Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:37, реферат
Во все времена человек был одержим желанием раскрыть окружающие его тайны и понять мир. В процессе познания люди разрабатывали методы изучения социального и естественного мира, с их помощью получали, обосновывали и систематизировали знания о мире. Социология – научное исследование общества и человеческого поведения – является одной из наук, разработанных современной цивилизацией. Чтобы лучше понять место социологии среди этих наук, необходимо вначале рассмотреть отдельно науки естественные и общественные.
Естественные науки – это теоретические и академические дисциплины, ставящие своей целью понимание, объяснение и
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ….…………………………………..3
2. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ………………………......8
3. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ В ОБЩЕСТВЕ……………………………….10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….13
Явные и скрытые (латентные) функции. Явные функции – это те последствия, которые планируются и осознаются участниками системы, т.е. сознательные субъективные намерения и объективные последствия совпадают; скрытые функции – это последствия, которые и не планируются, и не осознаются, т.е. эти последствия не предполагались или вызваны ненамеренно. Такое разграничение помогает прояснить кажущиеся порой иррациональными социальные модели поведения. Рассмотрим обряды индейцев хопи, предназначенные для вызова дождя. Наука говорит нам, что явная функция ритуалов недостижима – обряды не могут управлять природными явлениями. Однако понятие скрытых функций позволяет изучать последствия ритуалов не для богов дождя, а для самих хопи. Ритуалы объединяют отдельных членов общества для совместной деятельности, отличающейся сильным эмоциональным порывом, так как представляют собой средство коллективного самовыражения, благодаря которому индейцы хопи достигают социальной солидарности. Короче говоря, то, что сторонним наблюдателям может показаться иррациональным поведением, для самой группы является действием функциональным.
Социальный консенсус. Функционалисты
также полагают, что большинство членов
общества имеют единое мнение относительно
того, что им представляется желательным,
целесообразным и моральным, а что нежелательным,
нецелесообразным и неэтичным. Другими
словами, у них существует консенсус в
отношении основных ценностей и убеждений.
Так, большинство американцев принимают
для себя ценности и убеждения, присущие
демократическому кредо, доктрине равных
возможностей и личного успеха; большинство
кубинцев согласны с обществом, сформированным
в соответствии с коммунистическими идеалами.
Функционалисты утверждают, что высокая
степень консенсуса служит фундаментом
социальной интеграции и стабильности.
Благодаря длительному процессу социализации
люди приходят к принятию правил своего
общества, поэтому по большей части они
придерживаются этих правил.
Оценка функционального подхода. Функциональный
подход является полезным инструментом
для описания общества и определения его
структурных элементов и их функций. Он
дает развернутую картину социальной
жизни в целом, которая находит свое выражение
в упорядоченном и повторяющемся поведении
и устойчивых моделях институтов. Для
четкого видения часто полезно “закрыть”
социальные процессы и описывать поведение
в данный момент времени. Анатом поступает
именно таким образом, когда изучает под
микроскопом клетку или исследует в лаборатории
труп. Применяя функциональный подход,
мы прежде всего получаем статичную картину
– нечто вроде фотоснимка социальной
жизни в конкретный исторический период.
Однако такой
подход не дает полной картины социальной
жизни. С его помощью трудно получить представление
о процессах социальных изменений. Более
того, функционалисты, преувеличивая консенсус,
интеграцию и стабильность, часто игнорируют
конфликты, расхождения и нестабильность.
Проблемы, с которыми сталкиваются сторонники
данного подхода при изучении социальных
изменений и конфликтов, дали повод его
критикам утверждать, что этот метод консервативен
и склонен поддерживать существующее
социальное устройство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волков Ю.Г.,
Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов
А.В.
Социология: Учебник/Под
ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр.
и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.