтологической позиции.

Дюркгейм придерживался принципа, согласно которому социальные факты  должны объясняться другими социальными  фактами. Вместе с тем он выходил  за рамки этого методологического  принципа.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, -- социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками:

1. они существуют вне индивида;

2. оказывают на него принудительное  воздействие.

Его социология делилась на три основные сферы: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию, которые  отражали в определенной мере его  взгляды на назначение тех или  иных сфер социальной жизни.

Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение географической основы жизни народов  в связи с социальной организацией, а также народонаселения, его  объема, плотности, распределения по территории.

Социальная физиология, которая  исследует «жизненные проявления обществ» охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:

1) социологию религии;

2) социологию морали;

3) юридическую социологию;

4) экономическую социологию;

5) лингвистическую социологию;

6) эстетическую социологию Дюркгейм  Э. Социология. Ее предмет, метод,  предназначение. - М., 2005. - С. 210..

Общая социология подобно общей  биологии осуществляет теоретический  синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура отражает общий замысел строения социологической  науки, высказанный Контом, то есть можно наблюдать преемственность  подходов, которая сохранялась длительное время во французской социологии.

Заключая этот раздел социологического учения Дюркгейма, следует подчеркнуть  плодотворность ряда положений его  концепции «социологизма» на том  историческом периоде развития социологии. Среди них можно назвать следующие: признание общества самостоятельной  объективной реальностью по отношению  к составляющим его индивидам; рассмотрение влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение, а также  обоснование социальной природы морали, религии и самого процесса познания. Но не следует упускать из виду и крайности его «социологизма», который приводил к тому, что фактически сама социальная реальность оказывалась существующей как внешне-индивидуальная и надиндивидуальная реальность. На это указывали многие современники Дюркгейма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Социологические концепции Э. Дюркгейма

Социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, электрического.

Информация о работе Социология Э. Дюркгейма