План:
Введение.
1. Понятие «молодежь».
2. Особенности культурных потребностей
молодежи.
3. Особенности молодежи в современном
российском обществе.
Заключение.
Введение:
Одной из самых существенных групп общества,
в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся
социальная жизнь, и без существования
которой любой народ обречен, является
молодежь.
О развитии отечественной социологии
молодежи следует говорить с 60-х годов,
когда группа молодых ученых вслед за
поколением «шестидесятников», открывшим
новый этап в развитии социологии под
эгидой социологической группы при ЦК
ВЛКСМ, начала исследования жизненных
планов молодежи. Прошедшее время не только
оставило свой след на этой сфере социологии,
но и дает возможность утверждать, что
в нашей социологической науке сложилось
и получило международное признание специальное
направление - социология молодежи. Многообразие
вопросов социальной действительности,
которое изучает эта специальная социологическая
теория, позволяет рассмотреть ведущие
и в какой-то степени дискуссионные направления
в исследованиях молодежи, ограничиваясь
новейшими тенденциями в этой сфере.
- Понятие « молодежь»
Прежде речь идет о социологическом определении понятия
«молодежь». Здесь ведущим методологическим
принципом являются поколенческие отношения.
Анализ различных слоев населения позволяет
рассматривать общественное развитие
как последовательную смену отдельных
поколений. Вместе с тем, имеется социологически
выверенный четкий критерий выделения
поколений в процессе общественного развития.
Это - экономическая, политико-идеологическая
и общественно-психологическая обстановка,
которая определяет как особенности, так
и взаимосвязи различных поколений. Объективная
связь между поколениями устанавливается
с учетом предыдущего опыта и знаний, на
основе преумножения ценностей и норм
материальной и духовной жизни. Это, в
свою очередь, определяет избирательность
и дифференцированность в смене и преемственности
поколений. Каждое последующее поколение
усваивает только те черты и нормы предыдущего,
которые соответствуют изменившимся условиям,
и отвергает или трансформирует характеристики,
неприемлемые для нового уровня общественно-экономического
развития. Преемственность, как правило,
охватывает различные стороны общественной
жизни и имеет особые социальные механизмы.
Учет этих обстоятельств позволяет сделать
вывод о том, что наряду с сохранением
характеристик общего порядка проблема
преемственности приобретает в современных
условиях ряд специфических черт. Во-первых,
этот процесс осуществляется более планомерно
и поступательно. Во-вторых, главенствующая
роль принадлежит мировоззренческим факторам
как ведущим в деле определения связи
поколений. В-третьих, сама преемственность
осуществляется в условиях стирания социально-классовых
различий между людьми.
Таким образом, определение понятия «молодежь»
взаимосвязано с характеристикой поколенческих
отношений в обществе, с его социальной
структурой, включающей слои, массы и социальные группы.
В этом определении выстраивается четкая
структура, начальным звеном которой является
«поколение», затем «класс» (или «страта»)
и, наконец, молодая часть класса - молодежь.
Это не отрицает социальных особенностей
молодежи, определяющихся возрастными,
социально-психологическими, физиологическими
признаками, специфическими интересами,
потребностями и ценностными ориентациями.
В соответствии с этим, определенное значение
для социологического изучения молодежи
имеет вопрос о ее возрастных границах.
В настоящее время в определении этих
границ существует три основных подхода:
Первый, так называемый демографический
подход, рассматривает молодежь как особую
часть населения, т. е. как людей, родившихся
в определенном году и в определенное
время включившихся в трудовую жизнь.
Хронологические границы в этом случае
от 18 до 30 лет.
Второй подход - статистический, где за
основу определения возрастных границ
берутся временные показатели средней
продолжительности жизни и отрезок времени
от рождения родителей до рождения их
детей. В соответствии с этим возраст молодежи
определяется периодом от 14 до 30 лет.
