Социология и ее связь с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:51, доклад

Краткое описание

До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.

Вложенные файлы: 1 файл

соц и др науки.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

Таким образом, социологию можно сравнить с широким окном в мир. Чем  внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружающих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необходимо изменить в обществе и как лучше это  можно осуществить своими силами.

Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели  к появлению целого ряда отраслей в социологии — экономической  социологии, индустриальной социологии (социологии труда), социологии образования, социологии культуры, социологии политики и др. Именно на междисциплинарной  основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика и  находится на стадии становления  социопедагогика. Как отмечает Ж.Т.Тощенко, вклад социологии для всех этих новых направлений науки состоит, “во-первых, в “замыкании” проблематики на структурных, социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания”.

Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась  социологическому анализу и исследованию как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Это позволяет социологии широко взаимодействовать со многими социально-гуманитарными науками и не только влиять на характер их научного развития, но и также испытывать обратное воздействие. В связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных связей растет роль социологии, обогащается ее теоретико-методологический фундамент и арсенал методических средств исследования социальной реальности и возникает возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем.

2.6 Социология и психология

Если общая социология имеет  своим предметом общество в его  тотальности, раскрывает общие тенденции  его функционирования и изменения, то общая психология исследует внутренние субъективные переживания, вызывающие то или иное поведение индивида. Между тем во взаимодействиях  людей, в социальных процессах всегда присутствует психический элемент, который является составной частью этих отношений.

Развитие социологии как таковой, формирование психологической науки  не могло не привести к появлению  новой дисциплины, находящейся на стыке этих научных направлений - социальной психологии. Если общая  психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность  поведения людей. Она оперирует  фактами межличностного поведения (“психологические факты”), интегрирует  их и открывает общие тенденции  развития межличностного поведения. Она  не может уйти ни от одного вида непосредственного  взаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и  представления. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), его психическими функциями, проявляющимися в поведении  при различных социальных ситуациях.

Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и  его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они, в конечном счете, ориентированы  друг на друга. Их тип связи можно  назвать сотрудничеством.

Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не только от знания его биологии и физиологии (что  совершенно необходимо), но и от человека как “продукта общественных отношений”, знание о котором дает социологическая  наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания  психологического субстрата человека - его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих “сторон” человека лежит перспектива  прогресса социологического знания. И не только в области малых  социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можно  ли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и стран?

Следует сказать специально о понимании  соотношения социологии и “коллективной  психологии”, выработанным П. Сорокиным  еще в 20-е годы и не утратившем своего значения и в наши дни. Для  него “коллективная социология” - это и есть социальная психология, или как ее иначе называют, “психология  народов”. П. Сорокин, обобщая данные науки на этот счет, не без основания полагал, что социальная психология, если она не ставит своей задачей изучение всех основных форм взаимодействия между людьми и явлениями, возникающих в процессе этого взаимодействия, занимается тем же, чем и социология. При этом он высказал важное методологическое положение о возможном их слиянии. Оно не потеряло своего значения и сейчас.

Но есть и другой ракурс. Если социальная психология изучает слабо связанные  между собой совокупности людей (толпу, театральную публику, случайные  собрания и т.п.) или случайные, не организованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет  просто-напросто главой социологии как  науки, изучающей все основные формы  взаимодействия между людьми.

2.7 Социология и педагогика

 Социологию отличают  тесные связи с педагогикой.  Так, Эмиль Дюркгейм, основоположник  французской социологической школы,  неслучайно длительное время  возглавлял кафедру воспитания  в Сорбонне. Это позволило ему успешно доказать, что социальные факты нельзя сводить ни к экономическим, ни к физическим, ни к психологическим фактам, и что рассматривать социальные и педагогические проблемы необходимо в органической связи. Социологию и педагогику объединяет анализ разных сторон одного объекта исследования, т.е. разных сторон взаимодействия общества и личности, а также связь воспитания и социализации. Близость ключевых понятий этих дисциплин, а также общность методов сбора и анализа информации, аналогично, как и целей этих наук, дают основания считать их родственными науками. Главная задача педагога – научить своего воспитанника жить в обществе, достигать гармонии в отношениях с другими людьми, согласия с самим собой, научить в неустойчивом, неуравновешенном мире находить устойчивость и реализовывать свою индивидуальность. Осуществить эту задачу невозможно без опоры на социологическое знание. Социология – это опора и инструмент педагога. В связи с важностью данной проблематики для социологического знания в социологии выделяется ее специальная отрасль – социология воспитания. Взаимосвязь социологии и педагогики можно образно характеризовать следующими положениями: поднять человечество до человека – задача социологии, возвысить человека до человечества – задача педагогики.  
 
    Следует подчеркнуть, что многие проблемы, а проблема воспитания в первую очередь, могут найти решение только в результате совместных усилий разных наук. Этой цели отвечают социально-педагогические и социально-психологические исследования. Методы педагогического воздействия только тогда эффективны, когда применяются на основе учета множества факторов. Например, совместные исследования, так называемого, детского бунта, девиантного (отклоняющегося) поведения подростков предостерегают педагогов от возможных ошибок, являются способом организации надежной обратной связи. Эти исследования убеждают, что если система воспитания не будет основательно перестроена, процессы криминализации подростков будут нарастать. С другой стороны, нельзя говорить об эффективности воспитательного процесса, пока в обществе не будут устранены причины, порождающие различные формы отклоняющегося поведения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)  
 
Термин социология переводится как наука об обществе. Общество является объектом социологии. Предмет социологии – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. 
 
При определении предмета социологии социологи чаще всего обращаются к категории «социальное», тем самым подчеркивая, что в этом заключается ее отличие от других наук, которые изучают общество: экономика, политология и другие. Объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.  
 
Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Чтобы определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание накопленное всеми науками, следует исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим и считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.  
 
В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что, во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах. 
 
Во-вторых, она включает в себя теорию науки об обществе, которая выступает как теория всех других общественных и гуманитарных наук. 
 
В-третьих, все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект. 
 
В-четвертых, техника и методика изучения человека и его деятельности, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. 
 
В-пятых, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук. Их принято называть социальными

Социология как система  знаний не может развиваться и  выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. По отношению  к специальным общественным наукам социология находится в таком  положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным  биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и  других отраслей знания о природе, так  и социология служит фундаментом  для специальных общественных наук. 
 
В настоящее время социология вызывает к себе все больший интерес. Особенной популярностью пользуется ее практическая, прикладная часть. Благодаря социологическим исследованиям люди имеют возможность оценивать развитие событий и отношение к ним в настоящем, а значит, проектировать свое будущее. 

Список использованной литературы: 
1. Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 2001. 
 
2. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001. 
 
 
3. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2006. 
 
4. Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 232 с.

 
5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. - 508 с. 
 
6. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Том 1: Методология и история. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. 
 
7. Социология: основы общей теории / Под редакцией Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 461 с.

8. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

 

9. Сорокин П: А.- Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

 

10.  Ядов В. А. Размышления о предмете социологии. Социс, 1990, № 2.

    


Информация о работе Социология и ее связь с другими науками