Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:16, доклад
Первые попытки создания научных социальных теорий как формы научного знания, дающей целостное представление о закономерностях или существенных связях действительности, появились в античной Греции. В своих концепциях древнегреческие мыслители использовали и социально-философские знания и социологические идеи Древнего Востока, что позволяет связывать воедино процесс исторического познания социального мира человека. Однако именно в работах греческих мыслителей наиболее четко прослеживается демаркационная линия между религиозными и рациональными воззрениями на мир общественных отношений в греческом обществе. Анализируя социальные отношения в рабовладельческой Греции, Аристотель писал по поводу рабства: "...сама идея о власти господина над рабом — идея противоестественная; лишь законоположениями обуславливается различие между свободным человеком и рабом, по самой же природе никакого такого различия не существует.
Социология в Древней Греции
Первые попытки создания научных социальных теорий как формы научного знания, дающей целостное представление о закономерностях или существенных связях действительности, появились в античной Греции. В своих концепциях древнегреческие мыслители использовали и социально-философские знания и социологические идеи Древнего Востока, что позволяет связывать воедино процесс исторического познания социального мира человека. Однако именно в работах греческих мыслителей наиболее четко прослеживается демаркационная линия между религиозными и рациональными воззрениями на мир общественных отношений в греческом обществе. Анализируя социальные отношения в рабовладельческой Греции, Аристотель писал по поводу рабства: "...сама идея о власти господина над рабом — идея противоестественная; лишь законоположениями обуславливается различие между свободным человеком и рабом, по самой же природе никакого такого различия не существует. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, противоречит принципу справедливости" . Таким образом, характер общественных отношений никак не зависит (по Аристотелю) от божественного провидения, а является результатом государственного устройства и его законов.
Не менее глубокими социологическими идеями обогащает социальную теорию и древнегреческий философ Демокрит. Он связывает возникновение государства непосредственно с социальными потребностями людей. Согласно его идеям, первобытные люди вели стадный образ жизни, не имели жилищ, одежды и орудий, питались случайно найденной пищей. "Имея нужду (потребности) учительницей", они постепенно стали изменять свой образ жизни. Именно под влиянием нужды "руки, ум и сообразительность" привели к культурной жизни.
Таким образом, взгляды Аристотеля и Демокрита вполне можно рассматривать как первые научные социологические воззрения на возникновение и развитие общества и государства, функционирование общественных отношений, цивилизованное развитие, так как в их работах рассматриваются проблемы и справедливости, и равенства людей, имеющие непосредственную эмпирическую значимость для греческого общества.
Платон (427-347 до н.э.), оставивил наибольшее литературное наследие и внесший значительный вклад в социально-философские и социологические знания об обществе.
Первым произведением
древних мыслителей об
Поиски Платоном идеального варианта государства, т.е. стремление к совершенствованию общественных отношений, отнюдь не мешают ему высказывать идеи реального видения общества. Возьмем хотя бы его рассуждения о демократии. "Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уровняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию. Да, именно так устанавливается демократия, происходит ли это силой оружия или же потому, что ее противники отступают, устрашившись постепенно отступят". Далее Платон утверждает, что человек также "приобретет демократические черты. Не меньшую социальную значимость и даже злободневность несут рассуждения Платона о том, что тирания возникает из демократии, опять-таки на основе изменяющихся человеческих потребностей. "Ненасытное стремление к богатству, — отмечает Платон, — и пренебрежение всем, кроме наживы, погубили олигархию. Так вот, и то, что определяет как благо демократия и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушит".
Социология в Древнем Риме
Римское государство было рабовладельческим, причем рабство развивалось и совершенствовалось на протяжении всей истории Рима. Если ранней республике были свойственны первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы античного демократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда в различные сферы экономической жизни государства.
Расцвет классических рабовладельческих отношений продолжался в начале ранней Римской империи. В последние века ее существования наблюдалось разложение рабовладельческого строя. Рабство стало тормозом дальнейшего развития.
К концу Ш в до н.э. после образования сильнейшей Римской средиземноморской рабовладельческой державы, сложилось римское общество, отличавшееся большим многообразием и многозначностью классово-сословной структуры. Основные общественные классы не были едины и монолитны. Например, класс рабовладельцев распадался на два сословия : сенаторы и всадники. Класс рабов также делился на отдельные группы: рабы, занятые в сельском хозяйстве, в ремесле, рабы - “служащие” государственного аппарата и др. Следует отметить, что понятия “класс” и “сословие” не всегда совпадали.
Правовое положение личности характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладающее этими тремя статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означало право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
Основным социальным делением стало деление по статусу свободы на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. Свободные разделялись на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев и мелких производителей, составляющих большинство общества. Из-за того. Что рабство в период республики носило патриархальный характер, борьба между рабовладельцами и рабами не была острой, на первый план выходит борьба между патрициями и плебеями.
По статусу гражданства население делилось на граждан и иностранцев (перегринов) Полноправными были только свободно рожденные римляне. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они были ограничены в правах.
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы семей - домовладыки. Остальные же находились под его властью, и были лицами «чужого права» – права домовладыки. В имущественном отношении это означало, что они приобретали имущество не для себя. А для него. Но эти ограничения в частном праве, не означали ограничения в публичном.
Сословия в Риме образовались в ходе распада первобытнообщинного строя и становления рыночных отношений. Высшим было сенаторское сословие, верхушка которого считалась наиболее знатной, а потому именовалось нобилитетом. Вторая группа рабо- и землевладельцев, активно участвовавшая в финансовых и торговых операциях, но уступавшая в знатности первой, образовала сословие всадников. Третьим сословием был плебес. В отличии от высших сословий плебеи обладали только активным избирательным правом.