Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 09:21, контрольная работа
Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «начало» социологии одним авторам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим - в рамках нового времени (Ш. Монтескье).
Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в первой трети XIX в. именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания. Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную.
Возникновение социологии.
Возникновение социологии как
науки приходится на 1830-е гг., хотя
попытки социологического анализа
проблем общественной жизни предпринимались
и раньше. Их наличие дает основание
усматривать «начало» социологии одним
авторам в древности, связывая его
с именами Платона и
Однако большинство
Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.
Но если до 1830-х гг. проблемы
общественной жизни вплетались в
общую ткань мировоззрения, не выделяясь
в специальный предмет
Объект и предмет социологии, ее структура и функции
Социология - это, в самом общем виде, наука об обществе (согласно этимологии самого термина), а далее следовали характеристики ее предметной зоны.
Обратимся к мнению П. Сорокина.
В работе «Система социологии», написанной
еще в Советской России в 1920 г.,
он отмечал: «Определить объект социологии,
как и любой науки, - это, значит,
выделить тот разряд фактов, который
является предметом ее изучения, или,
иными словами, установить особую точку
зрения на изучаемый ряд явлений,
отличную от точки зрения других наук.
Предварительный и краткий
В социологии применительно
к пониманию ее предмета сформировались
две основные парадигмы –
Главной
проблемой микросоциологии
Исторически первой социология сформировалась как социальная философия. Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии, третий — как научно-практической деятельности. Отсюда в дальнейшем сложилось представление о специфической трехуровневой структуре социологии:
Названные структурные компоненты
современной социологии образуют органическое
единство, обусловливают друг друга,
причем в такой степени, что любое
отраслевое направление, например, немыслимо
без наличия в нем глубоких
теоретических предпосылок, а также
эмпирического базиса исследования,
равно как фундаментальные
Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями, которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняет теоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.
Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.
Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.
Особое значение имеет преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.
3 Практические задачи
1. На уровне здравого смыла мы делим факты на:
а) биологические (сон еда, дыхание);
б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение);
в) социальные…..
Приведите 4-5 примера социальных факторов.
Под социальным фактом понимается в общем смысле общественное явление, ситуация социальной жизни, рассматриваемое как социальное действие или результате определенной деятельности, а также вербальные действия.
В качестве социальных факторов можно привести – словесные действия, мнение группы, взгляды коллектива, оценка преподавателя, суждения соседей.
2. Известно, что один и
тот же факт, события или явление
можно анализировать с разных
точек зрения –
Дан факт: семья, состоящая из 4-х человек (муж, жена, 7-летний сын, 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло бы заинтересовать в этом факте представителей разных наук, и какие проблемы они стали бы изучать?:
-Психолог: Изучает возможную
мотивацию проведения отпуска
именно в данном пансионате, внутренний
психологический климат в
-Экономист: В первую
очередь его интересует
-Социолог: Будет изучать
явления взаимодействия членов
семьи друг с другом, а также
и явления, возникающие из
Заключение
Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.
Рассуждая о причинах возникновения социологии, некоторые исследователи полагают, что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XVIII в.), содержавшие в себе революционный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистический строй утвердился, окреп и уже не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество.
Объект и предмет социологии (как и любой науки) не от делены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказываются тесно связанными между собой. Предмет социологии - это по существу часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем.
В социологии применительно к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы – макро социологического и микросоциологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макро социология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение.
«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него.
Социальные факты
подразделяются в свою очередь на
факты коллективного сознания (идеи,
чувства, легенды, верования, традиции)
и морфологические факты, обеспечивающие
порядок и связь между