Социология как наука, её объект и предмет. Место социологии в системе общественных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas - общество и греч. logos — учение).
Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин — известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» (по-французски — «sociologie») несколько иной смысл.В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку — социологию. Конт считал, что социология — это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества.

Содержание

1.Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими
науками об обществе.……………………………………………………………...
2.Структура, уровни, задачи и функции социологического знания ………….
3.Соотнесите предложенные понятия с их определениями, размещенными в произвольном порядке

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 31.03 Кб (Скачать файл)

3. Опрос — сбор количественных данных на основе опросной процедуры. Опрос подразделяется на письменный (посредством анкеты) и устный (посредством интервью, беседы). Строится по методу «воронки»:

вводная часть (введение в проблему), основная часть (вопросы по проблеме), заключительная часть (социально-демографическая).

Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий устное вербальное взаимодействие интервьюера с респондентом. Различают стандартизированное и свободное интервью. Свободное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации. В научной литературе синонимами свободного интервью часто выступают открытое интервью, неструктурированное интервью, глубинное интервью, и др. Выделяют также фокусированное интервью — направленное глубинное интервью, в котором происходит подробное обсуждение одной проблемы, с которой респондент заранее ознакомлен.[11]

4.Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Соотнесите предложенные  понятия с их определениями, размещенными в произвольном порядке

Понятие

Определение

1.Фундаментальная

Социология

А. Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни

2.Отраслевая

социология

Б. Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания

3.Эмпирическая

социология

С. Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая  систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития


 

Фундаментальная  социология - ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания

 

Отраслевая социология - формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая  систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития

 

Эмпирическая социология - направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Социология: учебник для  вузов / под ред. проф. В.Н. Лаври-

ненко. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. — М.: Праксис, 2010.

3. Козырев Г.И. Социология: учебное пособие. — 3-е изд., пере-

раб. и доп. — М.: ИД «Форум», 2010. — С. 4–17.

4. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. — Ека-

теринбург: Академический проект : Деловая книга, 2002.

5. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для ву-

зов. — СПб.: Питер, 2007.

6. Общая социология: учебное  пособие / коллектив авторов под

ред. М.М. Вышегородцева. — М.: КНОРУС, 2011.

7. Тезаурус социологии. Тематический  словарь-справочник / под

ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

8. Штомпка А. Социология. — М.: Логос, 2008.

 


Информация о работе Социология как наука, её объект и предмет. Место социологии в системе общественных наук