Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

С Древнейших времен человек задумавался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ ГОТОВАЯ.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

- в самой  социальной действительности и,  прежде всего, в предметном  мире материальной и духовной  культуры;

- в языке,  различных знаковых системах, воплощающих  в себе духовный опыт человечества;

- в существующих  системах образования и воспитания;

- в таких  формах общественной жизнедеятельности,  как труд в области материального  производства, политическая, познавательная  и иная деятельность, нравственные, эстетические и религиозные отношения,  проявляющиеся в свою очередь  в системе семейных и межнациональных отношений, а также в отношениях представителей разных поколений людей.

Во многие из этих отношений человек включается буквально с колыбели и действует  в их рамках всю свою дальнейшую жизнь. Основной путь формирования личность человека заключается в том, что на разных ступенях своего развития он усваивает развернутый перед ним мир человеческой культуры, воплощенный в предметах производственной и иной деятельности людей, в разнообразных формах их социального общения. Это и называется социализацией личности, то есть ее развитием в процессе усвоения ею накопленного человечеством социального опыта, воплощенного в различных проявлениях культуры и цивилизации.

Социализация - это процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания  и копирования детьми поведения  взрослых;

2) игровой  стадии, когда дети осознают поведение  как исполнение роли;

3) стадии групповых  игр, на которой дети учатся  понимать, что от них ждет целая  группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка 3. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента:

1) «ид» - источник  энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию;

2) «эго» - осуществляющий  контроль личности, на основе  принципа реальности;

3) «суперэго» - нравственный оценочный элемент.

Социализация  представляется Фрейдом процессом  «развертывания» врожденных свойств  человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных  стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке  в зависимости от опыта и социального  взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

В итоге у  личности развиваются соответствующие  способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней  среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в  этой среде, проявлять творчество и  изменять условия своей жизни в собственных интересах.

                                        

                                             Заключение.

Проблема формирования личности  сложная, охватывающая огромное поле исследований. Личность есть нечто  уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Список используемой литературы:

1) Лавриненко В.Н. Социология . Изд. «ЮНИТИ». 1998.

2) Фролов С.С. Социология. Учебник: для высших учебных заведений. 1994 .

3) Смирнов П.И. Социология личности: Учеб. пособие.  2001.

4) Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.

5)Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва:  1997

6)Социология: Учебное пособие / Э.В. Тадевосян.- М.: Знание.- 1998.

 

 

 

 




Информация о работе Социология личности