Социология и политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.
2. К. Маркс и М. Вебер об основаниях социального неравенства.
3. Социальная структура современной России.

Вложенные файлы: 1 файл

социология и политология.docx

— 40.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»

                                                         Заочная форма обучения

====================================================================

 

        Студент _____________________ Адрес _____________________________

                      ______________________           _____________________________

          Группа______________________ Шифр ____________________________

                                                                                     (номер зачетной книжки)

 

 

 

      Контрольная работа №_____

        по _____________________________________

 

   за ______курс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 9. Социальная структура общества.

План.

1. Социальная  дифференциация и социальное  неравенство. Исторические  типы социального неравенства.

2. К. Маркс  и М. Вебер об основаниях  социального неравенства.

3. Социальная  структура современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Дифференциация социальная, расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы; Д. обозначает как процесс расчленения, так и его результаты. 

В основании теорий социальной стратификации  и социальной мобильности лежат  понятия социальной дифференциации и социального неравенства. Иногда эти понятия отождествляются, однако надо отметить, что понятие «социальная  дифференциация» более широкое  по объему и включает любые социальные различия, в том числе не связанные  с неравенством. Например, одни люди являются футбольными болельщиками, а другие не являются. Это занятие  выступает дифференцирующим качеством, но не будет признаком социального  неравенства. Социальное неравенство  — это такая форма социальной дифференциаций, при которой отдельные  индивиды, социальные группы, слои, классы занимают определенное положение в  иерархии социальных статусов, обладают неравными жизненными шансами и  возможностями удовлетворения потребностей.  

Существует  четыре основных типа социальной стратификации  – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения  из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию – рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину. Касты Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни. Сословия. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества. Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими. В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус. Был запрещен брак между представителями разных сословий. Иногда наблюдалось явление индивидуальной мобильности. Классы. Существует широкое и узкое понятие класса. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода. В период зарождения государственного устоя возникает частная собственность. Древний Восток и античная Греция имели два класса противоположного типа – рабы и рабовладельцы. Не исключение тут и феодализм с капитализмом – эксплуататоры и эксплуатируемые.

 

2.

Теория  социальной стратификации Карла  Маркса

 

 

      Наиболее известным ученым и  деятелем, положившим начало развития теории стратификации, является К. Маркс. Именно он в числе первых социологов сформулировал в развернутой  форме структуру общества как  целостной системы и общественного  формирования. Хотя более уместным для социологии является термин «Формация», который до Карла Маркса употребляли  только в отношении такой широкоизвестной науки как геология. Само определение «формация» обозначает комплекс геологических пород, связанных в горизонтальном и вертикальном отношении, где горизонталь – для возрастных координат, а вертикаль – для пространственных. При доскональном рассмотрении становится понятным, почему именно этот термин вошел в социологию, ведь общественная формация применима к социуму, четко определяет структуры как вертикальные, так и горизонтальные общества, с добавлением как в геологии, остаточных слоев которыми в обществе можно назвать прежние эпохи возраст и прочие подобные параметры. Карл Маркс дал такое определение: «формация – это социальная система, имеющая внутреннюю взаимосвязь и находящаяся в неустойчивом равновесии». Поэтому до начала рассмотрения стратификации общества необходимо уяснить структуру всего общества в целом, имея в виду, что главенство в обществе имеет экономическая составляющая, так как «бытие определяет сознание». Двумя основными частями общества стоит считать базис и дополнительные, как и основные надстройки, так как основой любого известного общества является экономическая система. В свою очередь основа для нее это принцип материальных благ, слагающийся из производства и отношений в нем, выраженные в различных формах собственности средств производства, что дает основание к возникновению классового неравенства со всевозможными вытекающими последствиями. Это как две стороны одной монеты являющиеся двумя частями одного целого, каждая из которых определяет, какое значение это целое будет иметь. Далее разберем способ производства, который определяет формации, создавая отдельное ответвление с входящими в него различного вида образовательными учреждениями и дополняющими их религиями, искусством и основной моралью, царящей в формации. Помимо базиса и надстройки по теории Карла Маркса в формацию входят социальные классы определенных видов, группы индивидуумов, социумы с различными образами жизни и формами брака в свою очередь относящиеся все к тому же способу производства, который неразрывно связан и напрямую зависим от производительной силы. Производительные силы состоят по определению из субъективных и вещественных наполняющих совместно образующих систему производственных отношений. Производственные отношения это согласно теории Карла Маркса отношение складывающиеся на производстве, которое теоретик рассматривал в широком аспекте, включая распределение и потребление. Производственные отношения не зависимо от форм собственности значительно влияют на средства производства. Являются классообразующими и одновременно основными факторами появления неравенства. Оба этих составляющих тесно взаимосвязаны. следует заметить, что Карл Маркс являлся сторонником одномерной стратификации, не давая четкого определения классов, а только озвучивал предположения по поводу их возникновения. Вот некоторые из них: - общество, производя излишки ресурсов не контролируя их расходование, дают почву в тот момент, когда какой-либо из групп эти излишки начинают рассматриваться как собственность; - определение класса происходит на основании владения им в количественном отношении произведенным продуктом. В целом же после изучения теории Карла Маркса на основании различных его высказываний можно вывести определение понятия класс – это социальные группы, неравные между собой и соперничающие за первенство, в основном за главенство над собственностью. Основной почвой для появления классов Карл Маркс считал разделение труда, которое в идеале не ведет к неравенству, а только является образующим специализацию, профессии и специальности, но в ходе развития и необходимости управления все большими ресурсами ведет к появлению руководителей профессионального уровня, что влечет за собой образование социально неоднородных видов, отчерчивая технические моменты производства и социально экономическую составляющую. Социально- экономическая часть включает в себя такие разделы, как: умственный, физический, управленческий, исполнительский, творческий и стереотипный, каждый из которых может быть как квалифицированным так и не квалифицированным. Именно эти факторы являются образующими для возникновения частной собственности и последующим определении и закреплении за различными классами различных специфических видов действия. Только после этого для класса род деятельности перестает являться определяющим. Наоборот, для определенных классов определяется круг профессий, даже внутри одного класса. Подводя черту под изучением теории Карла Маркса о социальной стратификации. адаптируя общие понятия его теории для улучшенного восприятия можно в целом сказать следующее: индивиды неизменно принадлежат к социальным классам, которые определяются и разделяются по признакам обладания ими средств производства и прибыли получаемой ими. Разделение предполагает неравенство из присвоения одним из классов какой-либо части результатов труда или средств производства другого класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория  социальной стратификации Макса  Вебера

