Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:01, лекция
Социология как наука сложилась к первой половине XIX в. Ее основателем считается французский инженер и философ, основатель позитивизма1 Огюст Конт (1798-1857). Именно он и придумал слово «социология» : склеил в одном слове латинское слово societas (общество) и греческое слово logos (знание, наука). Получилось : «наука об обществе». Но при этом неизбежно встает вопрос : а что – до Конта никто об обществе не размышлял ? Почему наука об обществе возникла так поздно, только в начале XIX в., после естественных наук и многих гуманитарных? На этот вопрос существуют два ответа, каждый из которых освещает свою область, свои «корни», источники социологии – (1) «внутренние», познавательные (гносеологические) и (2) «внешние», социально-исторические. (1) Во-первых, общество – гораздо более сложный объект изучения, чем объекты естественных наук. Общество – это прежде всего совокупность социальных связей и отношений между людьми, которая постоянно и быстро изменяется
1. Генезис социологии : О.Конт и Г.Спенсер.
2. История российской социологии.
3. Предмет и объект социологии.
4. Социология и другие науки.
5. Структура социологического знания.
6. Основные функции социологии.
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
Вопросы лекции :
1. Генезис социологии : О.Конт и Г.Спенсер.
2. История российской социологии.
3. Предмет и объект социологии.
4. Социология и другие науки.
5. Структура социологического знания.
6. Основные функции социологии.
1.Генезис социологии.
Социология как наука
2.История российской социологии.
Российская социология возникла хотя и позже, но как часть европейской социологии. Правда, она оказалась обладающей определенной спецификой, вызванной очевидными отличиями России – ее истории, культуры, экономической жизни – от (западно) европейских стран. Можно выделить три школы социологической мысли, три основных направления развития российской социологии: (1) «субъективистское» направление; (2) социология права; (3) марксистская социология. Первые два, говоря суконным философским языком, являются идеалистическими; первое – «субъективно-идеалистическим», а второе – «объективно-идеалистическим». Но зато уж третье показало такой материализм, который Европе не забыть никогда. (1) Лидерами субъективистского направления были П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.К.Михайловский (1868-1920), идеологи т.н. «народничества» - общественно-политического движения в России второй половины XIXв., на основе которого впоследствии сформировалась самая массовая российская партия – партия эсеров (т.е. «социал–революционеров»). Главная идея: основная сила общественного развития – «передовая интеллигенция». Личность – мерило общественного прогресса. Полноценное развитие личности возможно только в рамках «общинного социализма». Соответственно, субъективистская методология социального познания исходит из принципиального различия между природой и обществом, между природными и социальными явлениями. Истинный метод социологии – субъективный метод. Познать человека научно, объективно – нельзя. Можно только – «сопережить» ему, «вчувствоваться» в его жизнь. (2) Лидерами социологии государственности и правопорядка, тесно связанной с философией права, были Б. Кистяковский (1968-1920), П.Новгородцев (1866-1924), Л. Петражицкий (1867-1931) – все санкт-петербургские профессора-юристы, идеологи либерально-демократического движения, на основе которого позже сформировалась партия кадетов (т.е. «конституционных демократов»). Они не без основания утверждали, что причина отсутствия цивилизованного порядка в России – правовой нигилизм. Но правовое государство – базовое условие развития не только культуры, но и промышленности. Решение правовых проблем, а не социально-экономические преобразования сами по себе, – ключ к решению всех основных вопросов русской жизни. Ведь в основе развитого правосознания лежит Разум (И.Кант, Г.Гегель) – автономное духовное первоначало нравственности и правового долженствования. Соответственно, «правовые эмоции» носят «императивно-атрибутивный» характер. (3) Российский марксизм (подробнее марксистская социология будет рассмотрена в следующих лекциях). Два этапа – русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин, П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, и др., - в частности, ранний Н. А. Бердяев) и советский (В. А. Ядов, Б. А. Грушин, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Ю. А. Левада, В. И. Добреньков и мн. др.). Советская социология развивалась по синусоиде, крайне неравномерно, «колебалась вместе с линией партии». Сначала – первый расцвет при Ленине, потом – первый закат (сталинская эпоха), второй расцвет (хрущевская «оттепель») и второй закат (при Л. И. Брежневе), и, наконец, третий расцвет, в эпоху перестройки. Несмотря на наличие сформировавшихся направлений и на ряд несомненных достижений в рамках каждого из них, крупнейшим российским социологом все-таки является Питирим Александрович Сорокин (1889-1968 гг.). Хотя он и начинал как социолог права (дипломная работа, позже изданная