Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:51, контрольная работа
Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с форми¬рованием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что социальная поляризация, расслоение нашего общества на бедных и богатых является основной из ее характеристик на данный момент и наше время.
ВВЕДЕНИЕ
Социология бедности
- специальная социологическая
Объект социологии бедности - бедность как феномен в контексте условий, способствующих его развитию. Предмет социологии бедности. - процессы материальной и духовной деградации индивидов и социальных групп, а также - сужения их перспектив, связанные с развитием бедности.
Социология бедности
рассматривает бедность не только как
экономическое и
Социальная проблема - это объективное противоречие, приводящее к нарушению пропорций социального функционирования и развития и на этой основе к дисбалансу интересов различных социальных групп, к разрушению доминирующих социальных ценностей, вследствие чего изменяются существенные свойства социума и возникает "угроза" его привычной, устоявшейся (и в этом смысле нормальной) жизнедеятельности.
Проблема бедности возникает в результате нарушения пропорций социального воспроизводства: пропорций деятельности (соотношения социально неоднородных видов труда, соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения); пропорций состояния (дифференциации населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотно¬шения между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства); пропорций отношений: человек - общество - природа, человек - социальная группа - класс - общество. В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.
Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с форми¬рованием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что социальная поляризация, расслоение нашего общества на бедных и богатых является основной из ее характеристик на данный момент и наше время.
В
зависимости от того, насколько высок
уровень экономического развития страны
(принадлежит ли она к странам
с высоким, средним и низким доходом), бедность
охватывает большую или меньшую часть
населения. Например, в 1996 в США к бедным
относили 14% населения, в России - 55%, в Беларуси
- 65%. Масштабом бедности называют долю
населения страны (в процентах), проживающего
на или под официальной чертой бедности.
В Беларуси под официальной чертой бедности,
составляющей 60% минимального потребительского
бюджета, находилось в 1996 65% всего населения.
Состояние бедности при исследовании
принято подразделять на абсолютную и
относительную. Бедность, определяемая
в абсолютном выражении ( Бедность абсолютная)
, связывается с состоянием, в котором
индивиду недостаточно ресурсов, необходимых
для существования. Дефиниции относительной
бедности ( Бедность относительная) , часто
предпочитаемые социологами (особенно
при изучении бедности в развитых промышленных
обществах), связываются с состоянием,
когда их жизненные стандарты ниже стандартов
референтых групп. Так как относительная
бедность есть вопрос дифференциации
различий в уровнях материальных ресурсов,
порожденных несправедливостью распределения
благ в обществе, то измерения относительной
бедности не менее объективны, нежели
измерения абсолютной бедности. Бедные
не являются экономически самостоятельной
категорией, так как неспособны обеспечивать
материальное благополучие семьи, не прибегая
к помощи государства (дотациям, пособиям,
разовым выплатам). Хотя они теряют экономический
суверенитет, но не лишаются конституционных
прав и социальных привилегий, существующих
в обществе. Правда, реализовать свои права
в обществе в полном объеме они не могут.
Полноценная, социально насыщенная жизнь
существует как бы не для них. Изучение
бедности занимает центральное место
в любом исследовании социального неравенства,
включая анализ тех, кто беден, и причин
этого. Бедность, считаясь показателем
классовых и гендерных отношений, в индустриальном
обществе также рассматривается в качестве
индикатора неравных экономических
отношений между государствами: бедность
стран "третьего мира" напрямую связывается
с накоплением богатства в развитых странах.
А.Б. Александрова
1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ БЕДНОСТИ
Под бедностью в широком смысле слова мы понимаем такое состояние, при котором возникает несоответствие между достигнутым средним уровнем удовлетворения потребностей и возможностями их удовлетворения у отдельных социальных групп, слоев населения. Она характеризуется неразвитостью самих потребностей, стремлением удовлетворять материальные потребности и нужды в ущерб духовным и социальным, нарушением (разрывом) социальных связей. Это приводит к низкой материальной обеспеченности определенных групп людей, к изменению их системы ценностей, к формированию особого социального мира и своей культуры (субкультуры бедности), жизненного стиля, диссонирующего с общепринятым, утверждавшимся в обществе, что вызывает угрозу нормального функционирования последнего.
