Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:34, доклад
В законодательных документах РФ государственная семейная политика определена как составная часть социальной политики Российской Федерации. Она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Семейная политика позволяет семьям преодолевать трудности в их жизни, улучшая ее положение в обществе, причем помощь заключается не только в материальном плане, но и в предоставлении социальных услуг по оказанию, к примеру, психологической помощи.
В законодательных документах РФ государственная семейная политика определена как составная часть социальной политики Российской Федерации. Она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Семейная политика позволяет семьям преодолевать трудности в их жизни, улучшая ее положение в обществе, причем помощь заключается не только в материальном плане, но и в предоставлении социальных услуг по оказанию, к примеру, психологической помощи. Семейная политика чрезвычайно важна в современном мире, т.к. в данный момент семья испытывает некоторый кризис, который, возможно, не сможет преодолеть самостоятельно.
В Концепции государственной
Проблемы семьи сегодня - одни из первоочередных по значимости, так как, во-первых, семья - важнейший социальный институт как для отдельного человека, так и для всего общества; а во-вторых, учитывая глубокий кризис, который в настоящее время коснулся семьи, ей необходима помощь.
Ведь этот кризис семьи, который так неожиданно обрушился на Россию, образовался по причине расшатывания "семейных устоев", и повлек за собой разрушение семейных ценностей, что опасно и губительно для современного общества. Кризис состояния социального института семьи требует усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению и развитию.
Все многообразие проблем, которые в настоящее время испытывает Россия, Е. И. Холостова разделила на несколько групп: проблемы социально - экономические, социально - бытовые, социально - психологические, проблемы стабильности современной семьи, проблемы семейного воспитания, проблема демографической ситуации (началась естественная убыль населения) и, наконец, проблемы семей группы риска. Все они в совокупности рушат саму систему семьи, проникая в ее отдельные структуры, и в целом тормозят развитие общества, что влечет за собой кризис.
Кроме этих проблем также можно выделить такие проблемы как, проблема ухудшающегося состояние здоровья, демографической ситуации и ухудшение психологического климата в обществе. Последняя напрямую связана с ростом насилия, преступности, распространением алкоголизма и наркомании, проституции и порнографии. К примеру, в сети интернет имеется доступ всех и ко всему, и дети никак не убережены от внешней психологической угрозы, они остаются один на один с «нефильтрованным» потоком информации, который может серьезно нарушить детскую психику.… Это касается и телевидения, которое на сегодняшний день только и говорит, что об убийствах и насилии.… И семья, являясь частью общества, перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. И как следствие число неблагополучных семей увеличивается.
Специфика семейной политики определяется наличием мер, дополняющих другие области социальной политики специальными мерами, адресованными непосредственно семье, как социальному институту. Эффективная семейная политика - важнейшая политическая стратегия современной России. Реализация современной семейной политики в России зависит от многих факторов: степени развитости законодательной базы, социально-экономического потенциала регионов и муниципалитетов, уровня социальной активности и политической культуры институтов гражданского общества, работающих с семьей. Все это подразумевает активизацию совместных усилий власти и институтов гражданского общества в ее осуществлении. Участие институтов гражданского общества в реализации семейной политики позволяет эффективно использовать потенциал самой семьи, дополнять широкий перечень мер поддержки семьи, предлагаемых государством. Кроме того, семейная политика неправительственных некоммерческих организаций ориентирована на формирование личности, такого семейного образа жизни, которые будут способствовать реализации активной жизненной стратегии в условиях технологий и темпов социального развития ХХI века.
Президентская программа семейной политики. В 1996 году президентом России была утверждена программа социального развития "Россия: Человек, Семья, Общество, Государство".
Материнство и отцовство, права женщин. Помочь семье - значит обеспечить условия для того, чтобы рождение и воспитание детей, материнство и отцовство получили всемерную поддержку государства, уважение и признание в обществе, а также гармонично сочетались с возможностями профессиональной реализации обоих родителей, с защитой женщин и детей от дискриминации и насилия.
Новая концепция демократии, ориентированная на международные нормы охраны прав человека, подразумевает ликвидацию всех форм дискриминации женщин. Указ Президента РФ от 4 марта 1993 г. № 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" - это намерение обеспечить фактическое, а не декларативное равноправие между полами.
