Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:54, реферат
Несмотря на колоссальную широту охвата как конкретного материала, так и обилие теоретических концепций и разработок по различным сферам общественной жизни, все-таки основным предметом веберовских исследований является капитализм. Причем капитализм, взятый не в одном измерении, а в его культурно-исторической целостности, воплощающей в себе все многообразие его измерений. И в этом плане понятие "капитализм" у Вебера предстает не просто как политэкономическое понятие, как оно в основном представлялось ранее, а как культурно-социологическое понятие.
Социология капитализма
М.Вебера
Несмотря на колоссальную широту охвата
как конкретного материала, так и обилие
теоретических концепций и разработок
по различным сферам общественной жизни,
все-таки основным предметом веберовских
исследований является капитализм. Причем
капитализм, взятый не в одном измерении,
а в его культурно-исторической целостности,
воплощающей в себе все многообразие его
измерений. И в этом плане понятие "капитализм"
у Вебера предстает не просто как политэкономическое
понятие, как оно в основном представлялось
ранее, а как культурно-социологическое
понятие.
Хотя в "целостной" форме идеи Вебера
о капитализме были представлены в "Протестантской
этике" (1904-1905), все-таки к социологической
версии капитализма он пришел через немецкую
историческую политэкономию.
С чего начинает свое исследование капитализма
М. Вебер? Да, прежде всего с отрицания
расхожего представления о капитализме
как явлении прежде всего связанного с
наживой. По Веберу: "Стремление к предпринимательству",
"стремление к наживе; и денежной выгоде
... само по себе ничего общего не имеет
с капитализмом". И "это стремление,
- как отмечает он, - наблюдалось и наблюдается
у многих людей, и более того, оно свойственно
людям всех типов и сословий" [1]. От этих наивных
представлений следовало бы, по Веберу,
отказаться еще на заре изучения истории
культуры..
Безудержная алчность в делах наживы,
как пишет Вебер, не в коей мере не тождественная
капитализму и еще меньше тождественна
его "духу". Продолжая свою мысль,
он отмечает, что капитализм, безусловно,
тождественен стремлению к наживе, но
в рамках непрерывно действующего рационального
капиталистического предприятия, поскольку
не ориентация на рентабельность неизбежно
обрекает его на гибель. Капитализм у Вебера
связан прежде всего с обузданием иррационального
стремления к наживе, путем его рациональной
регламентации.
Если говорить о традиционном понимании
капитализма, как хозяйственной деятельности,
ориентированной на сопоставлении дохода
и издержек в денежном выражении, то в
этом смысле капитализм существовал, по
Веберу, во всех культурных странах земного
шара: Китае, Индии Вавилоне, Египте, в
средиземноморских государствах древности,
средних веков и нового времени. И в Этом
плане Вебера интересует капитализм не
чисто в экономическом аспекте, который
действовал в различных формах (капитализм
авантюристический, торговый, капитализм
ориентированный на войну, политику и
т.д.) и всегда, а "возникновение буржуазного
промышленного капитализма с его рациональной
организацией свободного труда" в культурно
историческом аспекте.
Главная идея Вебера в подходе к пониманию
западного капитализма состоит в том,
Что как бы не были высоки сами по себе
экономические условия, связанные с рационализацией
техники и рационального права, "все
же экономический рационализм зависит
и от способности и предрасположенности
людей к определенным видам практики -
рационального жизненного поведения".
Там, где, по Веберу, экономической рациональности
препятствуют определенные психологические
факторы, развитие хозяйственно-рационального
поведения затрудняется этим внутренним
противодействием. Таким внутренним противодействием
в прошлой истории у Вебера выступили
магические и религиозные идеи, в которых
коренились определенные этнические представления.
Т.е. у немецкого мыслителя речь идет в
данном случае об "обусловленности"
хозяйственного мышления и формы хозяйства
"определенной религиозной направленности".
Именно иллюстрацией этой обусловленности
и служит у Вебера показания или связь
современного хозяйственного "этоса"
[2] с рациональной этикой аскетического
протестантизма.
Утверждение, обусловленности современного
Западного капитализма идеологией протестантизма
Вебер подтверждает различного рода статистическими
данными и, в частности, фактами преобладания
протестантов, среди владельцев капитала
и предпринимателей, а также среди высших
квалифицированных слоев рабочих, а также
среднего и высшего технического персонала
современных предприятий.
Здесь, по Веберу, налицо причинное соотношение
связанное со своеобразным складом психики,
привитой воспитанием направленным на
профессиональную деятельность, имевшим
место в протестантизме.