Понятия богатства и бедности относительные. Так, например, человек, материально не обеспеченный, то есть относящийся к бедным, может быть богат духом. В этой связи обращает на себя внимание то, что в русском православии нищенство (крайняя форма бедности), особенно добровольное, рассматривалось как состояние, которое несравненно выше состояния богатства - как особый христианский подвиг, который осуществляется страждущим. Причем последний принимает на себя заботу о духе тех, кто пребывает в благости, вознося за них молитвы Богу. Об этом писали В. Ключевский, С. Сперанский.
Разногласия
по поводу определения
Можно также выделить определение, данное в 1963 г. известным экономистом Г. Мюрдалем. Он определил низший класс как "ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью без¬надежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов". Мы можем отнести к формирующемуся низшему классу не только наиболее обездоленные слои общества, но и всех граждан, нахо¬дящихся за чертой бедности, а также тех, кто получает сегодня доход, не превышаю¬щий половины дохода среднестатистического индустриального работника, занятого полный рабочий день.
Таким образом, к определению бедности можно подходить с различных позиций и точек зрения.
2. ТИПОЛОГИЯ
БЕДНОСТИ
Бедность в современной России не гомогенна и имеет несколько уровней, которые различаются и по материальному положению, и по социально-про¬фессиональной деятельности, и по досуговым предпочтениям людей.
В бедности, то по
крайней мере два уровня выделяются
довольно отчетливо - просто бедность,
представители которой
Существуют также две формы бедности: «устойчивая» и «плавающая». Первая связана с тем, что низкий уровень социальной обеспеченности, как правило, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счете – к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Социальные исследования стабильности бедности подтвердили эту гипотезу и показали. Что люди, «рождающиеся как постоянно бедные», остаются таковыми в течении всей своей жизни. Вторая форма, намного реже встречающаяся, связана с тем, что бедные подчас предпринимают невероятные усилия и «выскакивают» из своего социального, фактически замкнутого круга, адаптируясь к новым условиям, отстаивая свое право на лучшую жизнь. Разумеется, что в таком «прыжке» существенную роль играют не только субъективные, личностные факторы, но и объективные условия, создаваемые государством и обществом.
Тип беднос¬ти, выражающийся в том, что доходы той или иной семьи, группы, слоя не достигают данной величины, можно рас¬сматривать в качестве бедности абсолютной, Средства к существованию — это минимум, необходи¬мый для поддержания жизни, и, следовательно, быть ниже этого уровня означает испытывать абсолютную бедность, поскольку индивиду не хватает средств для поддержания жизни. Здесь совершенно очевидно про¬тиворечие: как же те, кому не на что жить, живут? Теоретики абсолютной бедности отвечают, что они не живут долго; если они недостаточно обеспечены для поддержания существования, они будут голодать или мерзнуть зимой. Определение абсолютной бедности связано, таким образом, с понятием средств существования. Показатели, сравнение с которыми позволяет выделить абсолютно бедную часть общества, связаны с физиологическими, социальными, культурно обусловленными качественными порогами потребления. В современных обществах практически всегда существуют несколько порогов. Поэтому при выделении людей и групп, находящихся в ситуации абсолютной бедности, целесообразно одновременно принимать в расчет ее степень.
В нынешней России отчетливо выделяются три степени абсолютной бедности:
1.нищета, наиболее глубокая острая бедность; В положении абсолютной нищеты, наиболее глубокой бедности находятся люди, не имеющие физиологическо¬го минимума средств к жизни. Это те, кто стоит на грани постоянного недоедания, если не голода, пли за этой гранью. В сегодняшней российской обстановке условным показателем такой грани можно считать стоимость про¬стейшего набора продуктов питания, входящих в официальный прожиточный минимум. В 1992-1994 гг. этот па-бор стоил чуть больше двух третей прожиточного минимума. Поданным государственной статистики, денежные доходы ниже стоимости продуктового набора в 1993 г. имело 10-15% населения, в первые восемь месяцев 1994 г. — менее 10%.
2. нужда, средняя
бедность; охватывает те груп¬пы
населения, которым хватает