Материнская и младенческая смертность, количество абортов и состояние здоровья женщин - серьезный показатель состояния общества. Ханжеская традиция нашей жизни позволяла упоенно обсуждать создание танков и космических кораблей, но никогда не говорить вслух о том, в каких условиях появляется на свет российский гражданин. Общество равнодушно к беременной женщине и обустроено так, что она ощущает себя социально неудобной и психологически подавленной.
Одна из самых
серьезных проблем здоровья
Утвержденным недавно Указом Президента России "Об Основных направлениях государственной семейной политики" предусмотрена помощь семье в воспитании детей путем:
- государственной финансовой
поддержки издания массовым
- распространения специальной
литературы для семьи среди
молодежи, молодых родителей,
- запрета на изготовление,
распространение и
- государственной координации
и финансовой поддержки
- формирования и укрепления
комиссий по защите прав
Помощь родителям. Дальнейшее развитие должна получить система пособий гражданам, имеющим детей.
Основные направления государственной семейной политики утвержденные недавно Указом Президента России, содержат следующие меры:
- распространение на
отца прав на льготы в связи
с воспитанием детей,
- усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случаях безработицы, приема на работу женщин и несовершеннолетних, прекращения трудового договора (контракта), за обеспечением гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;
- введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего дня, по гибкому графику или на дому.
Государственные гарантии в области социальных выплат, складывающиеся на федеральном уровне, должны подкрепляться и на региональном уровне.
Система денежной и
Последствия отсутствия единой государственной семейной политики: – Низкая эффективность принимаемых мер поддержки. – Социальное неравенство семей с детьми в зависимости от их места жительства. – Бедность семей с детьми (феномен работающих бедных). – Дефицит мест в детских садах. – Неразвитость инфраструктуры оказания социальных услуг семьям с детьми. – Кризис института семьи и семейных ценностей, рост семейного неблагополучия. – Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде. – Отсталость семейного законодательства, тормозящего развитие института семьи.
Государственная семейная политика должна быть переориентирована с семейного неблагополучия на стимулирование семейного благополучия. Задача государства, ориентированного на семейное благополучие, – создать условия для выполнения семьей ее социальных функций, связанных с заботой и воспитанием детей, заботой о нетрудоспособных родителях. При таком подходе семья и государство становятся партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие, как отдельной семьи, так и государства в целом. Благополучные семьи становятся заинтересованными в сохранении экономической, политической, социальной, демографической устойчивости государства не менее, чем государство в благополучии и социальной и экономической устойчивости российских семей.
Механизмы реализации семейной политики Реализация семейной политики в Санкт-Петербурге обеспечивается следующими механизмами: организационными - повышение уровня координации деятельности государственных и негосударственных структур, оказывающих социальные услуги семье; поддержка негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги семье, в том числе с использованием механизма государственного заказа, а также с учетом внедрения механизмов нормативно-целевой схемы планирования бюджетных расходов;
правовыми - разработка и реализация нормативных правовых актов, направленных на поддержку и развитие семьи, осуществление экспертизы нормативных правовых документов с точки зрения их влияния на жизнедеятельность семьи; проведение мероприятий по повышению правовой культуры населения и, в частности, семей с детьми; разработка стандартов, норм и нормативов социального обслуживания семьи и детей; финансовыми - выделение финансовых ресурсов на реализацию семейной политики за счет средств Санкт-Петербурга и осуществление контроля за их целевым использованием; привлечение внебюджетных средств; материально-техническими - развитие инфраструктуры учреждений, реализующих семейную политику, укрепление их материально-технической базы, создание новых учреждений, реализующих различные направления семейной политики;
социально-экономическими - создание материальной базы и формирование условий для решения приоритетных задач жизнеобеспечения семьи; привлечение бизнеса к решению задач семейной политики;
информационно-
научными - привлечение научного потенциала Санкт-Петербурга для разработки и обоснования положений семейной политики, приоритетных направлений ее реализации; организация мониторинга положения семьи в Санкт-Петербурге, создание информационно-аналитической базы по вопросам семейной политики; разработка системы индикаторов, позволяющих оценивать жизнедеятельность семьи; разработка и внедрение государственных стандартов и нормативов жизнеобеспечения семьи.