Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:03, реферат
Сложность общего определения понятия "общество" связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это - очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество - чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, "общество" - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие "общество" используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.
Организационная
деятельность призвана регулировать деятельность
людей и отношения между ними;
для этого создаются
Социальная деятельность направлена на создание условий для жизни, воспроизводства, активности людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания.
Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Каждому из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм.
Однако эта достаточно распространенная концепция не является общепризнанной. Так, С.Г. Спасибенко выделяет три основные вида деятельности (труд, общение и познание) и соответственно им -три основные сферы общества (экономическую, социально-политическую и духовно-культурную). Следует отметить, что число сфер общества определяется критерием выделения, который, в свою очередь, зависит от решения конкретной научной задачи. Некоторые ученые полагают, что по мере развития и усложнения общества могут формироваться новые сферы. Помимо этого, при выделении числа сфер следует учитывать также степень развития общества, так как в примитивных обществах некоторые сферы еще не обрели существование.
Следует отметить, что, находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему со свойствами, не присущими отдельным ее частям.
Современной социальной философией выделяются следующие основные свойству общества как системы:
1) общество представляет собой целостное образование, в основе которого лежит деятельность людей, направленная на сохранение, воспроизводство, развитие самого социума;
2)
отличительной особенностью
3)
общество также обладает
Таким образом, понятие «структура» отражает целостность общества и сохранность его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура может быть определена как форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных частей.
Структура общества может быть рассмотрена и с точки зрения общественных отношений. Принято выделять экономические, политические, правовые, религиозные, нравственные и эстетические отношения. К. Маркс считал основополагающими экономические, или производственные, отношения. В.И.Ленин, развивая марксистские идеи, разделил все общественные отношения на материальные и идеологические. Критерием их разделения послужило то обстоятельство, что первые складываются, «не проходя через сознание людей», а вторые - осознанно. К первым относятся производственные, ко вторым, идеологическим, - остальные из упомянутых. Использование предложенного Лениным критерия приводило к парадоксальному выводу, что материальность социальной структуры оказывается зависимой от участия или неучастия сознания в ее формирований (B.C. Кружевов). Так было положено начало смешению понятий «материальное» и «стихийное», с одной стороны, и понятий «идеальное» и «сознательное» - с другой.
Рассмотренный подход не только не решил главных проблем социального познания (например, не раскрыл причины неминуемо происходящих в обществе трансформаций), но и создал новые - тем, что не считается с активностью сознания, отводя «идеологическим» отношениям лишь функцию отражения осуществляющихся самих по себе производственных отношений.
И все же рассмотрение социальной структуры будет неполным, если вне поля зрения останется еще один важный срез - социологический. В зависимости от избранного критерия классификации в обществе можно выделить как наиболее значимые следующие подсистемы; классово-стратификационную (классы основные и неосновные, большие слои внутри классов, сословия, страты), социально-этническую (родоплеменные объединения, народности, нации),
демографическую
(половозрастная структура населения,
соотношение самодеятельного
1.3 Функции социальной системы
Под функцией обычно понимается такая зависимость между объектам при которой изменение одного из них вызывает изменения в других в рамках данной системы, Функции социальной системы сводятся к двум основным: 1. Функция сохранения системы, ее устойчивого состояния (например, материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества, социально-политические, этические гарантии выживания человечества).
Механизмами, обеспечивающими выполнение данной функции, являются: социализация, в ходе которой люди научаются исполнять предписываемые обществом роли, благодаря чему воспроизводятся социальные связи; институциализация -воспроизведение уже существующих общественных отношений в соответствующих социальных институтах и создание новых; наконец, легитимизация -сравнение поведения людей и деятельности социальных институтов с принятыми в обществе нормами - государственными, этическими, политическими и т.д. Результатом такого сравнения может быть отказ общества от сомнительных нововведений, пересмотр системы ценностей. Общим итогом действия этих механизмов должно быть поддержание общества в состоянии относительного (неустойчивого) равновесия.
2.
Функция совершенствования
Современные ученые предупреждают о соблюдении меры в процессе оптимизации, совершенствования, общества или отдельных его сторон. Так, если уровень новизны оказывается слишком высоким для общества, то это может привести его к пагубным последствиям. В связи с этим А. Назаретян вводит представление о полезном разнообразии, позволяющем обеспечивать рост сложности и сохранение порядка в системе, и об «избыточном» разнообразии, которое приводит к падению сложности или утрате порядка в системе. Последнее он интерпретирует, опираясь на факты маргинализации культуры, «культурной шизофрении» и тоталитарного тупика. Поэтому достижение максимальной сложности социальной системы отнюдь не является самоцелью, так же как рост структурной информации или энтропии в системе сам по себе. В связи с этим ставится вопрос об оптимальном соотношении структурной информации и энтропии, т.е. свободы и порядка в системе, несмотря на то, что в ее развитии принимает активное участие и субъективный фактор.