Третий подход - социологический, когда
возрастные рамки определяются сущностью
объекта исследования, т. е. конкретного
отряда молодых людей, характеризующегося
определенными профессиональными, образовательными,
социально-психологическими признаками.
Большинство исследователей ограничивает
эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя
в отдельных случаях допускается граница
до 33 и даже до 40 лет. Придерживаясь в целом
социологического подхода к определению
понятия «молодежь», нельзя не отметить,
что эта социальная группа отражает сложную
дифференциацию социальной жизни современного
общества. Видимо поэтому различные исследования
характеризуют внутреннюю структуру молодежи
с разных точек зрения. Обычно в социологии
делят молодежь на следующие возрастные
группы:
а) учащиеся неполных и полных средних
школ;
б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;
в) в возрасте от 20до 24 лет;
г) от 25 до 30 лет.
Еще более полно раскрывает это понятие
представление о молодежи как о социально-демографической
группе общества, где в равной степени
учитываются как возрастные психологические
особенности, так и внутренняя социально-классовая
дифференциация, специфичная для условий современной
жизни.
Итак, молодежь - это такая часть населения
(в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана
с современным образом жизни, участвует,
по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности
и труда и является носителем и потребителем
всех современных форм культуры.
2. Особенности культурных потребностей.
Важной особенностью культурных потребностей
является их дуалистичность. Это проявляется
в том, что, с одной стороны, культурная
потребность удовлетворяет личностные
интересы приобщения к художественным
ценностям, познания или создания тех
или иных образцов культуры. Другая
сторона культурной потребности - ее предметно-деятельная
сущность. Потребность в художественном
творчестве может быть удовлетворена,
если она нашла формы оценочного воплощения
и была воспринята не только отдельной
личностью (мастером, актером, участником
самодеятельности), но и массовым потребителем
художественных ценностей (читатель, зритель,
аудитория). Учет этих особенностей позволяет
дифференцировать потребности художественного
творчества с точки зрения их практической
реализации. А это, в свою очередь, дает
возможность целенаправленно формировать
потребности в художественном творчестве,
принимая во внимание их обратную связь,
проявляющуюся в каждой конкретной культурно-исторической
ситуации по-разному. Значительное место
в системе субкультуры молодежи принадлежит
познавательным потребностям. Круг их
проявления довольно широк. Условно можно
выделить три сферы их проявления: система
получения знания, чтение, средства массовой
информации и искусства.
Что касается первой сферы удовлетворения
познавательной потребности молодежи,
то она, в основном, реализуется за счет
различных форм государственного образования,
а, кроме того, за счет повышения квалификации,
самообразования в экстерных учреждениях,
а также в многочисленных образовательных
структурах частного характера или работающих
на принципах контракта. Определенное
место здесь занимают краткосрочные формы
обучения (курсы, семинары, различные школы,
работающие за рубежом).
Реализация потребности в чтении, прежде
всего, связана со сложной дифференциацией
читательского интереса молодых людей.
Лишь часть этих потребностей удовлетворяется
в нужном объеме в системе образования,
что определяется учебной программой
учреждений просвещения и курсов повышения
квалификации.
Что касается потребности в средствах
массовой информации и искусства, то ее
удовлетворение чрезвычайно усложнено
главным образом за счет «плюрализма»,
царящего в СМИ и в сфере художественной
жизни, за счет отсутствия должных нравственных
норм, засилья низкопробной рекламы и
произведений сомнительной художественной
ценности.
Изучение культурных потребностей молодежи
предполагает также обязательное раскрытие
содержания нравственных потребностей.
Это наиболее сложная категория, которая
с трудом поддается эмпирической фиксации,
а проявляется в идеологических взглядах
и мировоззренческой культуре личности.
Нравственность - сторона духовного мира
личности, культура - другая его сторона,
причем неразрывно связанная с первой.
Поэтому без раскрытия нравственной направленности,
идеалов и принципов личности невозможно
охарактеризовать ее культуру. Подлинная
нравственность личности детерминируется
развитостью общественных отношений,
уровнем демократизации и культуры. Тем
не менее носителем нравственности, как
и культуры, является конкретный индивид,
и именно он, конкретный человек, представляет
собой уникальный сплав различных сторон
духовного мира. Вот почему для понимания
культурного развития личности необходимо
рассматривать ее нравственные потребности.
Система культурных потребностей молодежи
довольно многообразна и соответствует,
в основном, многофункциональному содержанию
духовной культуры. Однако сами по себе
эти потребности еще не определяют духовного
облика молодежи и ее субкультуры. Вся
суть в том, в какой мере они проявляются,
как они отражают интересы и ценности
личности. В реализации культурных потребностей
проявляется сущностная сторона всего
процесса культурного развития. Определяя
конкретные подходы к социологическому
изучению молодежной субкультуры, надо
иметь в виду, что культурное потребление
и создание культурных благ неразрывно
связаны с активностью субъекта. Элементы
культурной инфраструктуры - образовательные
и культурные учреждения, средства массовой
информации, система пропаганды - могут
реализовать свои возможности культурного
воздействия не иначе, как через активное
участие молодежи в их работе. В свою очередь,
степень активности населения определяет
действенность того или иного элемента
культурной инфраструктуры. Фактическое
проявление культурной активности молодежи
в разных областях социально-культурной
деятельности неодинаково. Наиболее охотно
молодежь участвует в зрелищных мероприятиях,
посещая более половины массовых представлений.
На состояние молодежной субкультуры
влияет наметившееся рассогласование
между активностью читательских и зрительских
интересов, с одной стороны, и их уровнем
и возможностями удовлетворения, с другой.
В сфере кино и в еще большей степени в
сфере чтения молодежь сегодня сталкивается
с особыми трудностями, так как эти социальные
институты не готовы в достаточной мере
удовлетворить потребности молодежной
аудитории. В то же время, культурный уровень
части молодежи затрудняет восприятие
того, что предлагают эти институты. Это,
в свою очередь, влияет на культурное развитие,
делает личность молодого человека неустойчивой
в культурном отношении.
Отмечая в целом позитивное содержание
этих процессов как условие формирования
молодежной субкультуры, нельзя не замечать
тех сложностей, которые возникают при
практической реализации этих вновь складывающихся
направлений. Прежде всего, происходит
постепенная индивидуализация культурной
деятельности. Нельзя сказать, что это
плохо само по себе, ведь подлинное творчество,
как и потребности, строго говоря, всегда
индивидуальны, плохо то, что новые виды
занятий все более носят келейный характер.
Появляются малые молодежные группы, закрытые
для массового участника, для любого желающего.
Стремление экономить на культуре усугубляет
этот процесс, делает его элитарным. Это
часто порождает факты жестокости, вандализма
по отношению к ценностям духовной и материальной
культуры, формирует бездуховность у определенной
части молодежи.
Таким образом, методологическая модель
социологического изучения молодежной
субкультуры базируется на изучении двух
взаимосвязанных аспектов, охватывая
систему культурных потребностей, с одной
стороны, и интересы и ценности молодежной
культуры с другой. Понятие «культурные
потребности» направлено, главным образом,
на раскрытие процессов создания, освоения
и потребления ценностей культуры. В структуре
культурных потребностей молодежи происходят
перманентные изменения. Прежде всего,
они становятся более динамичными, активно
и последовательно реагируют на интеллектуализацию
общественных отношений, на изменения
в быте и обще культурном уровне жизни.
Объективно отличительной чертой культурных
потребностей молодежи является ориентация
на творческие виды деятельности в процессе
труда и досуга, приоритет познавательного
интереса, высоких нравственных качеств
личности. Однако реально это не исключает
негативных тенденций, противоречащих
задачам культурного развития молодежи
и содержанию ее субкультуры. Культурные
потребности молодежи следует рассматривать
в диалектической взаимосвязи двух форм
их проявления, выражающихся в производстве
культуры и потреблении созданных культурных
ценностей.
3. Особенности молодежи современного
российского общества
Исследование молодежной субкультуры
делает необходимым изучение всей совокупности
условий, определяющих культурное развитие
молодежи в контексте социально-экономических
изменений современного российского общества. Под влиянием новых социально-экономических
процессов происходят значительные изменения
в культурном облике современной молодежи.
Характерные черты этого облика реализуются
в социокультурной деятельности складывающейся
молодежной субкультуры. Происходящие
при этом изменения фиксируются за счет
проявления нового отношения к социальным
и культурным реалиям. Из всех факторов,
определяющих новации в молодежной субкультуре,
эти явления наиболее динамичны и противоречивы.
Их конкретное содержание зависит от многих
обстоятельств. Здесь влияние оказывает
и расположение конкретного региона, и
культурно-бытовые традиции, и национальные
особенности, и степень развития новых
форм хозяйствования, и внимание к социальным
вопросам со стороны властных структур
и хозяйственного руководства. Еще одной
новой тенденцией, веянием времени в молодой
среде стала проблема занятости молодежи.
Однако независимо от того, как сегодня
решаются вопросы молодежной политики,
сама молодежь продолжает оставаться
наиболее сложной социальной группой
в России. В результате проводимых реформ
наше общество из социально стабильного
стало такой системой, в которой большинство
превращается в социальных аутсайдеров,
теряет жизненную перспективу и возможность
достижения приемлемого образа жизни.
Занятость представляет собой сложное,
многоуровневое и многоаспектное явление.
Ведущими, занимающими приоритетное место
в общественной практике, являются его
социальная и экономическая составляющие.
В различных экономических школах занятости
уделяется достаточно внимания, поскольку
решение этой проблемы затрагивает интересы
многих людей, их труда, благосостояния
и качества жизни. Будучи функциональной
характеристикой населения, занятость
определяет степень его включения в процесс
труда и, как следствие, распределение
трудоспособных граждан по конкретным
родам, видам и формам деятельности. В
этом выражаются экономические аспекты
занятости. Социологию же интересуют,
прежде всего, закономерности, функционирование
и развитие занятости как социального
взаимодействия между человеком, желающим
быть занятым и получать доход за свое
участие в производительном труде, и обществом,
обеспечивающим желание гражданина быть
занятым за счет предоставления ему рабочего
места. В современных условиях особые
проблемы с занятостью возникают в молодежной
среде, поскольку здесь сложились две
достаточно устойчивые основные тенденции,
характеризующие состояние молодежи в
процессе становления и развития рыночных
отношений. Во-первых, часть молодежи,
выдержав первые «удары» демократизации
экономики, приспособилась к рыночным
условиям. В их число можно включить молодое
поколение менеджеров, банковских служащих,
управленцев среднего звена. Эта же категория
работников оказалась и наиболее уязвимой
в условиях обвала рубля в августе 1998 года.
В результате сегодня она пополнила обновленные
ряды незанятого населения. Вторая тенденция
связана с появлением на рынке труда новых
отрядов молодежи, которые пополняются
за счет молодых людей, закончивших средние
специальные и высшие учебные заведения,
выпускающие специалистов, не обеспеченных
рабочими местами.
При наличии этих двух тенденций на современном
рынке труда четко определяются социально
обусловленные молодежные группы.
Значительная часть молодых людей попадает
в ту категорию, которая имеет низкий уровень
образования, не соответствующий современным
требованиям, низкую общую культуру. Такая
молодежь не вписывается в новые условия.
По разным подсчетам она составляет до
80-90 % неработающей молодежи. Другая
ее часть относится к группе, которая после
некоторого периода трудовой деятельности
прерывает ее из-за низкой квалификации,
отсутствия необходимых знаний или вследствие
отмирания профессии. Наибольшую озабоченность
вызывают те группы молодых людей, которые
обречены на «перспективную» безработицу.
Это особенно касается той части молодежи,
которая выбрала интеллектуальные профессии.
