Социология в структуре социально-гуманитарных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:56, лекция

Краткое описание

Цель лекции: сформировать основные понятия социологии как науки, раскрыть сущность социологии и показать ее место в структуре социо-гуманитарных наук. Ключевые термины: социология, социальный факт, социальный процесс, макросоциология, микросоциология, парадигма, эпистема, теории среднего уровня, теоретическая, прикладная социология. Вопросы: Место социологии в системе социального знания. Объект и предмет социологии. Функции социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 Рис. 1. Механическая модель структуры

Итак, предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

 

1. 3 Функции социологии

Социология непосредственно включается в жизнь общества через выполнение ею определенных социальных функций. К ним в первую очередь относятся:

  • Теоретико - познавательная (социология на всех своих уровнях и во всех своих составляющих компонентах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает перспективы социального развития, обнаруживает в обществе то, что требует радикальных преобразований и изменений.
  • Описательно - информационная (социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах , учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов);
  • Социального планирования (социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов).
  • Прогностическая функция (социологи способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и сообществ в будущем; особенно важно иметь такие прогнозы в переходные, как сейчас, эпохи развития общества В этом аспекте социология может определять диапазоны возможностей и вероятностей; подать несколько сценариев возможных процессов связанных с каждым из выбранных вариантов, определять побочные эффекты, а также долгосрочные последствия).

- Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.

На практике социальная технология предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных ею процессов. Таким образом, организационно - технологическая функция социологии продолжает функцию социального проектирования, поскольку без проекта предусмотренного социального результата невозможно создать и социальную технологию как систему средств для достижения этого результата.

- Управленческая функция. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.

- Инструментальная функция. Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает подходы и средства анализа социальной реальности, что обусловлено необходимостью отразить социальное выше в его конкретном виде, разработать пути его усовершенствования. При этом большое значение приобретают методы и инструменты поиска, регистрации, измерения, обработки, анализа, обобщения первичной социологической информации. Наиболее общим инструментом этой деятельности может рассматриваться именно социологическое исследование с его методами. Важное значение имеют и методы коллективного поиска решения проблем, а именно: деловые игры, мозговая атака и другие средства определения путей преобразования социальных отношений.

Таким образом, функции социологии определяют широкий спектр задач, в которых отражается богатая по содержанию сама наука социологии, ее специфика, особенности ее объекта и предмета.

Рекомендуемая литература:

  1. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1995.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, М., 1998.
  3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М, 1994.
  4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 1998.
  5. Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перер. М., 1998.
  6. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 тт./ Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995.
  7. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс / Пер. с англ. М., 1998.
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. Воронеж, 1994.
  9. Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Осипова. М, 1998.
  10. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М, 1999.
  11. Социология: Курс лекций / Под. ред. А.В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. М., 1996.
  12. Социология современности: Курс лекций по социологии для высших ученых заведений РФ / Под ред. К. О. Магомедова. М., 1996.
  13. Социология: Учебник для вузов / Под. ред. Г.В. Осипова и др. М., 1995.
  14. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998.
  15. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие. М, 1994.
  16. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведении. М., 1994
  17. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // СоцИС. 1995. №11

 

[kgl]


Информация о работе Социология в структуре социально-гуманитарных наук