Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе мы более подробно рассмотрим понятие социологии, ее объект, предмет и функции данной науки.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура
социологического знания...................................................................................4
2. Система категорий, законы и основные функции социологии.....................12
3. Практическое задание.......................................................................................17
Заключение.............................................................................................................18
Список использованной литературы...................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

Социология как наука КР распечат.docx

— 46.68 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Финансовый  университет

при Правительстве Российской Федерации

Ярославский филиал

Кафедра философии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Социология»

 

На тему: «Социология как наука»

 

Вариант №2

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: Богданова Е.С.

                                                                       4 курса группа 3с

 Направление: финансы и кредит

Профиль: бакалавр экономики

Личное дело № 12210ФЛ30058

Преподаватель: Лежников В.П.

 

 

 

 

Ярославль

2013

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1. Социология  как наука, ее объект, предмет.  Структура 

    социологического  знания...................................................................................4

2. Система  категорий, законы и основные функции социологии.....................12

3. Практическое задание.......................................................................................17

Заключение.............................................................................................................18

Список использованной литературы...................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, а так же  различных социальных систем, общностей, групп, личностей и социальных отношений между ними. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.

Социология, выступая как часть тех или иных философских учений, не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые в последствии стали предметом изучения отдельных наук.

  Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука общества как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Как любая  наука, социология проходит процесс  институционализации, т.е. выделяются признаки, согласно которым образуется структура социологии.

В данной контрольной работе мы более подробно рассмотрим понятие социологии, ее объект, предмет и функции данной науки.

 

 

 

 

 

 

1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания

Социология  возникла в конце 30-х - начале 40-х  гг. XIX в. — в переходный период от традиционного общества к индустриальному. В это время происходил быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились очень богатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась преступность, нарастала нестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса, выступившего за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы.

Огюст Конт (1798-1857)  является основоположником социологии как самостоятельной науки, он ввел термин "социология" в научный оборот в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Также он считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию.

Карл Маркс (1818-1883), немецкий философ, социолог. Многие его идеи являются основополагающими в социологии, а его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли. К. Маркс, как экономист и социолог, анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие.

Основная заслуга К. Маркса в  научной социологии заключается  в том, что он впервые проанализировал  общество как продукт исторического  развития, как динамично развивающуюся  структуру. Он показал причины возникновения  социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, считал, что предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются»1

Социальные факты обладают реальностью  и являются частью нашего объективного окружения. Как таковые, социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами могут служить социальные нормы, прописные истины общественной морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды.

Макс Вебер (1864-1920) – социолог конца XIX – начала XX в., оказавший большое влияние на развитие социологии. Социология, по Веберу, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Но она в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Он предложил концепцию понимания как метода, предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства.

Питирим Александрович  Сорокин (1889-1968) – один из виднейших представителей социологов-классиков, оказавший большое влияние на развитие всей социологии XX в. Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяется анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе «процветающей демократии».

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».

По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. 

Социология  как наука может быть рассмотрена  с позиции объекта социологии и предмета социологии. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения.

Объектом  социологии является общество как целостная  социальная реальность, а также социальные явления, социальные взаимодействия, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности и социальные объекты.[1,c.48]

Объект  социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая  подлежит научному анализу. Объектом могут  стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как  они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.

Один  и тот же социальный объект может  изучаться с целью решения  различных научных проблем, а  предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается  в конкретном исследовании.

Предметом социологии можно считать систему  существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта  социологии, т.е. способ существования  и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов  и отношений. Предметом социологии являются также личность как субъект  и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и  массового поведения людей.

Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.[2]

Структура социологического знания – определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Это единство теории и практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления.

В организационной  структуре социологии выделяют три  относительно самостоятельных уровня.

1. Фундаментальный,  общесоциологический уровень. Он представлен общесоциологическими теориями.

Они включают в себя проблемы:

• осмысления наиболее общих вопросов развития и  функционирования общества и места  в нём человека;

• гносеологические проблемы социологии;

• проблемы разработки методов изучения социальных процессов и явлений;

• проблемы построения математических моделей  социальных общностей и процессов.

Концепции, выдвигаемые на фундаментальном  уровне, отличаются высокой степенью абстракции. При этом, как правило, не выделяются для изучения такие  конкретные социальные единицы, как  социальная группа или социальный процесс.

Задача  теории этого уровня – раскрытие  универсальных закономерностей  данной области, обоснование наиболее общих принципов.

На фундаментальном  уровне осуществляются взаимосвязи  социологии с другими науками  и областями научного знания: философией, историей, культурологией и т.д.

2. Теории  среднего уровня (термин введён американским социологом Р. Мертоном).

Они занимают некоторое промежуточное положение  между фундаментальными теориями и  эмпирическим обобщением первичной  социологической информации.

Такие теории призваны обобщать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д.

Все теории среднего уровня можно разделить  на три группы:

1) теории  социальных институтов (социального  государства, политических партий);

2) теории  социальных общностей (теория  социальной стратификации, этносоциология, социология малых групп);

3) теории  специализированных социальных  процессов (теории конфликтов, девиантного поведения).

Теории  среднего уровня – своеобразный мостик между общесоциологическими теориями и эмпирическими данными.

3. Эмпирический  уровень – первичное обобщение эмпирических данных.

На этом уровне осуществляется сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а  также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

Кроме внутренней дифференциации, социология в процессе своего развития вступала во взаимодействие с другими науками. Так возникли смежные науки на стыке социологии и других наук: социальная психология, социальная статистика, социальная антропология, социальная демография, социальный менеджмент.

Информация о работе Социология как наука