Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:00, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее фаз и этапов
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.

Содержание

Введение. 3
Понятие «Социализация личности» 4
Фазы и этапы социализации личности 7
Детство 8
Подростковый возраст 10
Ранняя зрелость, или молодость 12
Средний возраст, или зрелость 17
Пожилой возраст, или старость 19
Смерть 22
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 48.39 Кб (Скачать файл)

Хотя интерес к развитию зрелых индивидов повышается, исследования, касающиеся фаз в развитии взрослых женщин, не так полны, как исследования развития мужчин. Но имеющиеся данные позволяют предполагать, что женщины  проходят точно те же этапы развития, что и мужчины (в исследовании Левинсона), и примерно в том же возрасте. Но хотя возрастное распределение  периодов и характер задач развития одинаковы, подходы к решению  задач и достигаемые результаты у женщин иные. В значительной степени  эти различия проистекают из повышенной сложности женских представлений  о собственном будущем и тех  трудностей, которые женщины испытывают в случаях, когда от этих представлений  приходится отказываться. В отличие от мужчин большинство женщин в своих мечтах о будущем не ставит во главу угла карьеру; женщинам более свойственно рассматривать работу и карьеру как средство защиты (страховки) на тот случай, если им не удастся выйти замуж, если их брак окажется неудачным или если им придется жить в период экономической нестабильности общества. В своих мечтах о будущем большинство женщин видит себя в центре бурлящей жизни, в окружении любимых и любящих людей, особенно мужей, детей и коллег. Для мужчин первоочередное место в жизни имеют независимость и дух конкуренции, а женщины рассматривают свою жизнь как средство “внедрения” в сложную сеть человеческих взаимосвязей и отношений.

Пожилой возраст, или старость

Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному. В доиндустриальных обществах продолжительность  жизни, как правило, невелика, и пожилой  возраст начинается раньше. К примеру, один очевидец сообщал, что люди племени  аравак из Гайаны (Южная Америка) редко живут больше 50 лет и у мужчин от 30 до 40 лет и женщин даже более молодого возраста “все тело, за исключением живота, начинает съеживаться, жировые отложения исчезают и кожа свисает уродливыми складками”. Литературные памятники также указывают на то, что в эпоху европейского Возрождения старыми считались мужчины в возрасте за 40 лет. В настоящее время во многих западных странах возникает новое деление на “молодых пожилых” и “старых пожилых”. “Молодые пожилые” - это люди, вышедшие на пенсию раньше принятого возраста, они бодры, полны энергии, получают удовольствие от освободившегося времени, имея возможность заниматься общественной деятельностью и самореализоваться в новой сфере.

Общества различаются  по тому, насколько уважительно они  относятся к старости. Во многих аграрных обществах, включая императорский  Китай, пожилые люди пользовались особым почетом и уважением. У жителей  Северной Бирмы долгая жизнь почиталась за привилегию, дарованную тем, кто  вел праведную жизнь в предыдущей инкарнации. Люди выказывали уважение к пожилым тем, что старались не наступать на их тень. Молодые женщины искусственно “старили” свою внешность, поскольку почет и привилегии были связаны с возрастом. По контрасту с этими культурными нормами в западных странах и в современной России самым привилегированным возрастом считается молодость. Мы ограничили число социальных ролей, доступных для пожилых, и выказываем им мало почтения. Действительно, чем старше становятся люди, особенно если они достигают преклонных лет, тем больше распространяются на них неблагожелательные стереотипы, укоренившиеся в российском обществе. Стариков считают существами надоедливыми, капризными, обидчивыми и болезненными.

Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего и самое главное - пожилых ждет выход на пенсию. По традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хозяина своей судьбы - основную точку опоры для взрослой личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается как практически бесцельная, поскольку основная и первоочередная задача пенсионера - решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. Дело усложняется еще тем, что у пожилых слишком мало мотивов для того, чтобы примириться со своей “бессмысленной ролью” - социальным статусом, лишенным всякой значимости в обществе. Даже если бы четкие нормы, определяющие поведение человека пожилого возраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобным нормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни и получение вознаграждений.

В последние годы негативный взгляд на жизнь пенсионеров подвергается критическому пересмотру. Похоже на то, что меняется само отношение к  работе и выходу на пенсию. Кроме  того, исследования показывают, что  на пенсии человек более всего  страдает от нехватки денег, а в том  случае, когда люди имеют гарантированный  и достаточный для удовлетворения их нужд доход, они не против выйти на пенсию пораньше. В общем, когда люди здоровы и имеют достаточный доход, пенсия не кажется им чем-то ужасным. Многие пожилые также сталкиваются с потерей еще одной роли - статуса замужнего или женатого человека. Социологические исследования показывают, что чем выше уровень образования и социально-экономический класс женщины, тем более дезорганизуются ее личность и жизнь после смерти мужа. Однако после того, как минует срок траура, у этих женщин появляется больше возможностей организовать свою жизнь по-новому. В целом негативные долгосрочные последствия вдовства вытекают скорее из социально-экономических лишений, чем из факта вдовства самого по себе.

Смерть

Осознание надвигающейся  смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной  сущности. Понятие “умирающий”  предполагает нечто большее, чем  просто протекание каких-то биохимических  процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором  социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения  со смертью. Стоит сравнить, к примеру, разницу в социальных значениях, приписываемых 20-летнему индивиду, которому, по определению врачей, осталось жить 5 лет, и сохранившему хорошее  состояние здоровья 80-летнему индивиду. Подобным образом больничный персонал вкладывает различное рвение в уход за пациентами исходя из их подразумеваемой неодинаковой социальной ценности. Исследования в одной больнице показали, что разные социальные критерии побуждали врачей и сестер страстно бороться за жизнь маленького ребенка и внутренне принять как должное смерть пожилой женщины. И наконец, хотя смерть есть биологическое явление, оно приобретает социальную реальность через посредство таких традиционных ритуалов, как прощание с покойным и похороны.