отдельно, называлась «Преступление и кара, подвиг и награда» Спб., 1914), собственные исследования2 и собственный (печальный) социально-политический опыт вывели его далеко за пределы этого узкого направления. Родился в глухом алтайском ауле (отец – горький пьяница, мать умерла), побирался, был беспризорником. Но – закончил заочно классическую гимназию и очно (!) – юридический факультет санкт-петербургского университета. Был секретарем А. Ф. Керенского после февральской революции 1917 г., сидел в тюрьме, ожидая расстрела, - при В. И. Ленине, но был отпущен под подписку и посажен чекистами на пароход, идущий в Берлин. После Берлина и Праги попал в США и основал там социологический факультет гарвардского университета (ученики – Т. Парсонс, Р. Мертон, а также будущий президент США Джон Ф. Кеннеди). Закончил жизнь президентом всемирной социологической ассоциации. «Предмет социологии – межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганическом и органическом мирах… Когда изменения психических переживаний вызываются переживаниями других, когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют» (П. А. Сорокин).
«Общество, или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности (sui generis) оно имеет ряд свойств, которых нет в сумме изолированных индивидов» (П.А.Сорокин).
3. Предмет и объект социологии.
Каждая наука характеризуется с двух сторон – по объекту и по предмету. Объект науки – та часть реальности, та часть действительности, которая изучается данной наукой. Предмет науки – это тот угол зрения, под которым эта и только эта наука смотрит на свой объект. Именно предмет науки характеризует ее специфику – то, что отличает данную науку от других. Обратимся к социологии. Согласно названия, объект социологии – общество. Но по вопросу о предмете социологии мнения социологов разделились надвое. Возникли две школы, два подхода – объективистский (от слова «объект») и субъективистский (от слова «субъект»). Основателями объективистского подхода являются немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883 гг.) и французский философ Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Согласно объективистскому подходу, предмет социологии (т.е. то, что изучает именно социология) – наиболее общие законы развития и функционирования общества как единой, целостной системы. Правда, по вопросу о том, что представляет эта система, у «объективистов» опять-таки нет единства. К. Маркс полагал, что «общество как целое» - это единая материальная система, в основе которой лежит труд, лежат экономические отношения, которые образуют его «базис», его «скелет». На основе этого скелета наращивается «мясо», «надстройка» - «идеологические» отношения – правовые, политические, религиозные и т.д. – и идеологические учреждения – церковь, государство и т.д. Фактором, который сплачивает общество, заставляет людей «сбиваться в кучу», тянуться друг к другу, являются естественные потребности в еде, питье, безопасности от нападений диких животных и т.д. Общество – это танк, в котором водителя убили, и он прет напролом через кустарники, сараи, магазины и дома, давя все на ходу. Общество движется как единая материальная система по своим железным экономическим законам, которым наплевать на то, как они воспринимаются и оцениваются живущими в нем людьми. Согласно Э.Дюркгейму, предмет социологии – «социальные факты», т.е. ценности, традиции, обычаи, образцы поведения, которые существуют независимо от отдельных индивидов и «складываются» в единое «коллективное сознание»3. Это последнее существует не только в людях, но и наряду с отдельными людьми как некоторая социально-историческая реальность, целостность, которая развивается по своим собственным , объективным законам, которые не зависят от отдельных человеческих индивидуальных сознаний. Примеры – язык, религия. Основателем «субъективистского» подхода является немецкий экономист и историк Макс Вебер (1864-1920 гг.). Согласно Веберу, если социология действительно хочет быть, а не казаться наукой, она должна исходить из простых и ясных понятий, а не из туманных, неопределенных (амбивалентных) слов типа «общество», «государство», «нация», «класс» и т.д. Эти понятия никуда не годятся, поскольку у них нет «объективных референтов». Скажем, у понятия «стол» есть объективный референт – вот этот, конкретный стол. Я могу его пальцем потрогать. Или – несомненно существует объективный референт у понятия «человек». Я могу подойти к конкретному человеку и потрогать его пальцем. – Но: я могу потрогать пальцем общество? Государство? Класс? Нацию? Поэтому предмет социологии – это «социальное действие», т.е. поведение человека по отношению к другим людям. Социолога прежде всего интересует «смысл социального действия», т.е. мотивы поведения человека, стоящие за его поступками4. Очевидно, что субъективистский и объективистский подходы альтернативны, т.е. несовместимы друг с другом. При этом если в XIX в. преобладал объективистский подход, то в настоящее время все большее внимание современные обществоведы (включая и специалистов в области экономической теории) уделяют субъективистскому подходу.
