Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:27, реферат

Краткое описание

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксиской социологической мысли ( М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического материализма: Популярный учебник марксиской социология М. - 1923 ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курс а “ История ВКПб “ И. В.

Содержание

Социология как наука об обществе 2
Объект и предмет социологической науки 5
Функции социологии 9
Социология в системе общественных и гуманитарных наук 10
Список используемое литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Социология  в системе общественных и гуманитарных наук

 

 

   Зададимся вопросом : Имеются ли достаточные основания для создания особой науки - социология , ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия между людьми?

 

Ответ на этот вопрос зависит  от решения трех предварительных  вопросов:

 

  •  Достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает?
  • Представляет ли он явление sui generis свойства, которого не имеются в других классах явлений?
  • Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социологии, и потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней?

 

Попытаемся ответить на эти вопросы.

 

Практическая и теоретическая важность социологии.

 

Практическая  важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы.

 

Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса.

 

Рассмотрим их следующим  образом:

 

а) Социология и физико-химические науки

 

Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым  физико-химическим и биологическим  процессам. Может бить в далеком  будущем наука сведет их к последним  и объяснит весь сложный мир межчеловеческих  явлений законами физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось? Мы имеем ряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “ продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение  - распадение сил ”

 

Даже если это и  верно, то то что мы приобретаем от  таких аналогий? Всего лишь неточное сравнение.

 

Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений.

Отсюда идут теоремы  вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент   Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п.

 

   Хоть это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом  случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.

 

   Если  преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление?

 

   То есть в  данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел.

 

   Тем  больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.

 

б) Социология и биология, в частности, экология.

 

    Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология.  имеющими дело не с между человеческими процессами,  а с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма.

 

Иначе состоит дело с  экологией как частью биологии.

Экология - наука изучающая  отношение организм а к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования ( органических и неорганических ). Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу ( животные сообщества ).

И фито - социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к другу ( растительное сообщество).

 

   Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому. какой является предмет социология . И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там  подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм )

 

Не поглощается ли таким образом социология экологией? Ответ таков: если  люди ни чем  не отличаются от   а амеб и  других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами их можно  поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением - тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив, 300 - и фито - социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования.

 

в) Социология и психология

 

   Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания.

Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией.

 

Коллективная или, как  ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий  с объектом социологии: это явления  человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соединенных “, которые изучает социология.

 

Ясно, что они ( со и  социальная психология ) не подменяют  друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной  со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы  взаимодействия между людьми.

 

Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его  восприятии, а со - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. 

 

г) Социология и специальные дисциплины, изучающие  взаимоотношения людей.

 

Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.

 

Так, наука права изучает  специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги и супруга.

 

Объект политической экономии - совместная хозяйственная  деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления  материальных благ.

 

Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей:

 

Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия

 

Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями ( между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д. )

 

Социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А со занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место.

Это объясняется  следующим:

 

  • со является наукой об обществе, его явлениях и процессах

 

  • она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук

 

  • все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей

 

  • техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т. д.  разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке со и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д. )

 

  • Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой

 

Со занимает общее, а  не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную  об обществе и его  структурах, обеспечивает понимание  законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение со по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике, слектронике, учению о свете и т. д.

 

д) Социология  и история

 

В системе общественных наук есть дисциплина, с которой  связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это  история

 

И история, и со имеет объектом  и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

  1. Социология  Г. В. Осипов  «Мысль»,2006 г.
  2. Социология С.С. Новикова «Модэк» 2008 г.
  3. Социальная психология Г.М. «Моск» 2007 г.
  4. Русская социальная философия конца ХIХ – начала ХХ веков: психологическая школа, 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социология как наука об обществе