Социология в представлении Огюста Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном процессе.
Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология в представлении Огюста Конта.docx

— 22.97 Кб (Скачать файл)

Социология в представлении  Огюста Конта

1

Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным  с всеобщим согласием, характеризуемое  гармоническим функционированием  его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают  влияние на современные поколения  и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном процессе.

Конт стоял у истоков  системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального  организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

Следует, однако, заметить, что  Конт не понимал диалектики социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных  комбинаций одних и тех же элементов.

 

Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности  импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.

По  мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные данные социологии.

Социальное  наблюдение возможно как главный  метод исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных  теорий.

Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует  позитивная теория, опираясь на которую  можно было бы собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для  проведения наблюдения нужна теория, а для создания теории - наблюдения.

Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и  с трудностями, которые связаны  со сложностью приобретения необходимой  научной подготовки, которая обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь в качестве помощника  выступает теория, которая бы предотвращала  спекуляции, обеспечивала бы исследователя  необходимыми понятиями.

Конт  указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.

Вторым  важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит  в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий.

Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие социальный организм, являются основные законы общественного организма, поскольку болезнь лучше позволяет познать норму,

Третий  метод позитивных наук, применяемый  в социологии - это сравнительный  метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования  и развития общества.

Для науки, указывал Конт, могут быть полезными  сравнения жизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных  класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение  основных фаз цивилизации может  затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.

Слабость  сравнительного метода состоит в  том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

Четвертый метод исследования, применяемый  в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует  природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения  различных последовательных состояний  человечества. Только сопоставляя целую  серию социальных явлений, взятых в  их последовательности, исследователь  может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной  или политической черты или тенденции  и соответствующее ослабление противоположной  тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует  системе общих законов развития человечества.

2

Социологию как позитивную науку  Конт противопоставлял теологическим  и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали  утопии, обвиняя их в том, что они  понимали общество как создание человеческого  разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.

Общественные  явления, отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии  изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который рассматривал общество с исторической точки зрения.

Не  отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация  есть, прежде всего, духовно-психологические  идеи, которые управляют миром  и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.

Область социологических исследований открылась  Контом очень широко. Она впитала  в себя те исследования, которые  выходят за пределы компетенции  других абстрактных наук, включенных в его классификацию.

3.

Позитивная  эпоха имеет следующие характерные  черты:

1. победа  альтруизма над эгоизмом;

2. рост социальных  чувств;

3. обеспечение  легкой и приятной жизни;

4. быстрое  развитие материальной культуры  общества;

5. справедливость  и мир.

 

Контовская социальная динамика не лишена достоинств. Конт пытается раскрыть закономерности эволюции, которых не замечали историки волюнтаристы.

Теориям естественного  права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку  зрения общества как целого.

Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию  положительной программы социальной политики.

В отличие  от объективного метода, направленного  на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и  идеалы, Конт проповедует субъективные методы в политике. Курс «позитивной  философии» вызвал из науки философию, а «Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную  и совершенную.

Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо, которому он обязан.

Позитивизм  как религия человечества проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь.

Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую  общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и  богослужителями нового религиозного культа.

Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство, вступление в брак и другие важнейшие события с жизни  человека. Он пытался создать позитивистскую церковь, которая бы объединила единоверцев, а затем людей всего мира.

В «Рассуждениях  о целостности позитивизма» Конт выдвинул идею о промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических  специалистов, из которых должны выбираться три диктатора (триумвират): руководящий  делами промышленности, сельского хозяйства  и финансов, сосредоточив в своих  руках всю полноту законодательной  и исполнительной власти. Моральную  же власть необходимо отделить от ивдитического и хозяйственного управления, и она должна находиться в руках философов и деятелей искусства.

Социальные  преобразования, выдвинутые Контом, были направлены не па ликвидацию частной  собственности и неравенства, на изменение отношений между людьми, на интеллектуально-моральную реформу  сознания.

 

 

Вывод

Место Огюста Конта в истории социологии.

1. При  жизни позитивистские теории  Конта были мало известны, однако с 60-х годов 19 века его идеи получили широкое распространение, интерес к позитивизму как философской доктрины вырос. Позитивистами объявили себя многие естествоиспытатели (Ипполит Тэн).

2. Он синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структур общества - все это оказало огромное влияние на развитие общественных наук. История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность,

Его сравнивают с гением - отцом диалектики.

Конт впервые  создал новую науку об обществе на основе синтеза идей своего времени, обрисовав контуры социальной структуры  общества, нашел новые социологические  методы. Он заложил фундамент социологии как науки.

 

Конт  внес важный вклад в становление  социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и  возможность. Это обоснование было по сути своей и неизбежно философским  и, шире, мировоззренческим: очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала. Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило.

Конт  внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений  о социальной реальности. Он доказывал  ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии <социального существования> по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как <социальный организм> и <социальная система>. (Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это одни и те же сущности, развивающиеся одинаковым образом). Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций - традиции исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами <согласие> и <сплоченность>).

В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мистический <субъективный> метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.

В этическом  аспекте важную роль в развитии социологии сыграло обоснование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял прежде всего в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображением и в громком призыве не <проклинать> и не <хвалить> социальные факты, а изучать их; тем самым он актуализировал применительно к социологии важнейший для научной этики тезис Спинозы: <Не смеяться, не плакать, а понимать>. Правда, сам Конт в своей <субъективной> социологии и <позитивной политике> часто следовал противоположным принципам. Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, исследования, что позитивизм в социологии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала главной для профессии социолога.

Что касается значения Конта для институционально-организационной  стороны развития социологии, то здесь  можно говорить не о прямом, а  лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации социологии при нем еще не наступило. Как  говорил сам Конт, <колыбель не может быть троном>. В его время социология находилась еще в колыбели. Нельзя сказать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась <на троне>. Но в том, что она сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке, заслуга Конта несомненно велика.

 

 

Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции  Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого  разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера - происхождение  вещей.

Главное различие Конта и Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный. Первой и  основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур.

Информация о работе Социология в представлении Огюста Конта