Сравнивая по этому параметру деятельность
католиков и протестантов Вебер считает,
что католики "в отличии от протестантов
ни чем особенным в области экономики
себя не проявили, а главное "не проявили
специфическую склонность к экономическому
рационализму" [3]. И причину различного
поведения представителей этих вероисповеданий,
по Веберу, следует искать прежде всего
в устойчивом внутреннем своеобразии
каждого вероисповедания, в их чисто религиозных
чертах.
И по ходу изложения своей "Протестантской
этики" Вебер раскрывает это внутреннее
своеобразие вероисповедания. Так касаясь
людей, воспитывавшихся в лоне протестантизма,
он отмечает у них "приверженность к
идее долга по отношению к труду", что
создает наиболее благоприятную почву
понимания труда как призвания. Именно
это делало своеобразной "мотивационную"
структуру поведения городского европейского
сословия - буржуазии. Эта структура мотивации
сформировалась, согласно Веберу, в ходе
Реформации - в процессе возникновения
новой "версии" христианства, а именно:
протестантизма с его этикой продуктивного
труда, профессионального долга и частной
инициативы. Именно благодаря этому этическому
ядру протестантская религиозность оказалась
наиболее адекватной формой промышленному
высокоразвитому капитализму.
Этические качества людей "нового типа"
автор "Протестантской этики" связывает
с идеями М. Лютера (1483 - 1546), его реформаторской
деятельностью, в частности, переосмысления
им мирской деятельности и "освещение"
профессионального призвания
и "равенства всех профессией перед
богом". Конечно, обосновывая мирскую
деятельность как богоугодную, как проявление
христианской любви к ближнему Лютер далек,
по Веберу, от мирских понятий (типа "время
- деньги") идеологов и сторонников капитализма.
И у Лютера, по свидетельству Вебера, мы
находим многочисленные высказывания
против ростовщиков и против любого взимания
процентов, т. е. с капиталистической точки
зрения его взгляды носили "отсталый"
характер [4].
Важным результатом Реформации с социо-культурной
точки зрения является прежде всего то,
что в противовес капиталистической точки
зрения моральное значение мирского профессионального
труда и религиозное воздаяние за него
чрезвычайно возросли.
Будучи тонким мыслителем Вебер пытается
отмежеваться в решении вопроса о происхождении
"духа капитализма" от односторонних
оценок и подходов.
Во-первых, он отмежевывается от той точки
зрения, сторонники которой выводят Реформацию
из экономических сдвигов как их "историческую
необходимость". И это явно направлено
против марксистского понимания капитализма.
С другой стороны, Вебер ни в коей степени
не склонен защищать, как он пишет, "доктринерский
тезис", будто капиталистический дух
мог возникнуть только в результате влияния
определенных сторон Реформации, будто
капитализм как хозяйственная система
является продуктом Реформации [5].
Учитывая огромную сложность взаимосвязей
между материальным базисом, формами социальной
и политической организации и духовным
содержанием эпохи Реформации Вебер пытается
прежде всего установить наличие связи
по определенным пунктам между известными
формами религиозного верования и профессиональной
этикой. Это, по его мнению, поможет выявить
общую направленность того явления , которое
религиозное движение оказало на развитие
материальной культуры. И лишь после того,
как будет достоверно установлено, можно,
как считает Вебер, попытаться выяснить
в какой мере содержание современной культуры
следует сводить к религиозным мотивам
и в какой мере к мотивам другого рода
[6].
Таким образом мы получаем ключ к пониманию
своеобразия современного капитализма,
поскольку пытаемся понять его "изнутри",
с точки зрения духовной мотивации его
провозвестников и творцов мотивации
- мотивации, имеющей нравственно-религиозные
истоки и импульсы. Отталкиваясь от религиозных
устремлений протестантов, принадлежащих
к аскетическому крылу протестантизма
мы выходим к пониманию, следуя логике
Вебера, сугубо внешних "материальных"
результатов современного капитализма.
А именного того каким образом религиозный
протестантский аскетизм вылился в определенную
систему самообуздания будущих функционеров
современного капиталистического производства,
позволившей, образно говоря, укротить
"к злату проклятую страсть" и укратить
настолько, что она (страсть) вылилась
в рационально организованную и математически
выверенную каждом звене систему непрерывного
добывания прибыли.
Как уже отмечалось, профессиональную
этику современного капитализма Вебер
связывает с аскетическим протестантизмом.
Историческими носителями аскетического
протестантизма он считает в первую очередь
следующие четыре направления: 1) кальвинизм,
2) пиетизм, 3) методизм, 4) секты вышедшие
из анабаптистского движения.