Изменения в медицинской  технологии и социальных условиях привели  к тому, что теперь смерть связана  с несколько иным опытом, чем раньше. Смерть в современном обществе часто  оказывается более длительным процессом, связанным с формальными бюрократическими процедурами. Всего несколько поколений  назад большинство людей умирало  дома, и семья брала ответственность за ритуал прощания с покойным и подготовку к похоронам на себя. В последнее время смерть стала окружаться запретами, которые по большей части призваны скрывать умирающих от “посторонних” глаз. В наши дни за смертельно больными людьми ухаживает персонал дома для престарелых или больницы. В морге готовят тело к похоронам и организуют церемонию похорон или кремации останков. В результате жителю развитых стран почти не приходится сталкиваться со смертью. Умирающие и мертвые изолированы от живых и отданы в руки специалистов, для которых контакт со смертью превратился в повседневное и безличное занятие.

Институциональный контроль за умирающими ограничил индивидуальную автономию. Личные потребности и желания зачастую подменяются организационными. На деле подход современных организаций к уходу за смертельно больными людьми оставляет желать лучшего. Опросы общественного мнения показывают, что люди предпочитают быстрый переход от жизни к смерти. Однако убеждение в том, что “чем быстрее человек отмучается, тем лучше для него”, противоречит изменившейся биомедицинской технологии, обеспечивающей пациентам “самый длинный путь” к смерти http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259. Многие люди очень боятся оказаться в состоянии между жизнью и смертью и влачить так называемое растительное существование исключительно за счет систем жизнеобеспечения.

За последнее десятилетие  движению за создание хосписов удалось  пробудить сочувствие в общественном сознании и убедить общество в  необходимости более гуманного  подхода к уходу за неизлечимо больными. Хоспис - это медицинское  учреждение, в котором реализуется  программа по уходу за умирающими, стремящееся облегчить неизлечимо больным людям последние дни  их жизни и сделать соприкосновение  с приближающейся смертью менее  эмоционально травмирующим как для  пациентов, так и для их близких. Сторонники хосписов говорят, что врачам и сестрам в обстановке больницы трудно принять неизбежность смерти. Больницы предназначены для лечения болезней и продления людям жизни, следовательно, неизлечимые заболевания и смерть должны быть для больниц чужеродными явлениями. По этой причине сторонники хосписов настаивают на том, что для контактов со смертью требуются иные институциональные структуры.

За последние годы Элизабет Кюблер-Росс внесла весомый вклад в движение за возвращение достойного и гуманного отношения к смерти. По ее утверждению, когда медицинский персонал и родные знают о том, что пациент умирает, и пытаются скрыть от него правду, они возводят барьер, препятствующий всем сторонам должным образом подготовиться к смерти. Более того, умирающий человек обычно живет надеждой и верит тому, в чем его убеждают врачи и семья. Кюблер-Росс считает, что возможность искреннего выражения чувств и должное уважение к этим чувствам принесут всем только пользу. Опросы показывают, что четверо из пяти человек предпочли бы узнать правду в случае неизлечимой болезни. Хотя люди встречают смерть по-разному - как и живут по-разному,- Кюблер-Росс полагает, что процесс примирения с неминуемой смертью обычно имеет пять стадий: отрицание человеком того факта, что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу; попытка выпросить у Бога или судьбы временную отсрочку от смерти; депрессия, или “предваряющая скорбь”; примирение с фактом смерти. Не каждый человек проходит через все эти стадии, некоторые индивиды по многу раз возвращаются к одним и тем же чувствам. На умирающего человека оказывают влияние и многие другие факторы, включая пол, этническую принадлежность, личность человека, сопутствующие смерти обстоятельства, характер самого заболевания. Смерть можно до конца понять только в контексте предыдущей жизни человека и текущих обстоятельств. В целом за последнее десятилетие общественное и профессиональное осознание важности переживаний умирающего человека резко возросло и дало толчок более гуманному отношению к смерти.

Заключение

Резюмируя рассмотрение понятий  и понимания процесса социализации исследователями, представляющими  психологию, социальную психологию и  социологию можно сделать вывод  о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность  всех социальных и психологических  процессов, посредством которых  индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему  функционировать в качестве полноправного  члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности» Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. - М., 1989. - С. 19.

Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется

 На основе этого  усвоения в ходе социализации  происходит формирование социальных  качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится  дееспособным участником социального  взаимодействия, полноправным и  активным членом общества.

Список литературы

1. Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С 117

2. Геннадий Овчинников //http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/44/t2.htm

3. Жизненный цикл в разных культурах//http://www.djerelo.com/ index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259

4. Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// http://www.ncstu.ru

5. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. - М.:Академя, 2002. - 416с.

6. Куликов Л.М. Основы  социологии и политологии. Учебное  пособие /Л.М.Куликов. - М.:Финансы и статистика,2000.

7. Социализация личности //http://www.ussr.to/All/sphaera/Psy/soc.htm

8. Харчева В. Основы социологии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ В.Харчева. - М.: Логос, 1999. - 302 с.

9. Яшина М.Н. Социализация  личности как процесс // http://tik.spbguki.ru /scientfic/yashina_book_02


Информация о работе Социология личности