 

 

      Знаменитый социолог Макс Вебер, проводя многолетние  исследования, положившие начало его  теории о социальной стратификации, вывел к ней собственный, совершенно отличный от видения другими теоретиками, трехмерный подход. Основу его трех измерений социальной стратификации  составляют: экономика, власть и престиж. В последствии эти три измерения им же были названы автономными.  
      Согласно теории Макса Вебера именно собственность, а точнее виды ее владения, дают возможность к возникновению экономических классов, в которых различают меры доступа к власти, образованию политических партий, а престижность отдельных из них создает статусные группировки.  
      Вебер определяет класс как возможность отдельно взятого человека получать доступ к различным благам и доход в рыночных условиях. Проще говоря, в класс входят индивидуумы с исходным положением, профессиями, доходами и доступом к возможностям обладания ресурсами. Этот социолог не без основания полагал, что классы имеют место только в обществе с капиталистическим строем, так как именно этот строй определяется рыночными отношениями. Но в условиях рынка индивидуумы делятся на два вида: первые предлагают товары и услуги, а вторые только рабочую силу. В свою очередь отличаются первые от вторых только количественным обладанием собственностью.  
      Как и у остальных теоретиков социологии у Макса Вебера ни в одной из работ нет четкой классификации структуры изученного им общества, в частности капиталистического. Поэтому большинство социологов, изучающих работы этого теоретика, дают нам совершенно различные перечни в зависимости от собственной интерпретации. Наиболее близкими по всеобщему мнению считаются классификации определенные на основании трудов Вебера Радаевым и Шкаратан.

 

Она имеет следующий вид:  
- рабочий класс; 
- мелкая буржуазия; 
- интеллигенция и инженерно-технические работники; 
- административно-управленческий персонал; 
- собственники; 
- арендодатели; 
- предприниматели.

 
      Экономическая составляющая, мысленно разделенная на две части позволяет  отнести в одну из частей собственников  с неизменно позитивным настроем и пролетариат с его негативными  настроениями вследствие неимения собственности  и по большому счету квалификации для возможной ее реализации в  условиях рынка. При таком расслоении в центре образуется средний класс, в который входят мелкие собственники и люди, имеющие определенные навыки и знания, требуемые в условиях рынка.  
      Следующим делением согласно теории Вебера является деление на основе престижа и возникающую в следствие вертикаль статусных групп, а иначе говоря, иерархию. Основой, в которой служат общины, в которых складывается понятие почести, определяемое как любое из качеств оцененное большим количеством индивидуумов общины. Зачастую такого рода оценивание было связано с классовым различием, в котором нужно заметить собственность, а вернее количественное обладание ей играло не последнюю роль, а возможно и главенствующую, но в одну статусную группу могли входить как люди имеющие собственность, так и не имущие.  
      Макс Вебер представлял приобретение в статусных группах почести

