- в самой
социальной действительности и,
прежде всего, в предметном
мире материальной и духовной
культуры;
- в языке,
различных знаковых системах, воплощающих
в себе духовный опыт человечества;
- в существующих
системах образования и воспитания;
- в таких
формах общественной жизнедеятельности,
как труд в области материального
производства, политическая, познавательная
и иная деятельность, нравственные,
эстетические и религиозные отношения,
проявляющиеся в свою очередь
в системе семейных и межнациональных отношений,
а также в отношениях представителей разных
поколений людей.
Во многие
из этих отношений человек включается
буквально с колыбели и действует
в их рамках всю свою дальнейшую
жизнь. Основной путь формирования личность
человека заключается в том, что на разных
ступенях своего развития он усваивает
развернутый перед ним мир человеческой
культуры, воплощенный в предметах производственной
и иной деятельности людей, в разнообразных
формах их социального общения. Это и называется
социализацией личности, то есть ее развитием
в процессе усвоения ею накопленного человечеством
социального опыта, воплощенного в различных
проявлениях культуры и цивилизации.
Социализация
- это процесс усвоения индивидом
образцов поведения, социальных норм и
ценностей, необходимых для
его успешного функционирования в данном
обществе. Социализация охватывает все
процессы приобщения к культуре, обучения
и воспитания, с помощью которых человек
приобретает социальную природу и способность
участвовать в социальной жизни. В процессе
социализации принимает участие все окружение
индивида: семья, соседи, сверстники в
детском заведении, школе, средства массовой
информации и т. д. Для успешной социализации,
по Д. Смелзеру, необходимо действие трех
фактов: ожидания, изменения поведения
и стремления соответствовать этим ожиданиям.
Процесс формирования личности, по его
мнению, происходит по трем различным
стадиям:
1) стадии подражания
и копирования детьми поведения
взрослых;
2) игровой
стадии, когда дети осознают поведение
как исполнение роли;
3) стадии групповых
игр, на которой дети учатся
понимать, что от них ждет целая
группа людей.
Одним из первых
выделил элементы социализации ребенка
3. Фрейд. По Фрейду, личность включает
три элемента:
1) «ид» - источник
энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию;
2) «эго» - осуществляющий
контроль личности, на основе
принципа реальности;
3) «суперэго»
- нравственный оценочный элемент.
Социализация
представляется Фрейдом процессом
«развертывания» врожденных свойств
человека, в результате которого происходят
становления этих трех составляющих элементов
личности. В этом процессе Фрейд выделяет
четыре стадии, каждая из которых связана
с определенными участками тела, так называемые
эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая
и фаза половой зрелости.
Французский
психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных
стадий в развитии личности, делает
акцент на развитии познавательных структур
индивида и их последующей перестройке
в зависимости от опыта и социального
взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной
последовательности: сенсорно-моторная
(от рождения до 2 лет), операциональная
(от 2 до 7), стадия конкретных операций
(с 7 до 11), стадия формальных операций (с
12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают,
что процесс социализации продолжается
в течение всей жизни человека, и утверждают,
что социализация взрослых отличается
от социализации детей несколькими моментами.
Социализация взрослых скорее изменяет
внешнее поведение, в то время, как социализация
детей формирует ценностные ориентации.
Социализация взрослых рассчитана на
то, чтобы помочь человеку приобрести
определенные навыки, социализация в детстве
в большей мере имеет дело с мотивацией
поведения. Психолог Р. Гарольд предложил
теорию, в которой социализация взрослых
рассматривается не как продолжение детской
социализации, а как процесс, в котором
изживаются психологические приметы детства:
отказ от детских мифов (таких, например,
как всемогущество авторитета или идея
о том, что наши требования должны быть
законом для окружающих).
В итоге у
личности развиваются соответствующие
способности, позволяющие ей не только
приспосабливаться к условиям внешней
среды ее жизни и деятельности,
но и активно утверждать себя в
этой среде, проявлять творчество и
изменять условия своей жизни в собственных интересах.
Заключение.
Проблема формирования
личности сложная, охватывающая огромное
поле исследований. Личность есть нечто
уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями
и, во-вторых, с неповторимыми условиями
микросреды в которой она взращивается.
У каждого родившегося ребенка есть мозг,
голосовой аппарат, но научиться мыслить
и разговаривать он может лишь в обществе.
Конечно же, непрерывное единство биологических
и социальных качеств показывает, что
человек существо биологическое и социальное.
Развиваясь вне человеческого общества,
существо, обладающее человеческим мозгом,
никогда не станет даже подобием личности.
Список используемой
литературы:
1) Лавриненко В.Н. Социология
. Изд. «ЮНИТИ». 1998.
2) Фролов С.С. Социология. Учебник: для
высших учебных заведений. 1994 .
3) Смирнов П.И. Социология личности: Учеб.
пособие. 2001.
4) Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.:
Евразия, 1999.
5)Радугин А.А., Радугин К.А. Социология:
курс лекций. 2-е издание, переработанное
и дополненное. Москва: 1997
6)Социология: Учебное пособие
/ Э.В. Тадевосян.- М.: Знание.- 1998.