Именно в лоне этих религиозных сообществ,
по Веберу, были созданы посредством религиозной
веры и практикой религиозной жизни психологические
стимулы, которые давали определенное
направление всему жизненному строю и
заставляли индивида строго придерживаться
его. Эти стимулы были в значительной степени
обусловлены спецификой религиозных представлений.
Одним из которых являлась установка на
то, Богу угодна социальная деятельность
христианина, ибо он (Бог) хочет, чтобы
социальное устройство жизни соответствовало
его заповедям и поставленной им цели.
С такой точки зрения относились (и, в частности
в кальвинизме) и к профессиональной деятельности,
которая осуществляется в рамках посюсторонней
жизни во имя общего блага и направленной
на рациональное преобразование социального
мира. Согласно канонам кальвинизма человек
ощущал себя "орудием" Бога и не сомневался
в своей избранности.
Отсюда на смену смиренным грешникам,
которым сулилась Божья милость в ... качестве
наилучшего средства обретения внутренней
уверенности в спасении рассматривается
неутомимая деятельность в рамках своей
профессии" [7]. Таким образом, уже по
воззрению Кальвина, чувства и настроения
верующего по отношению к богу, как бы
они не были возвышены, сами по себе обманчивы,
"вера должна найти себе подтверждение
в объективных действиях". Т. е. речь
идет о том, чтобы приумножить славу Господню
подлинными, а не мнимыми делами. Практически
это вылилось в утилитарную установку,
имевшую значительные последствия для
формирования буржуазного этоса, гласившей,
что "Бог помогает тому, кто сам себе
помогает", "сам создает себе спасение".
Анализируя практическую этику кальвинизма,
которая создавала последовательный и
рациональный метод всего жизненного
поведения верующего, Вебер показывает,
что его реформаторские преобразования,
носившие специфически религиозную окраску
не были чужды и католицизму. Как отмечает
Вебер, христианская аскеза складывается
из самых разных элементов уже в средние
века, а подчас и в античности, и она носила
рациональный характер. В этой связи Вебер
приводит пример христианской аскезы
в уставе св. Бенедикта, которая в принципе
уже была свободна от безотчетного неприятия
мирской жизни и изощренного самоистязания,
и что проявилось у иезуитов. Эта аскеза
здесь превратилась в разработанный метод
рационального жизненного поведения и
освобождение человека от иррациональных
институтов, и подчинение его жизни некому
планомерному стремлению, а его действий
- постоянному самоконтролю и проверки
их этической значимости [8]. В результате
чего монах объективно превращался в работника
на ниве Господней.
Подобное активное стремление к самоконтролю
и рациональной добродетели в делах и
стали одним из мотивов и идеалов практической
жизни в ряде протестантских сообществ.
Протестантская аскеза, как и любая другая
"рациональная аскеза" стремились
научить человека руководствоваться постоянными
принципами (мотивами), а не "аффектами",
другими словами стремилась воспитать
в нем личность. Методическое регламентирование
всего жизненного уклада человека особенно
отличает кальвинистскую аскезу, которая
к тому же вынуждена была осуществлять
свои аскетические идеалы в рамках мирской
профессии, в мирской профессиональной
деятельности. "... Кальвинисты, как считает
Вебер, значительно ближе по своему характеру,
жесткому, формальному и активному, буржуазно-капиталистическому
предпринимателю" [9].
Касаясь профессионального призвания,
Вебер считает, что наиболее последовательное
обоснование эта идея находит в английском
пуританизме, выросшем на почве кальвинизма.
Именно идеологию английского пуританизма
пронизывает настойчивая и строгая проповедь
упорного, постоянного физического и умственного
труда.
В пуританском толковании мы, согласно
Веберу, имеем дело не только с апофеозом
труда, а с апофеозом разделения труда,
его специализации. Ибо только специализация
(определенная профессия), по мнению идеологов
английского пуританизма способствует
выучке рабочего и ведет к повышению производительного
труда для всеобщего блага
В английском протестантизме происходит
освещение "не только профессионального
труда, но и богатства. Как следует из наставлений,
богатство порицается лишь постольку,
поскольку оно таит в себе искушение предаться
лени, бездеятельности и грешным мирским
наслаждениям. Богатство же в качестве
следствия выполнения профессионального
долга не только оправдано морально, но
даже предписано. И в этом смысле вопреки
католической ортодоксии желание быть
бедным расценивалось как желание быть
больным и оно достойно осуждения, поскольку
наносит ущерб славе Божьей" [11].