( престижа) возможным только путем прочного  закрепления за членами группы  строго исключительными видами  деятельности, налагая запрет на  занятие этим же других индивидуумов, иначе говоря монополизируя любые блага. Проявлялось внутри групп это следующим образом – возможность ношения определенной одежды, украшений, знаков отличия, производство определенного продукта, отдыха отдельного и отличного от других индивидуумов группы для подчеркивания исключительности членов именно этой статусной группы и возможного упрочнения и увеличения дистанции между группами. Также для создания исключительности широкое использование получали брачные связи лиц внутри одного круга и тому подобные меры выделения путем исключительности. Все это вело к образованию прогрессирующей замкнутости статусной группы.  
      Третьей основой для социального разделения Вебер считал различия власти в свою очередь порождающее возникновение партий, в которые люди объединялись согласно своим убеждениям. По утверждению Вебера, человек, принадлежащий к определенной группе имеет в равных объемах власть, богатство и престиж, которые независимы друг от друга. Партии же представляют интересы согласно статусному положению входящих в них индивидуумов и, конечно же, с возможностью пополнения своих рядов из своих же статусных групп, но необязательным условием образования партий является классовая или статусная ориентированность, а скорее лояльность по отношению к любым статусным группам в идеале.  
      Единственное выраженное согласие Вебера с остальными теоретиками, изучавшими теорию социологической стратификации, заключается в принятии существования социальной дифференциации как аксиомы, но в понимании ее характера, внутренних взаимоотношениях его теория отличительна своим трехмерным видением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Социальная структура  российского общества.

Изменения, произошедшие в  России за последние несколько лет  не могли не сказаться на стратификационной структуре общества. Эти изменения обусловлены целым рядом причин различного характера. Современная ситуация, когда общество находится в состоянии переходности, становлении, характеризуется неустоявшейся системой общественных отношений. Нет достаточной четкости в социальной дифференциации, и, соответственно, в определенности индивидуальных и групповых интересов. Многие еще не самоопределились, не осознали своих интересов. То же самое относится и к социальным общностям.

Современные изменения социальной структуры в России обуславливают  два разнонаправленных процесса; усложнение социальной дифференциации и ее упрощение. Усложнение происходит вследствие возникновения новых форм собственности (смешанной, частной, акционерной, кооперативной и др.), а упрощение - вследствие исчезновения номенклатуры с неинституциализироваными видами привилегий, иерархизации собственников по величине дохода, большей или меньшей свободы, саморегуляции, самореализации и др., то есть в связи с формированием экономических классов.

Следовательно, если раньше основным дифференцирующим критерием  являлось место в структуре властных отношений, то сейчас таким критерием  становится имущественное неравенство, хотя первый не утратил своего существенного  значения.

«Социальная структура современного российского общества характеризуется  крайней социальной неустойчивостью, как на уровне процессов, происходящих внутри социальных групп и между  ними, так и на уровне самосознания личностью своего места в системе  социальной иерархии. Идет активный процесс «размывания» традиционных групп населения; происходит становление новых видов межгрупповой интеграции по формам собственности, доходам, включенности во властные структуры, социальной самоидентификации».

В настоящее время в  социальной структуре российского  общества мы наблюдаем сосуществование  старых, «регламентированных» классов  и слоев и появление новых, тогда как современные западные общества базируют свой общественный порядок и парламентскую демократию на институте частной собственности  и среднем классе, поддерживаемых системой стратификации, выполняющей  роль инструмента собственного контроля. Следовательно, вопрос сегодня заключается  и том, может ли в ближайшей  перспективе в России сформироваться достаточно мощный средний класс, ориентированный  на демократические ценности. Социально-психологические  предпосылки формирования «среднего  класса» можно оценить по ценностным ориентациям, установкам населения, престижу принадлежности к среднему слою.  
Сегодня важной характеристикой общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых. По данным исследований, соотношение душевых денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян составляет около 15 раз. Однако эти цифры не учитывают те несколько процентов сверхбогатого населения, данных о которых статистика не имеет.

Сегодня доминирует установка  большинства занятого населения  на «твердую», гарантированную зарплату как единственно приемлемый вид  дохода. Другие его виды - предпринимательский  доход, доход на активы, равно как  и возможность пользоваться кредитом, кажутся призрачными, ненадежными, а многим -- просто спекулятивными, и в силу этого неприемлемыми.

Смена форм собственности  на средства производства послужила  основой для реформирования социальной системы в России. Интенсивное  разгосударствление предприятий, работающих во всех отраслях экономики, особенно в торговле и промышленном производстве, привело к оттоку из государственного сектора занятого населения. Этот процесс стал экономическим фундаментом формирования прежде всего класса отечественной буржуазии, которая уже сегодня может быть дифференцирована но сферам вложения капитала (промышленная, торговая, финансовая), по характеру деятельности: предприниматели (обычно собственники), бизнес-слой (в том числе мелкий бизнес), менеджеры (наемные работники) и по уровню доходов (богатств).

Информация о работе Социология и политология