Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:30, контрольная работа
В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.
1. Введение.
2. Становление социологии как науки.
3. Предмет и объект познания социологии.
4.Социология в системе общественных наук.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Сарапульский политехнический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
СПИ (филиал) ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Социология»
На тему: Социология как наука: объект и предмет ее исследования,
основные категории. Взаимоотношение социологии и других
общественных наук.
Выполнила ст. гр. Б01-523 1З
Проверил к.т.н., доцент И.А. Мартьянова
На доработку
Зачтено
РЕГ. № ________
Дата __________
Регистрация кафедры
2013г.
ПЛАН:
1. Введение.
2. Становление социологии как науки.
3. Предмет и объект познания социологии.
4.Социология в системе
5. Заключение.
6. Список используемой
1. Введение.
В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.
В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Поэтому, говоря словами П. Бергера, социология — «освобождающая наука. Она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.
2. Становление социологии как науки.
Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение всего XIX в., послужили импульсом для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно упорядоченной жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка в обществе.
Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социального устройства.
Представим “социологические портреты”
ученых, заложивших основы социологии
и внесших наибольший вклад в ее развитие.
Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии,
он ввел в научный оборот сам термин “социология”.
В своем главном произведении “Курс позитивной
философии” (1842) он устанавливает единый
закон движения истории и человеческого
познания, переформулировав предложенные
уже Джамбаттиста Вико три стадии истории
человечества в стадии познания, которые
последовательно должен пройти человеческий
дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая,
или абстрактная; научная, или позитивная.
На первой, теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. (Этот период разделяется на три этапа: фетишизм с высшей формой – поклонением небесным светилам; политеизм (наибольший расцвет воображения – античная Греция); монотеизм, когда признание единого духовного принципа ведет к единству многообразных форм духовной жизни, но приглушает воображение.) На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. Что касается третьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: “человеческий Ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений”, чтобы заниматься лишь “открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними”.
Науки (и здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения) не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении “позитивного состояния”.
Таким образом, “позитивность” у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой – к социальному устройству. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития, достижения согласия общественных отношений с помощью “естественных законов”.
Социология как наука о человеческом обществе является самой молодой отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.
Вместе с тем социология является самым сложным ответвлением в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все позитивные науки. Математика представляется Конту главной основополагающей наукой. Наукой, получившей самое раннее развитие, следует считать астрономию, за ней следует физика, затем химия и биология. Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки (за исключением психологии, которую Конт отвергает).
С помощью социологии Конт пытается преодолеть
социальные катаклизмы своего времени
и объединить оба полюса – порядок и прогресс.
Прогресс без порядка – это анархия, порядок
без прогресса превращается в реакцию.
В позитивной политике порядок и прогресс
– это две неразрывные стороны одного
и того же принципа. Конт воспринимает
порядок и прогресс прежде всего как два
вида общественных закономерностей, которые
фиксируют две части социологии – социальную
статику и социальную динамику.
Социальная статика имеет дело с общественным
порядком, который понимается как гармония
элементов, основывающихся на отношениях
общности, и акцентирует внимание на “структуре
коллективного существа” (общества), исследует
условия его существования и законы социальной
гармонии. Эти условия касаются индивида,
семьи и общества. Семейные отношения
и разделение труда – это основные отношения
общественного порядка. Семья – живое
воплощение социальной статики, которая
в сущности сводится к изучению общественного
консенсуса. Она предполагает, с одной
стороны, анатомический анализ структуры
общества в данный момент времени, а с
другой – анализ элемента (или элементов),
определяющих консенсус, т.е. превращающих
совокупность индивидов или семей в коллектив.
Консенсус – основная идея социальной
статики Конта.
Социальная динамика основывается на
определенной последовательности этапов
развития. Согласно законам развития общества,
по Конту, имеют место три стадии политико-социальных
форм организации:
– теологическая стадия – военное господство;
– метафизическая стадия – феодальное господство;
– позитивная стадия – промышленная цивилизация.