Если раньше ученых волновал вопрос об определении пределов рационального знания, то сейчас науке присуще осознание пределов эффективности человеческой деятельности, острое желание «не навредить». В связи с этим говорят о выборе стратегии минимально возможных изменений. Эти мысли российских ученых оказались созвучными идеям их западных коллег об отказе от «крупномасштабных» (подобных революциям) действий в обществе и переходе к «поэтапным» действиям, в процессе которых можно поддерживать диалог преобразователя и преобразуемой структуры.
Разумеется, по своей значимости, приоритетности эти функции могут меняться местами. Могут изменяться и механизмы, с помощью которых они осуществляются. Например, раньше оптимизация достигалась в основном за счет развития экономики, а теперь, в условиях экологического кризиса, - за счет экологии.
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
Очевидно, что общество, представляя собой совокупность относительно устойчивых, стабильных структур, не находится тем не менее в состоянии неподвижности, покоя. О нем, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно изменяется, поэтому рассмотрение общества в статике, т.е. с точки зрения его организации, структуры, обязательно должно быть дополнено анализом его динамики, изменения и развития.
При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как функционирование, изменение, развитие, прогресс, регресс, факторы развития, эволюция, революция и др. Рассмотрим кратко содержание этих понятий.
Начнем с часто встречающегося понятия «изменение». Это самое широкое понятие, обозначающее переход в какое-то иное состояние.
Процесс - это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимается совокупность происходящих в нем обратимых изменений. Можно сказать, что функционирование общества -это его повседневная жизнедеятельность в рамках сложившихся структур и отношений.
Другим типом социальных процессов является развитие. Общим у функционирования и развития является то, что оба этих процесса основаны на изменениях, но особенностью развития является необратимый характер этих изменений.
Само же развитие может происходить в различных направлениях: прогрессивном и регрессивном. В самом общем виде понятие «прогресс» означает переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В ряде случаев прогресс проявляется в увеличении степени приспособленности и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «регресс» - процесс сужения возможностей системы к саморазвитию; в отдельных случаях он может проявляться в упрощении и разрушении системы.
Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя следующие основные проблемы:
• типы совершающихся в обществе изменений;
• источники или факторы развития;
• формы, в которых совершается любое развитие.
2.1 Типы социальных изменений
При рассмотрении первой из вышеуказанных проблем следует учитывать, что направленность систематических изменений в обществе признают далеко не все философы. Такую направленность развития от низших форм к высшим признают философы-детерминисты (Гегель, Маркс), в то время как индетерминисты и волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие, отрицают его направленность и закономерность.
Многообразные способы описания развития социальных систем можно свести к трем основным подходам, в основе которых лежит различное понимание социального времени: один из них представляет развитие общества как линейный процесс, другой - как циклический, третий - как спиралевидный.
Линейная модель истории зародилась в ветхозаветном сознании, на базе которого сформировалась христианская (как и иудаистская, и мусульманская) историософия. Линейная перспектива исторического процесса проходит через все средневековье (где история ограничивается рамками: сотворение мира - конец света) ив виде разнообразных Версий теории прогресса (просветительской, сенсимоновской, гегельянской, марксистской, позитивистско-эволюционистской и пр.) доживает до наших дней.
Но, как уже отмечалось, линейное развитие общества может происходить в двух направлениях— прогрессивном и регрессивном. Приведенное выше определение прогресса указывает на относительность этого понятия. Оно имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки страдают субъективностью, неисторичностью. Следует учесть также, что в обществе, как и в других типах систем, достаточно редко встречается «чистый» прогресс или регресс. Прогресс и регресс представляют собой противоречивое единство противоположностей, одна из которых на определенном этапе играет доминирующую роль. Это единство проявляется, во-первых, в том, что прогресс общества не может быть вечным, обычно он сопровождается попятным движением или стагнацией. Во-вторых, прогресс в какой-то одной сфере общественной жизни сопровождается регрессом в других. Поэтому любое историческое изменение в одном отношении может рассматриваться как прогрессивное, а в другом — как регрессивное. Относительность понятий «прогресс» и «регресс» проявляется также в том, что прогресс противоречив, он может включать в себя и состояния стагнации, и регресса. Последнее имеет место тогда, когда система в целом развивается прогрессивно, а какой-либо ее элемент - регрессивно.