Социология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:04, контрольная работа

Краткое описание

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. ХХ век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученного образования.

Содержание

Введение
1. Образование как социальный институт
2. Социальные функции образования
3.Негативные процессы и проблемы образования в
современном российском обществе, пути их преодоления
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра социальных наук, педагогики и права 
 
 

Контрольная работа по социологии 

Тема  № 16 Социология образования 
 

Выполнила студентка Соколова Е.В. 

учебной группы 10-ВАЭ шифр 080502.65 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа                                    Контрольную работу проверил                                                     

сдана 22.12.2010г.                                       __________________________

                                                                       (дата и подпись преподавателя)

на доработку______________ 

Допустить к  защите________

_________________________ 
 

Контрольная работа зачтена

_________________________

(дата и подпись  преподавателя) 
 
 

                                                   Калининград  2010г.

                                            Содержание 

Введение

1. Образование  как социальный институт

2. Социальные функции образования

3.Негативные процессы и проблемы образования в

современном российском обществе, пути их преодоления

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Социология  образования - раздел социологической  науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).

    Основы  социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.

    Нормальное  функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.

    Институт  образования относительно самостоятелен  и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. ХХ век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученного образования. 

    1 ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 

    Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

    Каждый  социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

    Признаками  института образования являются:

    1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

    2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

    3. утилитарные культурные черты  - классы, библиотеки, стадионы

    4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

    5. идеология - академическая свобода,  прогрессивное образование, равенство при обучении

    Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

    Более  подробно образование можно охарактеризовать            как относительно самостоятельную систему, "функцией       которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами и поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

    B социологии принято различать  формальное и неформальное образование.  Термин формальное образование  подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.

    Под термином неформального образования  понимается несистематизированное  обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в  процессе общения c окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

    Наиболее  существенными особенностями современной  системы образования являются:

    1.Превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее

образование);

    2.Решающее воздействие на личность (по существу образование

является основным фактором ее социализации);

    3.Предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.

    Модель  социальной структуры образования  можно представить как состоящую  из трех основных компонентов:

    • учащихся:
    • преподавателей;
    • организаторов и руководителей образования.

    B современном обществе образование  является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.  

    2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 

      Образование является единственной  специализированной подсистемой  общества, целевая функция которой  совпадает с целью общества. Если  различные сферы и отрасли  хозяйства производят определенную  материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования “производит” самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

    Функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением “перевернутой пирамиды”. Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы.

    Формирование  образовательных  общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.

    Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

    По  мере того, как в обществе все  большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

    Социальная  селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

    Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к  которым обусловлена  образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

    Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье. 
 
 

    3  НЕГАТИВНЫЕ ПРОЧЕССЫ  И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ, ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ  

    Разумеется, социология образования не может обойти своим вниманием и технологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты, управленцы, политики ХХI века сейчас находятся в школьных классах и студенческих аудиториях. Естественны вопросы: а тому ли их учат, будут ли востребованы получаемые знания, будет ли достаточным уровень их образования?

    Если  новая научная информация устаревает на глазах, то этого не скажешь о  фундаментальных теоретических  знаниях - фундаментальные науки  в значительной мере обеспечивают стыки  научного знания, а это сегодня самые быстрорастущие точки современной науки - физическая химия, экономическая кибернетика, математическое моделирование, экономическая социология и т. п. Поэтому единственная возможность для системы образования не ошибиться, работать на перспективу - т. е. всемерная фундаментализация образования.

    Другая  парадигма современного образования - научить студента работать с новой  информацией, постоянно обновлять  свои знания. Ведь работа любого современного специалиста - это непрерывный поиск  знаний, умение применять их в своей повседневной деятельности.

    Еще одна социологическая проблема отечественного образования - низкая востребованность знаний, профессиональной квалификации. Можно несколькими штрихами так  нарисовать портрет российского  студенчества: "Обо всем слышали, кое-что знают, но ничего не умеют". Многие студенты учатся не ради знаний, профессиональных умений, а ради документа, диплома. И прежде всего потому, что в некоторых отраслях народного хозяйства не нужен высокий уровень профессиональной подготовки.

Информация о работе Социология образования