Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:27, реферат
В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксиской социологической мысли ( М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического материализма: Популярный учебник марксиской социология М. - 1923 ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курс а “ История ВКПб “ И. В.
Социология как наука об обществе 2
Объект и предмет социологической науки 5
Функции социологии 9
Социология в системе общественных и гуманитарных наук 10
Список используемое литературы 11
Социология в системе общественных и гуманитарных наук
Зададимся вопросом : Имеются ли достаточные основания для создания особой науки - социология , ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия между людьми?
Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предварительных вопросов:
Попытаемся ответить на эти вопросы.
Практическая и теоретическая важность социологии.
Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы.
Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса.
Рассмотрим их следующим образом:
а) Социология и физико-химические науки
Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым физико-химическим и биологическим процессам. Может бить в далеком будущем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось? Мы имеем ряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “ продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение - распадение сил ”
Даже если это и верно, то то что мы приобретаем от таких аналогий? Всего лишь неточное сравнение.
Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений.
Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п.
Хоть это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.
Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление?
То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел.
Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.
б) Социология и биология, в частности, экология.
Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология. имеющими дело не с между человеческими процессами, а с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма.
Иначе состоит дело с экологией как частью биологии.
Экология - наука изучающая отношение организм а к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования ( органических и неорганических ). Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу ( животные сообщества ).
И фито - социологию, социология
исследующую взаимоотношения
Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому. какой является предмет социология . И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм )
Не поглощается ли таким образом социология экологией? Ответ таков: если люди ни чем не отличаются от а амеб и других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами их можно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением - тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив, 300 - и фито - социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования.
в) Социология и психология
Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания.
Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией.
Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соединенных “, которые изучает социология.
Ясно, что они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.
Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а со - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.
г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей.
Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.
Так, наука права изучает
специальный вид явлений
Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей:
Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия
Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями ( между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д. )
Социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А со занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место.
Это объясняется следующим:
Со занимает общее, а
не частное место среди
д) Социология и история
В системе общественных наук есть дисциплина, с которой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история
И история, и со имеет объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность..
Список литературы