Социология, ее роль в науке и обществе. Предмет, объект, структура и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:59, доклад

Краткое описание

Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий. Значение социологии чрезвычайно возросло в наши дни, после распада советского блока и образование из бывших советских республик новых независимых государств. Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых специалистов, являясь составной частью их общего и профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 Оба значения термина  «индивид» взаимосвязаны и описывают  человека в аспекте его отдельности  и обособленности. Наиболее общие  характеристики индивида: целостность  психофизиологической организации;  устойчивость во взаимодействии  с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает  на системный характер связей  между многообразными функциями  и механизмами, реализующими жизненные  отношения индивида. Устойчивость  определяет собой сохранность  основных отношений индивида  к действительности, предполагая  вместе с тем существование  моментов пластичности, гибкости, вариативности.  Активность индивида, обеспечивая  его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого  человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в  нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем  есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира.

Индивидуальность дает возможность  проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается  как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком" для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы  человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].

4.Факторы социализации  личности.

Социализация, как уже  отмечалось, осуществляется в различных  ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств  на человека требует от него определенного  поведения и активности. Факторами  социализации  и называют такие  обстоятельства,  при которых  создаются условия для протекания процессов социализации. Как много  обстоятельств,  вариантов их сочетания,  так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив  их в три группы:

 макрофакторы (космос,  планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

 мезофакторы (мезо - "средний,  промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);  по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности  к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

 микрофакторы - к ним относятся те,  которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников,  микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

 Микрофакторы, как отмечают социологи,  оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц,  в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.  На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности  или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети,  а в пожилом - и члены их семей.

 Социализация осуществляется   с   помощью   широкого  набора  средств,  специфичных  для   определенного  общества,  социального  слоя,  возраста человека.  К  ним можно отнести, например, способы  вскармливания младенца и ухода  за ним; методы поощрения и  наказания в семье,  в группах  сверстников, в учебных и профессиональных  группах;  разнообразные виды  и типы отношений в  основных  сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

 Чем лучше организованы  социальные группы, тем больше  возможностей оказать социализирующее  влияние на личность.  Однако  социальные группы неравнозначны  по своей возможности оказать  воздействие на личность в  различные этапы ее онтогенетического  развития. Так,  в раннем и дошкольном  возрасте наибольшее влияние  оказывает семья. В подростковом  и юношеском возрасте увеличивается  и оказывается наиболее действенным  влияние групп сверстников,  в   зрелом же возрасте на первое  место по значимости выходят  сословие,  трудовой или профессиональный  коллектив,  отдельные  личности.  Есть факторы социализации,  ценность  которых сохраняется на протяжении  всей жизни человека. Это нация,  ментальность, этнос.

 В последние  годы  все большее значение ученые  придают макпофакторам социализации,  в том числе и природно-географическим условиям,  поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание  макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo  sapiens.

Факторы социализации - это  развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием  к развивающей среде является создание  атмосферы, в которой  будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность  личностного роста.

Факторы социализации  являются одновременно и средовыми факторами  формирования личности.  Однако в  отличие  от  социализации факторы  формирования личности дополняются  еще биологическим фактором. Отдельные  исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль,  считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития,  проявления природно обусловленных психических особенностей.  В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.

 Действительно, влияние   биологического фактора на формирование  личности игнорировать нельзя  уже потому,  что человек  -  это живой организм, жизнь которого  подчинена как общим законам  биологии,  так и специальным  законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются  не качества личности,  а определенные  задатки. Задатки - природная расположенность  к той или иной  деятельности. Различают  задатки двух видов,  общечеловеческие (строение мозга,  центральной нервной системы,  рецепторы) и индивидуальные различия  природных данных (особенности типа  нервной системы,  анализаторов  и т.п.).

 Большинство отечественных  педагогов не отрицают влияния  биологического фактора на формирование  личности, но и не отводят ему  решающей роли,  как это делают  бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий,  обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств.

В то  же время нельзя переоценивать  и роль социальных факторов формирования личности.  Еще Аристотель писал,  что душа  есть "неисписанная  книга  природы,  опыт  наносит  на ее страницы свои письмена".  Д. Локк считал,  что человек рождается  с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula raza),  что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования  ставит вопрос о целенаправленной активности,  саморазвитии личности,  т.е. непрерывной  работе над собой, над собственным  духовным  ростом.  Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного  усложнения задач и  содержания  образования,  реализации возрастного  и  индивидуального подхода,  формирования творческой индивидуальности школьника  и в то же время осуществления  коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим  дальнейшим развитием.

 Характер развития  каждой  личности,  широта,  глубина  этого развития при одинаковых  условиях обучения  и  воспитания  зависят главным образом от  ее собственных усилий,  от  той энергии и работоспособности,  которые она проявляет в различных  видах  деятельности,  разумеется,  с соответствующей поправкой  на природные задатки.  Именно  этим во многих случаях объясняются  те  различия  в развитии отдельных  людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются  в одних и тех же средовых  условиях  и  испытывают примерно  одни и те же воспитательные  воздействия.


Информация о работе Социология, ее роль в науке и обществе. Предмет, объект, структура и методы