Социология и общественные науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Социология – система знаний……..……………………………………….........5
2. Структура социологии………………………………………………….…..........7
3. Предмет и объект социологии……..…………………………………………....12
4. Социология – наука о социальных отношениях общества………...………….15
5. Социология в системе общественных наук……………………………….…...17
Заключение……………………………………………………………………….....22
Список используемых источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

sociology.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

Конечно, же, главной задачей любой  специальной социологической теории — изучение и  объяснение социальных  явлений  и функций социальной  системы. Специальные социологические  теории — самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

 

 

3. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Что же  представляет объект и предмет научного познания социологии?  Совпадают  ли объект  и  предмет социологии?  Нет, не совпадают. Объект  любой  науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие  объект изучения. Объект  социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия  и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая  относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают  природа и общества, которые соответственно и  изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый  из объектов  тоже  «расчленяется» науками  на  отдельные части, фрагменты,  которые становятся их  предметами. Вопрос о  соотношении объекта  и предмета социологии  как  науки состоит в том, как понимать общество, процесс его  функционирования  и  развития в  качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь  широко распространен взгляд на общество  как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития  человеческой цивилизации. Дело в  том, что основной порок в понимании  общества состоит в том, что общество представляется в виде  базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но  здесь-то выпадают  из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный  объект—человек, его потребности, интересы, ценностные  ориентации. Между  тем, история есть не  что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и  надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает  на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество  как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму  историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые  разные цели и  руководствуются ими в своей жизни. Именно  цели есть специфическая  черта деятельности человека. Целесообразная деятельность включает   множество  различных, органично  связанных  между собой  элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания  имеет и противоречивый и динамичный  характер. Это проявляется, прежде всего, в том, что люди, получив определенный результат  корректируют на его основе свою  последующую  деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя  и крайне противоречиво,  исторический  процесс  рационализации деятельности людей.  Идея  рациональности нашла  обоснование и  развитие в трудах  многих мыслителей, которые связывали переход к  высокой  ступени развития  общества  с разрешением  противоречия между   стихийностью и  сознательностью.     

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития  полученный результат отличается от  исходных   предпосылок,  превращается  в  новые  условия, средства, которые  позволяют  ставить  иные, более высокие цели. Реализация высоких целей  направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным  становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей,  групп  в общественной жизни  и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности  и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

 

 

4. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА  О СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОБЩЕСТВА

Конечно  же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера  социальной действительности, на которую направлен  процесс познания: социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.  Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом  могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после  того, как они включены в  процесс социологического познания,  осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может  изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те  свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений  общественной жизни, исследования становления, функционирования  и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система  может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно  обращение к различным социальным объектам.

В  отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные  свойства и отношения объекта исследования, познание которых  необходимо для решения теоретической и практической проблема тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает  с ним. Предмет социологического исследования обусловливается  свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он  располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект  может изучаться с целью решения различных научных  проблем,  а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых  объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно  к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.

Естественно, общество объективно состоит из различных социальных общностей, это свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или  иное  социальное явление, подчиняют  действиям  определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и  составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на  разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.        

 

 

5. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ  НАУК

С момента зарождения социологии в научном мире начались дискуссии о взаимодействии социологии с социальной философией. Согласно первой точке зрения, социология отождествляется с социальной философией, т.е. социология понимается как наука о наиболее общих законах развития общества. Однако в этом случае невыясненным остается статус конкретных, эмпирических микросоциологических исследований.

В соответствии со второй точкой зрения абсолютизируются прикладные (конкретные социологические) исследования. Здесь ситуация осложнялась тем, что в 1960-1970-е гг. у ряда отечественных авторов возник взгляд на социологию как на прикладную науку, задачей которой являлась лишь разработка практических рекомендаций по управлению общественными процессами. Сейчас ситуация изменяется, но по-прежнему встречаются попытки свести функции социологии к обслуживанию философии и других наук.

Третья точка зрения (наиболее адекватная для описания современной социологии) отражает более сложную картину взаимодействия этих наук: социология помимо общесоциологической теории включает в себя как конкретные социологические исследования, так и изучение различных социальных общностей.

Экономика занимается исследованием производства, распределения, обмена и потребления наличных ресурсов. Экономисты изучают многие проблемы, с которыми сталкиваются и социологи, включая экономические кризисы, безработицу, инфляцию, международную торговлю и др. Социология помогает экономическим наукам анализировать роль человеческого фактора в производстве, его влияние на рост производительности труда, качество продукции, на решение технических, технологических, управленческих задач современного производства.

