Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы исследовать социологию как науку, ее структуру и уровни социологического знания Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) Выявить почему и когда возникла такая наука, как социология, для чего она необходима, в чем проявляется специфика социологического знания, дать определение понятия социология
2) Выделить объект и предмет социологии
3) Раскрыть структуру социологического знания. При этом указать три взаимосвязанных и равнозначных уровня социологического знания. Выделить макро- и микросоциологию; теоретический и эмпирический уровни социологического знания, каково отношение между ними; раскрыть содержание фундаментальной и прикладной сферы социологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими науками об обществе……………………………………………………………………………...4
2. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания…………………………………………………………………………………8
3. Соотнести предложенные понятия с их определениями, размещенными в произвольном порядке.…………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по социологии.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По социологии

На тему «Социология как наука»

Вариант 2

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк - 2011

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими науками об обществе……………………………………………………………………………...4

2. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания…………………………………………………………………………………8

3. Соотнести предложенные понятия с их определениями, размещенными в произвольном порядке.…………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы……………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных, отношениях и общностях.

Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века. Она остается ведущей дисциплиной, в рамках которой проводится анализ природы этих изменений. Сегодня наш мир радикальным образом отличается от прошлого; задача социологии состоит в том, чтобы помочь нам понять этот мир и его будущие возможности. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде “смеси” преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий. Задача социологии — исследовать полученный в результате баланс между социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества “поддерживают свою жизнь” во времени, трансформация обозначает перемены, которым общества подвержены

              Цель работы исследовать социологию как науку, ее структуру и уровни социологического знания Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1) Выявить почему и когда возникла такая наука, как социология, для чего она необходима, в чем проявляется специфика социологического знания, дать определение понятия социология

2) Выделить объект и предмет социологии

3) Раскрыть структуру социологического знания. При этом указать три взаимосвязанных и равнозначных  уровня социологического знания. Выделить макро- и микросоциологию; теоретический и эмпирический уровни социологического знания, каково отношение между ними; раскрыть содержание фундаментальной и прикладной  сферы социологии.

4) Выяснить: может ли су­ществовать наука с присущей только ей определенной системой категорий и понятий; в чем проявляется сущность социологических категорий, какое содержание мы вкладываем в них; охарактеризовать три основные группы категорий, выделить ключевое понятие для социологии.

5) Раскрыть взаимосвязь социологии с другими науками и просмотреть их сходство и различия.

Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими науками об обществе.

 

Социология как наука:

              Социология (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) – область научного знания. Введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в середине XIX в. Историческая и научная заслуга Конта в том, что проблему изучения общества и взаимосвязи внутри него он поставил в рамки отдельной наукой, которую назвал социологией. Но Конт не смог определить четко предмет новой науки и найти научный метод, потому что исходил из полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже в течение его жизни.

              Продолжателем идеи Конта стал Эмиль Дюркгейм. Конт по Дюркгейму – отец социологии. Дюркгейм подчеркивал преемственность и связь своих идей с его теорией. Дюркгейм руководствовался тем же идеалом позитивной социологии, что и Конт. Тоже считал, что нет разницы между познанием общественной жизни и природной среды. Хотя Дюркгейм отвергал то, что его социология позитивистская.

              Социология по Веберу – наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия через объяснения. Таким образом, социальные действия - это предмет изучения. Толкование, понимание  метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Тем самым понимание является средством объясне­ния.

              Наряду с социологическими учениями О. Канта, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих основоположников Карла Маркса  и Фридриха Энгельса она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других науках. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой и другими видными представителями марксизма XX века.

 

              Предмет социологии – результат научных социологических исследований. Предмет социологии можно определить как концептуальную понятийную схему социальной реальности.

              В целом существует три точки зрения на проблему определения предмета социологии:

• Социология  – совокупность всех общественных наук, изучающих мир социальных явлений;

• Социология  – наука о социальных процессах, существующих наряду с экономическими, политическими, духовными и не изучаемых другими науками;

• Социология изучает целостность общественной жизни в системном единстве всех ее компонентов.

              Предмет социологии имеет специфическими признаками:

• статическая сторона предмета изучает структуры общества, их элементы и условия существования;

• динамическая сторона предмета исследует характер и формы взаимодействия индивидов и групп, посредством которых осуществляется воспроизводство социальной структуры;

• социология познает социальные процессы и объясняет их природу путем анализа фактов, формулирования гипотезы и построения теории.

 

              Объект социологии – совокупность явлений, свойств, связей и отношений, которые объединяются понятием социальных

Итак, объект - это живые люди, которых опрашивают или за которыми наблюдают, здания, документы, памятники культуры и т.п., которые можно видеть, осязать, измерять, пересчитывать.

Объект науки: 
• Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. 
• Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. 
• Поле исследовательской деятельности.

              Социологическое знание включает в себя три элемента:

• социологические факты;

• гипотезы;

• теории.

