Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:59, курсовая работа
В этом реферате я не ставлю перед собой задачу полностью осветить все всевозможные типы конфликтов – их слишком много. И у меня нет возможности детально изучить каждый из них. Политические, межэтнические, юридические и экономические конфликты – слишком широкие понятия, которые достойны отдельного глубокого изучения, написания отдельных работ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА 4
Что такое социальный конфликт? 4
Субъекты и участники конфликта 4
Объект конфликта 6
Основные виды социальных конфликтов. 7
Конфликт потребностей 8
Конфликт интересов. 9
Ценностный конфликт. 11
Основные стадии развития конфликта 13
Предконфликтная стадия 13
Стадия развития конфликта 16
Стадия разрешения конфликта 17
Послеконфликтная стадия 19
Функции социального конфликта 21
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. 23
Внутриличностные конфликты 23
Межличностные конфликты 29
Конфликты между личностью группой. 34
Межгрупповые конфликты. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СНОСКИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 43
Обратной стороной агрессии является регрессия — негативный защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода вовне, направляется на разрушение самой личности.
Таким образом, как бесконтрольный выход энергии конфликта вовне, так и искусственное ее сдерживание негативно воздействуют на личность и окружающих. Наиболее эффективным способом решения внутриличностного конфликта является адекватная эмоциональная реакция личности — конгруэнтность.
Итак, внутриличностный
конфликт может иметь как положительные,
так и отрицательные
Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны — от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах.
Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).
Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.
Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.
Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.
Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.
Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет, их духовных, моральных и материальных потребностей' и интересов.
Третий — представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.
Межличностные
конфликты можно также
а) соперничество — стремление к доминированию;
б) спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
в) дискуссия — обсуждение спорного вопроса.
В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов межличностный, конфликт может иметь следующие варианты исхода:
Межличностный конфликт может иметь открытую и латентную формы проявления. Открытый конфликт содержит прямые, непосредственные действия субъектов друг против друга. В условиях латентной формы конфликт осуществляется не путём прямых столкновений и противоборства, а завуалированными методами, посредством создания препятствий для оппонента косвенным путём.
Решающее
влияние на выбор модели поведения
в межличностном конфликте
Если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем «ввязываться в драку», необходимо серьезно взвесить ее возможные «за» и «против» в предлагаемом конфликте и задать себе несколько вопросов:
Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.
Избежать
конфликта можно, также избегая непосредственных
контактов с конфликтными людьми или с
теми, кто Вас чем-то раздражает, и с теми,
кого раздражаете Вы. Существуют различные
типы так называемых трудных людей, общение
с которыми чревато возникновением конфликтов.
Одним
из методов предотвращения
Если межличностный конфликт
предотвратить не удалось, то
возникает проблема его
Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:
а) отделить реальные причины конфликта от инцидента
б) сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
в) действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;
г) создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;
д) говорить только за себя;
уметь слушать и слышать
ж) уважительно относиться к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;
з) создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.
Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие «переоценки ценностей», когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношении к конфликтной ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также конфликтная установка.
Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете: необходимо, чтобы обе стороны проявили желание разрешить конфликт. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы скованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.
Функционирование и развитие группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой образуется группа. В процессе формирования ценностно-нормативной системы в группе (достаточно сложном и противоречивом) происходит своего рода «естественный отбор людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых обязательно для всех членов группы.
Чем более сплоченной является группа, тем строже она контролирует исполнение групповых норм и требований, тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе в целом, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Но чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.
Групповые
нормы выполняют двойственную
роль в функционировании
Изменения групповых норм (какие бы причины ни лежали в их основании) — процесс для группы непростой и, как правило, связан с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их— отдельные члены группы, по тем или иным причинам, могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы. Если же нормы пытается изменить отдельный член группы (отдельная подгруппа), без одобрения его деятельности другими членами, то к нему будут применены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы.
Само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой — он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым член (члены) группы нарушает групповые нормы и требования: