Социология досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 01:27, доклад

Краткое описание

Социология досуга - отрасль социологии, изучающая поведение людей и социальных групп в свободное время, также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении, развитии личности, функционировании учреждений культуры.
Содержание социологии досуга - особенности современного досуга, соотношения досуга с основными сферами жизни людей, досуг и трудовая деятельность, досуг и быт, досуг и семья.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология досуга.docx

— 26.04 Кб (Скачать файл)

 

Социология досуга - отрасль социологии, изучающая поведение людей и социальных групп в свободное время, также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении, развитии личности, функционировании учреждений культуры.

Содержание социологии досуга - особенности современного досуга, соотношения досуга с основными сферами жизни людей, досуг и трудовая деятельность, досуг и быт, досуг и семья.

Изучаются влияние досуга на формирование образа жизни людей, их ценностные ориентации.

Современный досуг - досуг людей нового урбанизированного постиндустриального общества.

Сейчас отмечается возрастающая ценность досуга в жизни людей. Для отдельных  категорий сфера досуга рассматривается  как сфера свободной жизнедеятельности, представляет особую ценность. С точки  зрения общественной ценности, досуг является сферой потребления культуры и культурного творчества.

Проблемными с точки  зрения досуга принято считать:

1. Группы молодежи с отклоняющимся  поведением;

2. Группы людей, испытывающих  острый дефицит свободного времени;

3. Группы людей, испытывающих  проблемы занятости, включения  в деятельность свободного времени;

4. Люди пожилого возраста.

В начале 20 века изучение досуга начинают в США, в русле проводящихся массовых опросов населения.

Наиболее интенсивное изучение досуга в России началось после Второй Мировой Войны, в связи с увеличением  свободного времени и повышением его ценности. С 60-х годов 20 века было проведено множество социальных исследований. В 1972 году напечатана книга социологов Гардона и Клокова «Человек после работы». В ней представлены материалы социологических исследований о формах досуговой деятельности. Сейчас актуально изучение потребностей людей в различных видах досуга.

 

Особенности и черты современного досуга

Досуг и  рекреация в самом широком  смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

Место социологии досуга среди социологических  наук

Границы предмета социологии досуга широки, и  отсюда вытекает его междисциплинарный  характер взаимодействие с социологией  труда медицины, геронтологии, молодежи, туризма, города и села, образа жизни, теорией игр, социологии девиантного поведения, с исследованиями бюджета времени.

 

 

Объект и предмет социологии досуга

Человеческая  деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных  процессов и их характеристик  и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности.

Специфика социологии рекреации и  досуга обусловливается ее взаимосвязью с социально-политической и экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями в нем. Именно они определяют те внутренние противоречия: финансово-экономические, психологические, организационные как в теории, так и на практике. Система, содержание и функции досуга, его учреждений и организаций определяются политической системой, общей и политической культурой, общественной моралью. Культура общества в целом формирует духовно-нравственные представления о добре и ценностные ориентации людей, их соответствие общественным потребностям. Все это определяет междисциплинарный характер науки и ее методологическую базу.

Наряду с социологией культуры, искусства, образования, средств массовой информации она опирается на методологию социологии спорта, медицины, быта, образа жизни, молодежи и других социально-демографических и малых групп.

Таким образом, социология досуга и рекреации - отрасль социологии, изучающая:

-  поведение  индивидов и групп в свободное время;

-   способы удовлетворения потребности  в отдыхе (рекреации);

-   формы развлечения, общения;

-   развитие личности и творчества  в процессе деятельности в  любительских объединениях;

-   функционирование учреждений досуговых  услуг,

-   «индустрию досуга»: издательства, кино, радио, TV, экскурсионные, туристические бюро и спортивныее базы.

В содержательном плане изучаются:

-   эволюция и особенности современного  досуга (историческая дифференциация  досуговой деятельности и её  воплощения, в основе которой лежит закон возвышения потребностей и возникновения все новых видов и форм деятельности),

-   соотношения досуга с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла, способами проживания (городской и сельской жизни), а также роли досуга в формировании образа жизни.

Современный досуг, несмотря на его различное проявление в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры.

Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей недели, во время отпусков, что вызвало новое явление - досуговую миграцию.

Социология досуга - отрасль социологии, изучающая систему досуговых учреждений и досуговой деятельности как социального института; социальные проблемы взаимодействия и отношений с системой институтов культуры, искусства, спорта, СМИ, образования и социальными службами.

Объектом социологии досуга является природа, функции, педагогические, образовательные, социально-экономические и творческие противоречия, создающие проблемную ситуацию - избирательность ценностных ориентиров и предпочтений форм досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации - с другой.

Предмет социологии досуга - характеристики, свойства объекта, отражающие основу противоречия:

-характера  формирования мировоззренческих  знаний, ценностных ориентации в  сознании и поведении людей  и реальным процессом досуговой  деятельности;

- специфика  процесса социализации.

