Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 19:27, сочинение
Краткое описание
Социологическая наука, несмотря на сравнительно молодой возраст, представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает три уровня: общую социологическую теорию (общую социологию); частные социологические теории (теории среднего уровня);
Специальные социологические
теории характеризуются более высоким
уровнем абстракции, чем отраслевые, и
позволяют рассмотреть один и тот же объект,
ту или иную социальную общность под определенным
углом зрения, выделить тот или иной интересующий
социолога «срез» изучаемого объекта,
его «уровень», «сторону».
Специальные социологические
теории, опосредуя связь общих и отраслевых
теорий, образуют концептуальное ядро
социологического знания. Во-первых, в
них фактически разрабатываются собственно
социологические категории, образующие
своеобразную матрицу категориально-понятийного
аппарата социологии. Во-вторых, как следствие
этого, в специальных теориях формируется
предмет социологии, имеющий не менее
сложную структуру, чем предмет таких
наук, как физика, биология, экономика
и др. Наконец, в-третьих, как следствие
двух предыдущих пунктов, в специальных
теориях отражается специфика социологического
знания как особого типа знания, несводимого
ни к какому другому. В связи с этим специальные
социологические теории (аналогично категориально-понятийному
аппарату) связывают в единое целое все
отрасли социологического знания, независимо
от его объекта, функции и уровня, а отношения
между обшей, специальной и отраслевой
теориями строятся по типу обратной связи.
Любая отраслевая теория использует
концептуальный аппарат специальных социологических
теорий и может описывать свой объект
как группу, деятельность или институт.
Например, сферу быта можно изучать либо
как совокупность различных видов деятельности,
либо как совокупность различных групп
людей — носителей соответствующих видов
деятельности, либо как совокупность различных
институтов, организующих соответствующие
виды деятельности. Такое «одностороннее»
описание объекта условно, представляется
определенной абстракцией, однако оно
не только допустимо, но и необходимо в
науке, так как служит одним из средств
научного исследования и предпосылкой
многостороннего описания изучаемого
объекта в качестве единого целого. В социологии
семьи, например, последняя рассматривается
как малая социальная группа, характеризующаяся
своей особой структурой статусов и ролей
(групповой подход), определенным набором
видов деятельности (деятельностиый подход)
и специфической совокупностью норм и
ценностей, регулирующей (организующей)
ее функционирование и развитие (институциональный
подход).
Деление теорий на общие и отраслевые
дает возможность провести различие между
общей и отраслевой социологией, либо
по объекту («общество в целом» и его «части»),
либо по типу теорий (общие служат основанием
для формирования социологической парадигмы
(впрочем, как и специальные — опосредованно
через них), а отраслевые образуют «пограничный
пояс» на стыке социологии с другими науками).
К понятию обшей социологии приложи мы
характеристики социологии фундаментальной
и теоретической, хотя отраслевая социология,
разумеется, не исключает научной ориентации
и теоретического уровня, но чаще всего
имеет эмпирический и прикладной характер.
Таким образом, структура социологического
знания представляется многомерной
и может быть описана в трех измерениях:
по объекту знания (общая и отраслевая
социология), по функции знания (фундаментальная
и прикладная), по уровню знания (теоретическая
и эмпирическая).
Особый слой теоретического
социологического знания образуют теория
социального развития, теория социальных
систем, теория социального детерминизма
и др. Основанием деления таких теорий
служит ряд общенаучных категорий: «развитие»,
«система», «детерминизм» и проч., т. е.
таких, которые применимы не только в обществоведении,
но и в естествознании и по уровню абстракции
приближаются к философским категориям
«материя», «сознание» и т. д. Эти теории
могут претендовать на статус общих.
Фундаментальные
и прикладные теории
Можно также различать социологические
теории по их преимущественной ориентации: фундаментальные иприкладные. Первые
ориентированы на решение научных проблем,
связаны с формированием социологического
знания, концептуального аппарата социологии,
методов социологического исследования.
Они отвечают на два вопроса: «Что познается?»
(объект) и «Как познается?» (метод), т. е.
связаны с решением познавательных задач.
Вторые ориентированы на решение актуальных
социальных проблем, связаны с преобразованием
изучаемого объекта и отвечают на вопрос:
«Для чего познается?». Теории здесь различаются
не по объекту или методу, а по той цели,
которую ставит себе социолог, решает
он познавательные задачи или практические.
Прикладные теории ориентированы
на поиски средств для достижения намечаемых
обществом практических целей, путей и
способов использования познанных фундаментальными
теориями законов и закономерностей. Прикладные
теории непосредственно касаются определенных
практических отраслей человеческой деятельности
и прямо отвечают на вопрос: «Для чего?»
(для социального развития, совершенствования
социальных отношений и т. д.). Прикладной
(практический) характер социологических
теорий определяется тем вкладом, который
они вносят в теории, прямо связанные с
решением задач социального развития.
Признак «фундаментальности»
не совпадает с признаком «теоретичности»,
и наоборот, хотя второй термин часто употребляется
как синоним первого: теоретическая физика,
теоретическая психология, теоретическая
биология. Здесь «теоретический» означает
не только теоретический уровень научного
знания в отличие от эмпирического, но
и его теоретическую, фундаментальную
направленность в отличие от практической,
прикладной.
Теоретическое знание в качестве
фундаментального выступает в сопоставлении
с прикладным, а не эмпирическим знанием
и не исключает практической направленности.
Такие характеристики, как «практический
аспект», «прикладная функция», вполне
приложимы к теоретическому уровню знания.
Его антитезой является не прикладное
знание, а эмпирическое.
Таким образом, деление теорий
по ориентации на фундаментальные и прикладные
достаточно условно, поскольку любая из
них прямо или косвенно вносит определенный
вклад в решение и научных, и практических
задач. В строгом смысле следует говорить
лишь о преимущественной ориентации той
или иной теории: научной, фундаментальной
либо практической, прикладной, что и дает
основание для ее отнесения к определенной
категории. То же относится и к эмпирическим
социологическим исследованиям: они могут
быть ориентированы на решение научных
проблем, например на формирование специальной
социологической теории, или практических,
связанных, например, с совершенствованием
социальной структуры общества. Фактически
эти два аспекта социологического знания
неразрывно связаны между собой и, будучи
отнесенными к социологии в целом, в конечном
счете образуют две из се функций: познавательную
и практическую.
Итак, термины «фундаментальный»
и «прикладной» обозначают аспект, направленность
социологического знания в целом и не
тождественны терминам «теоретический»
и «эмпирический», обозначающим его уровни.
В первом случае основанием деления является
целевая установка, во втором — уровень
абстракции.