Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:00, реферат
Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее фаз и этапов
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.
Введение. 3
Понятие «Социализация личности» 4
Фазы и этапы социализации личности 7
Детство 8
Подростковый возраст 10
Ранняя зрелость, или молодость 12
Средний возраст, или зрелость 17
Пожилой возраст, или старость 19
Смерть 22
Заключение 25
Список литературы 26
Хотя интерес к развитию
зрелых индивидов повышается, исследования,
касающиеся фаз в развитии взрослых
женщин, не так полны, как исследования
развития мужчин. Но имеющиеся данные
позволяют предполагать, что женщины
проходят точно те же этапы развития,
что и мужчины (в исследовании
Левинсона), и примерно в том же
возрасте. Но хотя возрастное распределение
периодов и характер задач развития
одинаковы, подходы к решению
задач и достигаемые результаты
у женщин иные. В значительной степени
эти различия проистекают из повышенной
сложности женских
Пожилой возраст, или старость
Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному. В доиндустриальных обществах продолжительность жизни, как правило, невелика, и пожилой возраст начинается раньше. К примеру, один очевидец сообщал, что люди племени аравак из Гайаны (Южная Америка) редко живут больше 50 лет и у мужчин от 30 до 40 лет и женщин даже более молодого возраста “все тело, за исключением живота, начинает съеживаться, жировые отложения исчезают и кожа свисает уродливыми складками”. Литературные памятники также указывают на то, что в эпоху европейского Возрождения старыми считались мужчины в возрасте за 40 лет. В настоящее время во многих западных странах возникает новое деление на “молодых пожилых” и “старых пожилых”. “Молодые пожилые” - это люди, вышедшие на пенсию раньше принятого возраста, они бодры, полны энергии, получают удовольствие от освободившегося времени, имея возможность заниматься общественной деятельностью и самореализоваться в новой сфере.
Общества различаются
по тому, насколько уважительно они
относятся к старости. Во многих
аграрных обществах, включая императорский
Китай, пожилые люди пользовались особым
почетом и уважением. У жителей
Северной Бирмы долгая жизнь почиталась
за привилегию, дарованную тем, кто
вел праведную жизнь в
Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего и самое главное - пожилых ждет выход на пенсию. По традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хозяина своей судьбы - основную точку опоры для взрослой личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается как практически бесцельная, поскольку основная и первоочередная задача пенсионера - решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. Дело усложняется еще тем, что у пожилых слишком мало мотивов для того, чтобы примириться со своей “бессмысленной ролью” - социальным статусом, лишенным всякой значимости в обществе. Даже если бы четкие нормы, определяющие поведение человека пожилого возраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобным нормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни и получение вознаграждений.
В последние годы негативный
взгляд на жизнь пенсионеров подвергается
критическому пересмотру. Похоже на то,
что меняется само отношение к
работе и выходу на пенсию. Кроме
того, исследования показывают, что
на пенсии человек более всего
страдает от нехватки денег, а в том
случае, когда люди имеют гарантированный
и достаточный для
Смерть
Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие “умирающий” предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью. Стоит сравнить, к примеру, разницу в социальных значениях, приписываемых 20-летнему индивиду, которому, по определению врачей, осталось жить 5 лет, и сохранившему хорошее состояние здоровья 80-летнему индивиду. Подобным образом больничный персонал вкладывает различное рвение в уход за пациентами исходя из их подразумеваемой неодинаковой социальной ценности. Исследования в одной больнице показали, что разные социальные критерии побуждали врачей и сестер страстно бороться за жизнь маленького ребенка и внутренне принять как должное смерть пожилой женщины. И наконец, хотя смерть есть биологическое явление, оно приобретает социальную реальность через посредство таких традиционных ритуалов, как прощание с покойным и похороны.
Изменения в медицинской
технологии и социальных условиях привели
к тому, что теперь смерть связана
с несколько иным опытом, чем раньше.
Смерть в современном обществе часто
оказывается более длительным процессом,
связанным с формальными
Институциональный контроль
за умирающими ограничил индивидуальную
автономию. Личные потребности и желания
зачастую подменяются организационными.
На деле подход современных организаций
к уходу за смертельно больными людьми
оставляет желать лучшего. Опросы общественного
мнения показывают, что люди предпочитают
быстрый переход от жизни к смерти. Однако
убеждение в том, что “чем быстрее человек
отмучается, тем лучше для него”, противоречит
изменившейся биомедицинской технологии,
обеспечивающей пациентам “самый длинный
путь” к смерти http://www.djerelo.com/index.
За последнее десятилетие
движению за создание хосписов удалось
пробудить сочувствие в общественном
сознании и убедить общество в
необходимости более гуманного
подхода к уходу за неизлечимо
больными. Хоспис - это медицинское
учреждение, в котором реализуется
программа по уходу за умирающими,
стремящееся облегчить
За последние годы Элизабет Кюблер-Росс внесла весомый вклад в движение за возвращение достойного и гуманного отношения к смерти. По ее утверждению, когда медицинский персонал и родные знают о том, что пациент умирает, и пытаются скрыть от него правду, они возводят барьер, препятствующий всем сторонам должным образом подготовиться к смерти. Более того, умирающий человек обычно живет надеждой и верит тому, в чем его убеждают врачи и семья. Кюблер-Росс считает, что возможность искреннего выражения чувств и должное уважение к этим чувствам принесут всем только пользу. Опросы показывают, что четверо из пяти человек предпочли бы узнать правду в случае неизлечимой болезни. Хотя люди встречают смерть по-разному - как и живут по-разному,- Кюблер-Росс полагает, что процесс примирения с неминуемой смертью обычно имеет пять стадий: отрицание человеком того факта, что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу; попытка выпросить у Бога или судьбы временную отсрочку от смерти; депрессия, или “предваряющая скорбь”; примирение с фактом смерти. Не каждый человек проходит через все эти стадии, некоторые индивиды по многу раз возвращаются к одним и тем же чувствам. На умирающего человека оказывают влияние и многие другие факторы, включая пол, этническую принадлежность, личность человека, сопутствующие смерти обстоятельства, характер самого заболевания. Смерть можно до конца понять только в контексте предыдущей жизни человека и текущих обстоятельств. В целом за последнее десятилетие общественное и профессиональное осознание важности переживаний умирающего человека резко возросло и дало толчок более гуманному отношению к смерти.
Заключение
Резюмируя рассмотрение понятий
и понимания процесса социализации
исследователями, представляющими
психологию, социальную психологию и
социологию можно сделать вывод
о том, что социализацию личности
можно рассматривать как «
Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется
На основе этого
усвоения в ходе социализации
происходит формирование
Список литературы
1. Бороноева А.О. Основы социологии
и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева,
М.А.Василика.-М.:Гардарики,
2. Геннадий Овчинников //http://www.ug.ru/ug_pril/gv/
3. Жизненный цикл в разных культурах//http://www.djerelo.
4. Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// http://www.ncstu.ru
5. Кравченко А.И. Социология.
Учебное пособие/ А.И.
6. Куликов Л.М. Основы
социологии и политологии.
7. Социализация личности
//http://www.ussr.to/All/
8. Харчева В. Основы социологии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ В.Харчева. - М.: Логос, 1999. - 302 с.
9. Яшина М.Н. Социализация личности как процесс // http://tik.spbguki.ru /scientfic/yashina_book_02