Структурными элементами социологии досуга являются:

1) направленность  процесса, его цели:

- объект - аудитория, социальная группа, индивид;

- субъект - кадры педагогов, лидеров и руководителей объединений;

2) содержание  и уровень культурно-досуговой  деятельности;

3)  средства  воздействия (технологии) на общественную  жизнь объединений и социокультурной  среды и обратное влияние общественности на деятельность досуговых учреждений;

4) состояние  материально-технической базы;

5) разработка  моделей досуга и критериев  оценки качеств личности и  общности как результатов их  социодосуговой деятельности.

 

Обычно  используют понятие «отдых», «досуг», «рекреация» как синонимы. Дельная доля отдыха - самая объемная в бюджете времени человека.

Обычно  отдых представляют как фазу, заключающую  трудовую деятельность. В обыденном  смысле понятие «отдых» применяется  в двух значениях: как состояние  покоя (процесс отдыха) и как свободное  от работы время, необходимое для  восстановления сил.

Поэтому социология отдыха также исследует:

- место  отдыха в социально-экономической  жизни человека;

- влияние  на систему социальных ценностей,  социальную структуру общества;

- формы  и содержание отдыха,

- социальные  перемены в стиле и качестве  жизни (он становится одним  из социальных критериев качества  жизни);

- социальные  противоречия: несоответствие индивидуальных  потребностей в отдыхе и реализации  возможностей;

- общественную  организацию отдыха (по степени  дифференциации его видов).

 «Отдых» - характеристика социально-биологического бытия и поэтому целесообразно отнести его к категории рекреации.

Рекреация - это специфический вид биологической социальной и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные предметные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра.

Атрибутами  рекреации являются время и деятельность (проявление социальной активности по отношению к окружающему миру и к самому себе).

Рекреацию рассматривают и как досуг, выделяя  основным признаком свободу выбора видов деятельности, в том числе  и труд. В ее основе лежит мотивация  поддержания жизни, сопровождающаяся удовольствием и радостью, отсутствием  дискомфорта, возможностью использовать свой потенциал и реализовать  способности.

Функции рекреационно-досуговой деятельности.

Под функциями  рекреационно-досуговой деятельности понимается; ролевой комплекс, через  который проявляется рекреационная  активность.

Функции рекреационно-досуговой деятельности проявляются в энергетической, биологической и социальной сферах, они тесно переплетены и взаимосвязаны.

Компенсаторская функция обширна: от возможности развить отсутствующие (по естественной или трагической причине) желаемые способности, задатки, до удовлетворения самых разнообразных потребностей. Установлено, что спорт уравнивает возможности человеческого' духа. Этим объясняется тяга инвалидов к состязаниям, в результате которых достигается особое психологическое состояние - чувство собственного достоинства, воля к борьбе в тяжёлых жизненных ситуациях.

Соучастие в процессе естественного отбора. Человек осознанно или неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусственной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через искусственно созданную систему социальной защиты, замедляет рост естественной приспосабливаемости.

Игровое начало рекреационно-досуговой деятельности увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности.

Социализирующая функция является базисной и охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание. Рекреационно-досуговая деятельность постоянно порождает все новые и новые типы, обогащающие их субъектов, способствует лучшей социальной ориентации, усвоению ценностей, установок, стереотипов поведения, опыта и его социального воспроизводства.

Ценностно-гедонистическая(наслаждение) функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личных целей.

Функция развития рассматривается как дополняющая социализирующую, поскольку рассматривает досугово-рекреационную деятельность как часть существования человека на протяжении всей его жизни.

функция общения осуществляется как процесс в социальном измерении - времени, пространстве и среде, и предстаёт как социальное взаимодействие.

Взаимосвязь рабочего и свободного времени, досуга, в современных условиях во многом определяет зависимость свободного времени, его структуры, объекта и функций от характера труда, степени его сложности.

Многими исследователями установлено: наиболее рациональной, многообразной структурой свободного времени и досуга обладают высококвалифицированные работники  и основной тенденцией является адекватное соответствие содержания труда и  досуговой деятельности.

Но в  такой взаимосвязи наблюдаются  и противоречия: запросы высококвалифицированных  работников опережают уровни требований к содержанию как труда, так и досуга.

Намечается  и другая досуговая тенденция - отставание содержания и форм досуговой деятельности от содержания и степени сложности  труда в рабочее время.

Наибольшую  тревогу вызывает несбалансированное соотношение телесных и духовно-интеллектуальных компонентов подросткового и юношеского самосознания, которое соответствует существующему эталону маскулинности и топ-моделей для самоутверждения среди ровесников.

Внимание этой потребности сказывается  на предпочитаемых формах самореализации в свободное время. Основным оказывается  подражание социально-культурным нормативам взрослых. Стремление преодолеть зависимое  от родителей положение, в лучшем случае имитирует формы поведения  взрослых в кафе, на улице, стремление к шику под воздействием рекламных  клипов, в худшем - проявляется как  фарс, перерастающий в хулиганские  действия под влиянием спиртного.


Информация о работе Социология досуга