Все это в духовно-нравственном плане
способствовало том, что пуританизм стал
носителем этоса рационального буржуазного
предпринимательства и рациональной организации
труда. А мирская аскеза протестантизма,
отвергая непосредственное наслаждение
богатством, вместе с тем способствовала
освобождению приобретательства от психологического
гнета традиционалистской этики и разорвала
оковы ограничивавшие стремление к наживе,
превратив его не только в законное, но
и в угодное Богу занятие [12].
Не менее важным для понимания духа капитализма
является вывод Вебера о том, что пуритане
с их специфическим мироощущением способствовали
установлению буржуазного рациональной
с экономической точки зрения образа жизни,
что, по Веберу, имеет неизмеримо большее
значение, чем простое стимулирование
капиталовложений. Именно пуританское
отношение к жизни было главной опорой
этой тенденции, а пуритане, как отмечает
Вебер, - ее единственно последовательными
сторонниками.
Таким образом, следуя логике Вебера, можно
сказать, что пуританизм стоял у колыбели
современного "экономического человека".
Правда, здесь же, образно говоря, заложен
"троянский конь". Дело в том, что,
как свидетельствует история, и это, безусловно,
отмечает и Вебер, "пуританские жизненные
идеалы не редко не выдерживали натиском
слишком сильных мирских "искушений",
которые таило в себе богатство. Как свидетельствовали
главы аскетических движений там, где
растет богатство - уменьшается и религиозное
рвение, растут гордыня, страсти, любовь
к плотским мирским утехам и высокомерие.
В результате сохраняется лишь форма религии,
но дух ее постепенно исчезает и отмирает,
уступая место утилитарной посюсторонности
[13].
В этой связи неудивительно часто цитируемое
изречение, которое принадлежит еще Кальвину,
что "народ (т. е. рабочие и ремесленники)
послушен воле Божьей лишь до поры, пока
он беден". Т. е. люди в своем большинстве
работают лишь тогда, когда их заставляет
нужда. Следует отметить, что этой идее
был по мере отмирания ее религиозных
корней был придан утилитарный оттенок,
а именно постулировалась необходимость
низкой заработной платы в качестве одной
из основ производительности труда.
Не менее важным обстоятельством, с точки
зрения развития капиталистического хозяйства,
являлось религиозное стимулирование
индивидуального рационального легального
предпринимательства, основанного на
личных качествах и личной инициативе.
Более того, как констатирует Вебер, "если
пользовавшаяся государственными привилегиями
монополистическая промышленность Англии
скоро пришла в упадок, то рациональное
предпринимательство пуритан сыграло
решающую роль в развитии тех промышленных
отраслей, которые возникли без какой-либо
поддержки со стороны государства, а подчас
... и вопреки ему" [14].
Отмечая огромную роль и значение аскетического
протестантизма на становление капитализма
западного типа и формирование его культуры,
Вебер вместе с тем предостерегает от
прямых выводов и считает необходимым
исследовать в какой степени оказало влияние
на этот процесс вся совокупность общественных
и культурных факторов и прежде всего
экономических.
В своих примечаниях к "Протестантской
этике" Вебер прямо пишет: "Было бы
очень легко расширить эти границы (т.
е. воздействие религиозных идей на материальную
сторону культурной жизни - Г. И.), создав
"конструкцию", в которой все "характерные"
черты современной культуры логически
дедуцировались бы из протестантского
рационализма. Однако мы, отмечает он,
предоставляем это тем дилетантам, которые
верят в "единство" "социальной
психологии" и возможность свести ее
к одной формуле" [15]. Как он в этой связи
замечает: " ... мы не намерены заменить
одностороннюю "материалистическую
интерпретацию каузальных связей в области
культуры и истории столь же односторонней
спиритуалистической каузальной интерпретацией".
Еще одним немаловажным фактором формирования
современного "духа" капитализма,
заключенного в пуританизме, и образованных
на его основе аскетических общин и сект,
является их радикальный разрыв с различного
рода патриархальными путами и стремление,
исходя из заповедей, "повиноваться
более Богу, чем людям". Это, по Веберу,
явилось одной из важнейших предпосылок
современного "индивидуализма" [16].
Таково в общих чертах, по Веберу, основные
направления религиозного влияния и этических
норм поведения, формировавшихся на базе
протестантизма и определивших "дух"
западного капитализма. Этот "дух"
с его тенденцией к универсальной рационализации
отличает современный капитализм от его
патриархальных форм с "иррационально-спекулятивным
характером". Аскетически настроенный
протестант сформировал этос будущего
функционера и промышленного капиталистического
производства с его тягой к техническому
применению научного знания и рационализации
структуры права и легального государственного
устройства, которое в своей формальной
определенности, по Веберу, существует
лишь на Западе.