4. Социология и другие науки.
Каждая наука характеризуется не только предметом и объектом, но и методами, которые в ней используются. Метод в науке – это способ получения нового знания.
По своим методам – наблюдению,
измерению, моделированию и т.д. –
социология близка естественным наукам.
Она собственно и возникла как
результат распространения
5. Структура социологического знания.
Как говорят философы, раскрыть структуру какого-либо объекта – это значит :
Принято различать две структуры
социологического знания – вертикальную
и горизонтальную, т.е. можно мысленно
разрезать социологическое
(5.1) При рассмотрении вертикальной структуры социологическое знание напоминает пирог, состоящий из трех слоев (уровней) : нижнего, среднего и высшего. (I) Нижний уровень (слой) – это уровень прикладных и эмпирических социологических знаний, получающихся или непосредственно из опыта, или в результате непосредственного обобщения (математической обработки, например) данных конкретного социологического исследования. Этому уровню соответствуют свои методы, т.е. способы получения эмпирического знания – социальный эксперимент, опрос общественного мнения, наблюдение и архивное исследование. Эксперимент – научно подготовленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих воспроизводить эти явления при их повторении. Служит методом сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез о причинных связях между явлениями. Опросы бывают двух типов : «открытые» (интервью) и «закрытые» (анкетирование). Наблюдения – скрытые и включенные. Архивное исследование – исследование документов, хранимых другими лицами или организациями. (II) Средний уровень (слой) – слой теоретического знания – слой теоретических моделей и теоретических объяснений. Знаний, полученных из опыта, недостаточно. Их надо еще и объяснить, т.е. построить теоретические модели и выявить с их помощью причины тех или иных социальных явлений. Все теоретические модели делятся на базисную теоретическую модель и производные, сконструированные из базисной по определенным правилам. Поэтому в среднем уровне можно выделить два подуровня : подуровень базисной модели и подуровень производных моделей. (III) Высший уровень (слой) – слой философских категорий и принципов. В силу особой сложности мы этот уровень рассматривать не будем и отложим его рассмотрение до лекций и семинарских занятий по философии. Важно лишь отметить, что каждый из трех основных уровней социологического знания, как и научного знания вообще, обладает своей собственной спецификой. Знания каждого слоя развиваются и функционируют по своим собственным законам. (4.2) При рассмотрении горизонтальной структуры социологического знания мы исходим из того, что в общественных науках принято выделять три основные сферы общественной жизни : экономическую, политическую и социокультурную (духовную). Соответственно, вся социология при этом подходе разбивается на три раздела : экономическая социология, политическая социология и социология культуры. Каждый из этих разделов, в свою очередь, подразделяется на более мелкие. Скажем, экономическая социология состоит из социологии труда, социологии города, социологии села и т.д. Или : социология культуры состоит из социологии науки, социологии образования, социологии религии и т.д.