Социология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 12:37, лекция

Краткое описание

Первые предпосылки развития социологии связаны с первоосновой жизни человека — с биосферой, природой, материальными, экономическими, производственно-техническими, энергетическими факторами.
Именно благодаря гигантскому росту производительных сил в условиях промышленной революции возникает возможность создать материальный базис свободного человечества и осуществить переход от системы с преобладанием естественной обусловленности к социально-исторической, социально-культурной

Вложенные файлы: 1 файл

Социология презентация.pptx

— 121.92 Кб (Скачать файл)

Лекция  №1 
Социология как наука и учебная дисциплина

 

1. Объект, предмет, структура и  функции социологии.

2. Место социологии в структуре  современного знания.

 

    • Первые предпосылки развития социологии связаны с первоосновой жизни человека — с биосферой, природой, материальными, экономическими, производственно-техническими, энергетическими факторами.
    • Именно благодаря гигантскому росту производительных сил в условиях промышленной революции возникает возможность создать материальный базис свободного человечества и осуществить переход от системы с преобладанием естественной обусловленности к социально-исторической, социально-культурной.
    • Научно-техническая революция XX в., информатизация общества означают следующий качественный скачок в развитии производительных сил. Конец XX в. отмечен глобальным экономическим бумом, когда от торговли, экономического взаимообмена между отдельными странами мир втягивается в процесс становления единой экономики. Но на фоне колоссальных достижений в сфере материального производства ужасает пропасть в уровне жизни людей в разных регионах мира, да и неблагополучие многих членов общества в самых развитых странах. Т
    • Таким образом, к концу второго тысячелетия меняются приоритеты: не экономика, а социокультурные факторы прежде всего определяют прогресс человечества, в том числе и в сфере природных, производственных процессов.

 

Предпосылки возникновения социологии

    • Другие предпосылки становления и возрастания роли социологии в жизни общества связаны непосредственно с системой общественных связей, с особенностями политических, правовых, нравственных отношений, их демократизацией. Меняются временные, пространственные характеристики развития коммуникативных связей. Мир становится космополитичным. Мы все заметнее влияем друг на друга. Острой становится нужда в мировом универсальном языке.
    • Однако наряду с возникновением в современном мире межнациональных сообществ обостряются и националистические настроения. Нарастание «тесноты» общественных связей, создание всечеловеческого экологического, экономического, информационного пространства превращаются в основание разрешения глобальных проблем. Становится ясно, что освобождение человека в одной части Земли без свободы всех землян так же невозможно, как наличие чистого воздуха во всей акватории. Гармонизация тенденций к универсальности, с одной стороны, и к культурному национализму, уникальности — с другой — условие существования и развития мирового сообщества.

 

 

Предпосылки возникновения социологии

    • К следующим предпосылкам развития социологии относятся идейные, культурные, собственно научные, духовные факторы. Сфера духовных отношений наиболее заметно влияет на социальное знание, на выработку парадигмы современной социологии. Информационный прогресс касается в большей степени интеллектуальной деятельности и делает приоритетными образование, науку, культуру.

 

 

Предпосылки возникновения социологии

    •  «Социология» в буквальном переводе означает «учение об обществе» (от латинского socio -«общество» и греческого logos - «слово, учение»). Это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым. Предпосылкой и условием социального анализа является взгляд на общество как на систему, состоящую из объективно взаимосвязанных элементов.

 

О термине «социология»

    • Любая отрасль науки имеет свой объект и предмет. Объект науки понимается нами как определенная область действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. В качестве наиболее общих объектов наук выступают природа и общество, откуда и вытекает деление всех наук на естественные и социально-гуманитарные. Из вышесказанного ясно, что объектом исследования социологии как науки является общество. В этой связи вполне правомерно мнение Ф. Гиддингса, считающего социологию наукой об обществе, которая «вмещает в себя всю область специальных социальных наук». Социология — обществоведческая наука, задача которой состоит в познании необходимых свойств и условий коллективной человеческой жизни, вытекающих из духовной природы человека (С. Франк).

 

 

Об объекте социологии

    • Большинство ученых считают, что предметом социологии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни. 
    • В западной литературе социология понимается чаще как наука о социальных общностях или социальных системах.
    • Другие социологи считают главным предметом исследования социальные отношения.
    • Представление о предмете социологии было бы не полным, если бы мы не учитывали, что исходной клеточкой исследования общества является человек. Проблема личности не может не волновать социолога, так как именно человек является субъектом социальных отношений и социального поведения. Социология идет от анализа личности к исследованию закономерностей функционирования общества и социальных общностей.
    • Обобщая вопрос о предмете социологии, хочется отметить, что разнообразные подходы к этой проблеме не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют друг друга, составляя таким образом целостное представление о предмете социологии.