Политическая паука исследует вопросы приобретения, использования и распределения власти в обществе. Политологи изучают главным образом деятельность правительств, политических партий, групп, связанных общими интересами, а также специфику поведения избирателей. Социологи, не отставая от политологов, а иногда и опережая их, способны быстро реагировать на любые события в обществе: проводя пилотажные исследования, они могут за короткое время собрать сведения о реакции общественного сознания на то или иное решение правительства, парламента или президента, об отношении общества к принятию нового закона или назначению нового министра и т.д. Не случайно сегодня создается симбиоз социологии и политологии — «социология политики», или «политическая социология», знание которой становится насущной необходимостью для современного специалиста.

Социология может сыграть значимую роль в формировании духовной культуры, создании позитивной нравственной атмосферы в обществе, выработке ценностей, моральных норм, эстетического вкуса, а также оказывать влияние на воспитание людей. Социология, в частности, призвана помочь российскому обществу, находящемуся в состоянии затянувшегося перехода, восстановить и обрести вновь духовные ценности, напомнить ему о необходимости сохранения великой духовной культуры, религиозных, моральных, эстетических, а также материальных ценностей. Это особенно значимо в условиях, когда процессы глобализации «размывают» культурную и социальную идентичность многих народов мира.

Взаимоотношения в семье, в коллективе, состояние нравственности в обществе можно «объемно» оценить только при помощи специфических социологических методов. Духовная культура находится в фокусе исследований таких разделов социологии и социологических дисциплин, как социология культуры, социология морали, социология искусства, социология науки, социология образования, социология религии и т.д.

Правовые науки также накопили богатый опыт использования социологических данных для совершенствования юриспруденции, в применении законодательных актов, соблюдении норм права, в процессе формирования правовой культуры. Без социологии трудно определить пути становления правового государства, гражданского общества, развития демократии, укрепления правопорядка, регулирования конфликтов. В частности, специфические методы социологии в сочетании с имеющейся объективной информацией позволяют оценить состояние и тенденции совершенствования российской законности, государственности, обеспечения прав и свобод граждан, уровня их правовой культуры. На стыке социологии и правовых наук возникла и бурно развивается такая дисциплина, как социология права.

Историческая наука во взаимодействии с социологией обогащает последнюю историческим методом исследования. Поэтому социологи широко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь влияет на историческую науку при изучении проблем эволюции общественного сознания, вооружает ее количественными и другими методами. На стыке социологии и истории функционирует дисциплина, называемая исторической социологией.

В последнее время обострились проблемы, связанные с территориальным размещением поселений людей. Известно, что игнорирование сложившегося уклада жизни людей, их традиций и склонностей привело в советское время к таким ошибочным решениям, как, например, «раскулачивание» или ликвидация «бесперспективных» деревень. Социология может оказать обществу реальную помощь в изучении закономерностей пространственной структуры расселения, миграции населения, взаимодействуя с социальной географией.

Россия — страна, регионы которой характеризуются разнообразием природных, культурных, экономических и социальных условий. Поэтому в последнее время усилился интерес к проблемам регионального характера, а на стыке социологии и региопологии возникло новое направление — региональная социология.

Тесное сотрудничество социологии и медицинских наук в сфере исследования здоровья населения привело к рождению и развитию таких дисциплин, как социальная медицина и социология здоровья.

Все больший удельный вес в социологии занимает комплекс проблем, пересекающихся со сферой интересов экологии. Вопросы охраны природы, отношений общества и окружающей среды невозможно в полном объеме оценить без анализа, проведенного с помощью социологических исследований. На стыке экологии и социологии в настоящее время сформирована дисциплина, называемая социальной экологией, предметом которой является взаимодействие общества с окружающей средой и отношения внутри общества, связанные с охраной природы.

В последнее время социологические данные эмпирических исследований обрабатываются при помощи компьютерного программного обеспечения (например, пакета SPSS), для создания, развития и эффективного использования которого активно применяются специальные знания из области математических наук. В современной социологии также активно используются методы социометрии, которые в целях измерения межличностных отношений сочетают конкретные эмпирические методики с алгоритмами математической обработки данных.

Помимо названных дисциплин на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходят стадию становления социопедагогика и другие смежные области знания.

Таким образом, в социологии все большее значение приобретают междисциплинарные связи как стимул развития не только науки, но и всей современной жизни. Наибольших успехов научные работники могут достичь, выстраивая мосты между разными дисциплинами. Современные студенты, которые хотят получить качественное образование, востребованное в будущем, должны учитывать не только особенности «своих», но и новейшие достижения «чужих» (и даже не обязательно родственных) дисциплин.

Информация о работе Социология и общественные науки