Эти стадии закономерно следуют друг
за другом; поэтому неравенство между
социальными группами связано с определенным
уровнем развития. Уровень развития общества
определяется не материальными изменениями,
а духовно-нравственными отношениями
между людьми. Основной закон социальной
динамики (“закон прогресса”) заключается
в том, что каждый подъем духа в силу всеобщего
консенсуса вызывает соответствующий
отклик во всех без исключения общественных
областях – искусстве, политике, промышленности.
Дух везде играет руководящую роль, образуя
силовой центр социальной эволюции.
Огюст Конт по праву может считаться основателем
социологии, и не только потому, что он
первым начал заниматься обществом и социальными
процессами (социологические идеи имеют
Давнюю историю), но и потому, что своим
проектом систематизации наук и включением
в них социологии он заложил основы. Для
придания ей академического статуса как
отдельной науки.
Труды Конта оказали огромное влияние
на многих выдающихся социологов, особенно
на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.
Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ
и социолог, разделял мнение Конта о социальной
статике и социальной динамике. Он придерживался
мнения, что общество имеет ряд важных
сходств с биологическим организмом, и
описывал его как систему, как некое целое,
состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых
частей. Точно так же, как человеческое
тело состоит из органов, например почек,
легких и сердца, общество состоит из различных
социальных институтов – семьи, религии,
системы образования, государства и экономики.
Подобно биологам, описывающим организм
в виде его структур и функций, которые
обеспечивают выживание организма, Спенсер
так же описывал общество. Такое представление
об обществе соотносится с тем, что современные
социологи называют структурно-функциональной
теорией.
Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч. Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру.
Этот подход был определен как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди “приспособленные” будут выживать, а “неприспособленные” – вымирать. По мнению Спенсера, если бы этот принцип свободно функционировал, то человеческие существа и их социальные институты, подобно растениям и животным, смогли бы постепенно приспособиться к существующим условиям и достигать все более высоких уровней исторического развития.
Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем. Большинство главнейших трудов Спенсера было создано в эпоху расцвета капиталистической свободной конкуренции, поэтому совсем неудивительно, что Спенсер придерживался доктрины, согласно которой вульгарный индивидуализм, неограниченная конкуренция и невмешательство государства способны привести к достижению самых положительных результатов.
Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование “дикого” капитализма. Джон Д. Рокфеллер, американский нефтяной магнат, вторя Спенсеру, заметил: “Рост крупного бизнеса есть просто выживание наиболее приспособленных... Эту тенденцию в бизнесе нельзя назвать порочной. Это просто результат действия закона природы”.
Карл Маркс (1818-1883) – политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории.
Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты. Всякая историческая борьба... в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновение между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства определяемого им обмена”.
В Древнем Риме вели борьбу патриций и плебей, свободный и раб, в средние века – цеховые мастера и ремесленники, феодалы и крепостные. В современных (Марксу) западноевропейских обществах, выросших на руинах 'феодального строя, в антагонизме друг к другу находятся буржуазия и пролетариат. Первые получают свой доход за счет владения средствами производства (фабриками и заводами), что позволяет им эксплуатировать рабочих. Вторые не имеют ничего и для того, чтобы выжить, вынуждены продавать свой труд.
На самого Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и особенно его учение о диалектике. В философии Гегеля этим термином обозначался логический процесс развития идеи. Диалектический подход предполагает, что любая идея, определяемая как тезис, приобретает смысл только в том случае, когда соотносится с противоположной или противоречащей ей идеей, называемой антитезисом. В результате взаимодействия двух идей образуется новая идея, так называемый синтез. Маркс и Энгельс использовали диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмотрении общественных отношений в материальном мире. В дальнейшем он получил название диалектический и исторический материализм.
Информация о работе Социология как наука: объект и предмет ее исследования, основные категории