 

 

О предмете социологии

    • Можно дать такое определение социологии: это наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных (социальных групп, институтов и т.д.), а также закономерностях социального поведения людей.
    • Предмет социологии и научная концепция, на которой строится этот предмет, определяют структуру социологического знания, осями которой являются:
    • а) теоретическая и эмпирическая социология (основанием деления служит уровень знания);
    • б) фундаментальная и прикладная социология (основанием деления служит функция знания);
    • в) общая и отраслевая социология (основанием деления служит объект исследования: общество в целом или отдельная его часть).

 

 

Структура социологии

    • Теоретическая социология, по мысли П. Сорокина, изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она решает научно-теоретические задачи, связанные с формированием знания о социальной реальности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии и др. Она отвечает на вопросы «что познается?» и «как познается?».

 

 

Теоретическая социология

    • Можно дать такое определение социологии: это наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных (социальных групп, институтов и т.д.), а также закономерностях социального поведения людей.

 

 

Определение социологии

    • Практическая (эмпирическая) социология отвечает на вопрос «для чего познается?». М. Вебер точно определил задачи эмпирической социологии, которая может определить: а) необходимые для практики средства; б) неизбежные побочные результаты предпринятых действий; в) обусловленную этим конкуренцию между Возможными различными оценками и их практические последствия. Теоретическая наука выявляет смысл таких оценок, конечную смысловую структуру и смысловые следствия, может указать на их место в ряду ценностей и провести границы в сфере их смысловой значимости.

 

 

Эмпирическая социология

    • теоретическая и практическая социология — две взаимообусловленные и взаимосвязанные части одной науки, две стороны одной медали. Эмпирическая социология, как подчеркивал П. Сорокин, подобно прикладной медицине должна быть опытной системой общей и индивидуальной этики, указывающей точные средства для борьбы с социальными болезнями.

 

Взаимосвязь теоретической и прикладной социологии

    • Общая социология традиционно развивает две теории:
    • теорию социальных структур, которая изучает составные элементы групп, общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует явления внутреннего единства групп, силы, обусловливающие это единство и факторы, вызывающие распад;
    • теорию социального развития, изучающую изменения, развитие и социальный прогресс, регресс и т. д.
    • К этим двум теориям в последнее время добавились:
    • теория социального поведения индивидов, которая развивается на стыке психологии и социологии; она изучает установление закономерностей между социальными ситуациями и реакциями на них индивидов, образцы действий индивидов в различных ситуациях и т. д.;
    • теория поведения общностей, изучающая общие закономерности поведения толпы, больших масс людей, классов, профессиональных категорий и т. д.

 

 

Общая социология

    • Отраслевая социология (иначе ее называют конкретной социологией) исследует отдельные сферы социальной жизни. В ней можно выделить следующие разделы:
    • исследование типов социальных общностей (общностей, обусловленных разделением труда, социально-профессиональных, этнических общностей, территориально-региональных и поселенческих, половых и возрастных общностей и др.);
    • исследование социальных институтов (сюда относятся такие разделы, как социология семьи, образования, политики, права, науки, искусства, армии, промышленности и труда и т. д.);
    • исследование социальных процессов (таких как миграция и социальная мобильность, процессов массовой коммуникации, преступности, наркомании и др.).

 

 

Отраслевая социология

    • Социология возникла в XIX в. как позитивная социальная теория, которая должна была стать доказательной и общезначимой наукой об обществе, а, следовательно, предполагалась возможность отыскать повторяющиеся закономерности общественной жизни и построить общие понятия обществознания. О. Конт выделил две группы социальных законов: законы статики (неизменных состояний, устойчивых условий существования любого социального явления) и законы динамики (закономерности изменений, социального развития).

 

 

Огюст Конт

    • С возникновением в конце XIX в. так называемой понимающей социологии изменился взгляд на проблему социальных законов. М. Вебер (родоначальник этого направления) считал, что социологические обобщения не являются отражением действительных процессов социального мира: исследователь констатирует их, исходя из своих субъективных оценок. Явления считаются объективными постольку, поскольку они имеют значение для теории. Вебер отказывался от попыток формулировать социальные законы.

 

 

Макс  Вебер

 

 

    • «социальная система», «социальное развитие»
    • «стратификация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности»
    • «личность», «семья», «культура»
    • понятие социальное. Социологическая традиция, которая идет от М. Вебера, предполагает истолковывать понятие социального через категорию «социальное действие». Эта традиция в основных своих чертах поддерживается и в современной американской социологии (например, «теория социального действия» Т. Парсонса).
    • Другая традиция понимания социального связана с категорией «социальные отношения» (К. Маркс). Социальное понимается в этом случае как совокупность отношений между различными социальными группами и общностями, куда относят классы, профессиональные, формальные организации, территориальные, поселенческие группы и с<span style=" font-f

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина