Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 09:21, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «начало» социологии одним авторам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим - в рамках нового времени (Ш. Монтескье).
Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в первой трети XIX в. именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания. Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 20.84 Кб (Скачать файл)

                                  Социология как наука. 

Возникновение социологии.

Возникновение социологии как  науки приходится на 1830-е гг., хотя попытки социологического анализа  проблем общественной жизни предпринимались  и раньше. Их наличие дает основание  усматривать «начало» социологии одним  авторам в древности, связывая его  с именами Платона и Аристотеля, другим - в рамках нового времени (Ш. Монтескье).

Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи  с развитием капитализма в  первой трети XIX в. именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального  знания.

Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению  социологии, включало в себя две  наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них  был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В  рамках консервативной ориентации конкретному  человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось  как состоящее из отношений и  институтов, но не индивидов. Оно оказывалось  выше и важнее, чем человек.

Но если до 1830-х гг. проблемы общественной жизни вплетались в  общую ткань мировоззрения, не выделяясь  в специальный предмет изучения, то ближе к середине XIX в. произошло  конституирование социологии как отдельной  науки.

Объект и предмет  социологии, ее структура и функции

Социология - это, в самом  общем виде, наука об обществе (согласно этимологии самого термина), а далее  следовали характеристики ее предметной зоны.

Обратимся к мнению П. Сорокина. В работе «Система социологии», написанной еще в Советской России в 1920 г., он отмечал: «Определить объект социологии, как и любой науки, - это, значит, выделить тот разряд фактов, который  является предметом ее изучения, или, иными словами, установить особую точку  зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зрения других наук. Предварительный и краткий ответ  на вопрос об объекте социологии будет  таков: социология изучает явления  взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие  из этого процесса взаимодействия, с другой». Следовательно, по Сорокину, главное в определении объекта  социологии – установить особую точку  зрения на изучаемые явления и  процессы. Объект социологии – это  то, на что направлено социологическое  внимание, знание и исследование. Предмет  социологии - это по существу часть  ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем.

В социологии применительно  к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы – макросоциологическая и микросоциологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макросоциология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение. Здесь человек как бы в тени.

Главной проблемой микросоциологии можно  считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами? Все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов.

Исторически первой социология сформировалась как социальная философия. Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии, третий —  как научно-практической деятельности. Отсюда в дальнейшем сложилось представление  о специфической трехуровневой структуре социологии:

  • высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)
  • средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня)
  • низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).

Названные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают друг друга, причем в такой степени, что любое  отраслевое направление, например, немыслимо  без наличия в нем глубоких теоретических предпосылок, а также  эмпирического базиса исследования, равно как фундаментальные исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений.

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями, которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняет теоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.

Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.

Особое значение имеет преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.

3 Практические  задачи

1. На уровне здравого смыла мы делим факты на:

а) биологические (сон еда, дыхание);

б) психологические  (любовь, ненависть, наслаждение);

в) социальные…..

Приведите 4-5 примера социальных факторов.

Под социальным фактом понимается в общем смысле общественное явление, ситуация социальной жизни, рассматриваемое  как социальное действие или результате определенной деятельности, а также  вербальные действия.

В качестве социальных факторов можно привести – словесные действия, мнение группы, взгляды коллектива, оценка преподавателя, суждения соседей.

2. Известно, что один и  тот же факт, события или явление  можно анализировать с разных  точек зрения – психологической,  экономической, исторической, социологической.

Дан факт: семья, состоящая  из 4-х человек (муж, жена, 7-летний сын, 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло  бы заинтересовать в этом факте представителей разных наук, и какие проблемы они  стали бы изучать?:

-Психолог: Изучает возможную  мотивацию проведения отпуска  именно в данном пансионате, внутренний  психологический климат в семье,  особенности взаимоотношения старшего  и молодого поколения;

-Экономист: В первую  очередь его интересует стоимость  пребывания в пансионате, наличие  возможной скидки, уровень и качество  обслуживания;

-Социолог: Будет изучать  явления взаимодействия членов  семьи друг с другом, а также  и явления, возникающие из этого  процесса взаимодействия.

 

Заключение

Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению  социологии, включало в себя две  наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них  был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В  рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.

Рассуждая о причинах возникновения  социологии, некоторые исследователи  полагают, что в основе возникновения  социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XVIII в.), содержавшие в себе революционный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистический строй утвердился, окреп и уже не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество.

Объект и предмет социологии (как и любой науки) не от делены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказываются тесно  связанными между собой. Предмет социологии - это по существу часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем.

В социологии применительно  к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы – макро  социологического и микросоциологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макро социология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение.

 

 

 

 

«Социальным фактом», по определению  Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный  оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него.

Социальные факты  подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение  и т. д.

 

 

 


Информация о работе Социология как наука