Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:26, контрольная работа
В данной контрольной работе мы более подробно рассмотрим понятие социологии, ее объект, предмет и функции данной науки.
Введение...................................................................................................................3
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура
социологического знания...................................................................................4
2. Система категорий, законы и основные функции социологии.....................12
3. Практическое задание.......................................................................................17
Заключение.............................................................................................................18
Список использованной литературы...................................................................19
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации
Ярославский филиал
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Социология»
На тему: «Социология как наука»
Вариант №2
Направление: финансы и кредит
Профиль: бакалавр экономики
Личное дело № 12210ФЛ30058
Преподаватель: Лежников В.П.
Ярославль
2013
Содержание
Введение......................
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура
социологического
знания........................
2. Система
категорий, законы и основные функции
социологии....................
3. Практическое задание..........
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, а так же различных социальных систем, общностей, групп, личностей и социальных отношений между ними. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.
Социология, выступая как часть тех или иных философских учений, не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые в последствии стали предметом изучения отдельных наук.
Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука общества как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Как любая наука, социология проходит процесс институционализации, т.е. выделяются признаки, согласно которым образуется структура социологии.
В данной контрольной работе мы более подробно рассмотрим понятие социологии, ее объект, предмет и функции данной науки.
1.
Социология как наука, ее
Социология возникла в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. — в переходный период от традиционного общества к индустриальному. В это время происходил быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились очень богатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась преступность, нарастала нестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса, выступившего за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы.
Огюст Конт (1798-1857) является основоположником социологии как самостоятельной науки, он ввел термин "социология" в научный оборот в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
Также он считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию.
Карл Маркс (1818-1883), немецкий философ, социолог. Многие его идеи являются основополагающими в социологии, а его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли. К. Маркс, как экономист и социолог, анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие.
Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, считал, что предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются»1
Социальные факты обладают реальностью и являются частью нашего объективного окружения. Как таковые, социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами могут служить социальные нормы, прописные истины общественной морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды.
Макс Вебер (1864-1920) – социолог конца XIX – начала XX в., оказавший большое влияние на развитие социологии. Социология, по Веберу, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Но она в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Он предложил концепцию понимания как метода, предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – один из виднейших представителей социологов-классиков, оказавший большое влияние на развитие всей социологии XX в. Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяется анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе «процветающей демократии».
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».
По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Социология как наука может быть рассмотрена с позиции объекта социологии и предмета социологии. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения.
Объектом социологии является общество как целостная социальная реальность, а также социальные явления, социальные взаимодействия, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности и социальные объекты.[1,c.48]
Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.
Один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании.
Предметом социологии можно считать систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений. Предметом социологии являются также личность как субъект и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и массового поведения людей.
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.[2]
Структура социологического знания – определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Это единство теории и практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления.
В организационной структуре социологии выделяют три относительно самостоятельных уровня.
1. Фундаментальный, общесоциологический уровень. Он представлен общесоциологическими теориями.
Они включают в себя проблемы:
• осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нём человека;
• гносеологические проблемы социологии;
• проблемы разработки методов изучения социальных процессов и явлений;
• проблемы построения математических моделей социальных общностей и процессов.
Концепции, выдвигаемые на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. При этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс.
Задача теории этого уровня – раскрытие универсальных закономерностей данной области, обоснование наиболее общих принципов.
На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией и т.д.
2. Теории среднего уровня (термин введён американским социологом Р. Мертоном).
Они занимают
некоторое промежуточное
Такие теории призваны обобщать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д.
Все теории среднего уровня можно разделить на три группы:
1) теории
социальных институтов (социального
государства, политических
2) теории
социальных общностей (теория
социальной стратификации,
3) теории специализированных социальных процессов (теории конфликтов, девиантного поведения).
Теории среднего уровня – своеобразный мостик между общесоциологическими теориями и эмпирическими данными.
3. Эмпирический уровень – первичное обобщение эмпирических данных.
На этом
уровне осуществляется сбор фактов, сведений,
мнений членов социальных групп, личностных
данных, их последующая обработка, а
также обобщение и
Кроме внутренней дифференциации, социология в процессе своего развития вступала во взаимодействие с другими науками. Так возникли смежные науки на стыке социологии и других наук: социальная психология, социальная статистика, социальная антропология, социальная демография, социальный менеджмент.