              Социология опирается на эмпирические факты. Социологическое исследование начинается с предположения – гипотезы. После выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели переходят к отбору инструментов познания: наблюдения, опроса, анкеты, анализа официальной статистики и т.д. Обобщение полученных данных позволяет построить научную теорию, то есть систему знаний и принципов, которая либо подтвердит, либо опровергнет выдвинутую гипотезу.

Макросоциология

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода? Основные концепции: Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт). В макросоциологическом подходе рассматриваются теории социальных изменений — теория прогресса и циклические теории: теория социокультурной динамики Питирима Сорокина и теория бифуркации. Также в макросоциологии рассматривается социальная структура. Основные понятия теории социальной структуры:

        Социальное неравенство

1.      Личностное.

2.      Неравенство возможностей.

3.      Неравенство ресурсов.

4.      Неравенство результатов.

        Социальный статус. Положение индивида относительно других людей в иерархически организованной дифференциации людей.

        Социальный слой. Объединение индивидов с одинаковым социальным статусом, то есть с одинаковым положением в социальном неравенстве.

        Социальный институт. Комплекс норм и правил, установок, регулирующих взаимодействие между различными социальными слоями.

        Социальная структура. Совокупность упорядоченных, устойчивых отношений между социальными слоями, регулируемая социальными институтами.

Микросоциология

 

Микросоциология – раздел социологии, объектом изучения которого являются так называемые малые группы (малочисленные по составу социальные группы, члены которых находятся в устойчивом личном общении друг с другом). К малым группам относятся семья, первичный трудовой, научный, спортивный, воинский и другие коллективы, школьный класс, религиозная секта и др. Микросоциология возникла в 30-х гг. XX в. как одно из направлений буржуазной социологии. Ее методологической основой послужили философские принципы позитивизма, теоретической основой - работы Г. Зиммеля, Ч. Кули, Дюркгейма, Ф. Тенниса и др., эмпирическим базисом стали данные исследований раза личных социальных проблем буржуазного общества (необходимость разрешения межклассовых, межнациональных и межрасовых конфликтов, поиск резервов повышения производительности труда, эффективность пропаганды, борьба с преступностью, разложением буржуазной семьи, ростом психических заболеваний и т. д.). Теоретическая микросоциология представлена работами Морено, Дж. Хоманса, Р. Бейлса (США), Гурвича (Франция), Р. Кенига (ФРГ) и др. Прикладная микросоциология, тесно связанная с социальной психологией, синтезировала в себе разные направления: социометрическое, идущее от психиатрии (школа Морено), психологическое, или «групповая динамика» (школа К. Левина), и бихевиористское, представленное социологами школы Мэйо. В рамках этих направлений разработаны соответствующие методики и техника исследования малых групп и контактных коллективов, различные виды наблюдений, опросов, интервью, социометрическая техника (построение шкал, матриц, графическое изображение структуры малых групп и т. п. Методологический недостаток микросоциологических исследований в рамках буржуазной социологии заключается в неправомерных попытках перенести выводы, полученные от изучения малых групп, рассматриваемых как базисный элемент общества, на большие социальные группы и общество в целом.

 

Эмпирический и теоретический уровни

 

Различают два тесно связанных между собой уровня научного исследования: 1) эмпирический - нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса, и 2) теоретический - формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, на основе которой формируется научная картина мира. Эмпирическое (от греч. empeiria - опыт) означает все, что человек получает с помощью чувственного опыта. Эмпирическим является знание, полученное опытным путем и отражающее реальное явление. Теоретическое знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а, стало быть, не может стать объектом эмпирических методов.

Используя всего четыре метода - наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, социолог создает большое количество эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность осталась бы множеством материала, а не целостной картиной мира, не имей ученый надежного и эффективного механизма их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением, в основе которого лежит логика. На стадии построения эмпирического знания прибегают к помощи статистики.

Заключительным этапом любого исследования должно быть внедрение полученных результатов. Итогом исследования должно быть получение новых научных знаний, объективной истины, соответствия вновь сформулированного знания действительному состоянию объекта, а также намеченным программой исследования практическим результатам.

Фундаментальное и прикладное направления

              В развитии социологической науки выделяют два основных направления: фундаментальное и прикладное.

• Фундаментальное направление  формулирует общие закономерности строения, развития и функционирования общества. В центре внимания находятся наиболее общие вопросы развития и функционирования общества и места в нем личности; вопросы познания, проблемы построения структур социальных ассоциаций, конструирования математических моделей социальных общностей и процессов; разработки методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. Результатом подобного анализа являются социологические теории и концепции, имеющие высокую степень абстракции. Этот уровень социологического познания называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими.

• Прикладное направление связано с необходимостью практического решения социальных проблем современного общества и составляет эмпирический уровень знания. Этот уровень формируется посредством сбора многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующей обработки, а также обобщения и формулирования первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

Информация о работе Социология как наука