Какие условия способствуют формированию
таких тенденций, что выдвигает молодежь
в число так называемых «перспективных»
безработных? Главным образом - это катаклизмы
в системе образования. Свертывание государственного
финансирования, отсутствие госзаказа
на специалистов, деструктуризация образовательного
процесса приводят к тому, что большая
часть выпускников вузов обречена на невостребованность
на рынке труда или, как минимум, на работу
не по специальности. В результате оказывается,
что масса молодых специалистов имеет
ограниченное право на трудовую деятельность.
Немалую роль в этом деле играет состояние
рынка интеллектуального труда, которое
складывается в результате определенной
политики занятости в отношении специалистов
с высшим образованием. В настоящее время
чуть ли не решающим фактором из-за пресловутой
политики вариативности образования,
которая на деле привела к утрате передовых
позиций нашей высшей школы, стало понятие
«престиж вуза». На практике это означает,
что значительная часть выпускников бакалавриата,
второго высшего образования по престижным
профессиям (экономист, юрист, менеджер,
маркетолог) становятся невостребованными.
Так называемый «престиж вуза» напрямую
влияет на престиж получаемой профессии
и, как следствие, на возможности трудоустройства.
В свою очередь эта ситуация оказывает
особое влияние на настроения молодых
людей, затрагивает их ориентацию на получение
образования. Среди новых функций образования
как социального института появляется
не наблюдавшееся ранее направление, которое
известно как рекреация. Значительная
часть поступающей в вузы молодежи рассматривает
образование в качестве условия, позволяющего
спрятаться от многих тягот жизни, с которыми
встречается молодой человек. Это, прежде
всего более быстрое и устойчивое завоевание
статусной позиции в обществе, а также
легальная возможность иметь свободное
время для каких-либо занятий и, не в последнюю
очередь, освобождение от службы в армии.
Молодые люди находятся под двойным гнетом.
С одной стороны на их выбор влияют условия
жизни и учебы, а с другой - отсутствие
социальных гарантий, делающих эти условия
приемлемыми. Если учесть, что в психологическом
плане молодежь остается наиболее неустойчивой
и легко поддающейся влиянию группой,
то последствия такого отношения к незанятости
молодежи легко предсказать.
Решение проблем социологии молодежи
во многом зависит от целенаправленной
и взвешенной молодежной политики, которая
должна осуществляться в жесткой взаимосвязи
с учетом современных изменение в развитии
российского государства. Таким образом,
молодежная проблематика требует особого
внимания, а социология молодежи как специальная
социологическая теория дальнейшего обогащения
данными эмпирических исследований.
Заключение:
Только из глубокой убеждённости всех
и каждого в том, что общество нуждается
в коренном обновлении, вырастает энергия
массового созидания, без которой немыслим
крутой перелом во всех сферах общественной
жизни. Процесс обновления также предполагает
небывалое повышение удельного веса творческого
потенциала, которым так богата юность.
У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные
отношения с будущим общества, поэтому
необходимо взять курс на повышение ответственности
и самостоятельности, расширения прав
молодёжи. И, наконец, залог успешного
разрешения проблем - в нерасторжимом
единстве слова и дела.
Список используемой литературы:
1. Кравченко А.И Введение в
социологию. Учебное пособие. - М., «На
Воробьевых», 1994.
2. Жуков В. И. Российское образование: проблемы
и перспективы развития. М., 1998.
3. Кравченко А. И. Социология: Учебное
пособие для студентов высших
учебных заведений. - Екатеринбург:
Деловая книга, 1998.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ
И ПСИХОЛОГИИ
Юридический факультет
Кафедра общественных наук
Контрольная работа по дисциплине «Социология»
Тема: «Социология молодежи»
Выполнила: Пугачёва Дарья Александровна,
студентка гр. 219-ун
Зачетная книжка № 09-174
Проверил: доцент кафедры Дёмина Нина Александровна |
Красноярск 2009.