Социология семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Что такое семья? И что такое брак? Связаны ли эти понятия друг с другом? Бывает ли семья без заключения брака или всегда ли создается семья даже, если есть свидетельство о заключении брака. У каждого взрослого гражданина, несомненно, есть свое мнение в отношении этого вопроса: кто-то считает, что настоящая семья обязательно должна зарегистрировать свои отношения; а кто-то полагает, что в таком быстром течение жизни это просто пустая трата времени.

Содержание

Введение
1.Семья и брак.
2. Перспективы развития семьи и брака.
3.Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)

Если посмотреть на процесс модернизации с точки  зрения выполнения российской семьей своих функций, то здесь очевидны существенные изменения. Реформы 90-х  гг. ХХ в. То ослабляли, то усиливали процесс утраты российской семьей своей экономической независимости. Семья оказалась на грани финансовой несостоятельности и потребности в переходе на полное (для отдельных категорий семей) или частичное (для основной их части) государственное обеспечение. Именно в таком положении (об этом мы говорили чуть раньше подробно) находятся семьи инвалидов, пенсионеров, многодетные семьи, семьи безработных и студентов, мигрантов и вынужденных переселенцев, неполные семьи и т.д.

На фоне неэффективности  осуществления семьей своей экономической  функции, исполнение ею всех других социальных функций становится необязательным. Среди них усиливается, пожалуй, роль лишь одной – функции эмоциональной  поддержки как психотерапевтической, релаксационной, позволяющей индивиду снять стресс, освободиться от того перенапряжения нравственных и физических сил, которое является следствием интенсификации общественного труда. Приходится констатировать, что семья, приспособившись к  ухудшившимся жизненным условиям и  перейдя на режим экономии материальных и духовных ресурсов, была вынуждена  до минимума свернуть свою структуру  и сократить немалую часть  своих функций.

К условиям кардинальных общественных перемен адаптировалась не столько семейная группа, сколько  отдельная личность, разделив свое “Я” на семейное и внесемейное  и выбрав для себя ту модель брачности  и родительства, которая для нее удобнее в изменившихся социальных условиях.

Можно даже сказать, что в процессе социальных трансформаций  личность в определенной степени  вступила в противоречие с институтом семьи так же, впрочем, как и  институт семьи с обществом, которое  на практике игнорирует социальную сферу. Такое положение сохранится до тех  пор, пока со стороны государства  и общества не будет реально признан  приоритет интересов семьи над  иными социальными интересами, а  личность не почувствует больших  преимуществ в семейном образе жизни  по сравнению с несемейным. В современном  российском обществе институт семьи  занимает подчиненное положение, зависит  от других социальных институтов. И  более всего от института государства. Эта зависимость усложняется  в силу того, что государство, как  основной проводник социальной и  семейной политики, заняло выжидательную  позицию по отношению к семье, рассчитывая на ее самостоятельный  выход из критического положения.

В итоге, если в недалеком  прошлом семья выступала в  качестве посредника между обществом  и индивидом, то в эпоху перехода к новым социальным отношениям соотношение  сил между данными субъектами деятельности меняется. Сегодня посредническую миссию берет на себя индивид, и пока лишь его усилиями скрепляется семейная общность, сохраняется институт брачно-семейных отношений. В связи с этим актуальнейшей  задачей, в реализации которой должны быть задействованы социальные работники, становится создание обществом через  посредство государства благоприятных  условий для сохранения устойчивости модернизировавшегося института семьи  и повышения авторитета семейной общности в общественном сознании. Решению этих задач служит, в частности, формирование новых политических подходов и соответствующей законодательной  базы государственной семейной политики, которая, в основном, отвечает принципам  демократического федерального правового  социального государства, провозглашенного новой Конституцией РФ. В основу новой концепции государственной семейной политики положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Европейской социальной Хартии.

 

3.Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений.

      Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Можно сказать, что брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины.

Брачные отношения представляют собой  сложнейшую гамму отношений между  людьми: от естественно-биологических  до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. П. Необходимость их регулирования  со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений  зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.

В отличие от других социальных отношений  брак включает в себя естественно-биологический  элемент - интимную связь половых  партнеров, сексуальные контакты. Кроме  этого, брачные отношения имеют  экономическую, эмоционально-психологическую, правовую, моральную стороны.

Содержание брачных отношений  определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном  союзе занимают чисто физиологические  и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем  большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные  моменты. Об этом можно судить по таким  показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.

Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о  способах ее удовлетворения и о целях  поведения, которое может ее удовлетворить. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с  удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей. Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы. Мотивы создания семьи многообразны, например: любовь; психологические причины; желание иметь детей; экономические причины; сложившиеся обстоятельства. Обычно присутствует не один мотив, но у каждого есть один-два ведущих.

В изучении мотивации семейной жизни  принято различать мотивы поиска брачного партнера и мотивы семейной жизни (Е.П. Ильин). З.И. Файнбург сводит мотивацию брака к трем причинам: биологической, социально – культурной и экономической. По данным Н.Ф. Федотовой  и Л.А. Филипповой наиболее часто  указываются стремление к половой  близости, желание проявлять заботу (у мужчин), желание быть любимым (чаще у женщин), стремление найти  подобного себе человека, желание  быть понятым.

Мотивация на создание семьи сильнее  выражена у женщин. Указывается и  на то, что мотивация создания семьи  зависит и от возраста и социального  положения. Большинство молодых  людей обоих полов указывают  любовь как ведущий мотив создания семьи.

Среди мотивов брачно-семейных отношений, к социальным мотивам следует  отнести:: заключение брака в целях  соответствовать социальным нормам (например, возраст или желание  иметь определённый статус); предоставление определенного социального статуса  членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

К психологическим мотивам: потребность  в заботе и любви; получение психологической  защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная  стабилизация индивидов и их психологическая  терапия; стремление найти подобного  себе человека (на основе общности взглядов и интересов); реализовать свою потребность  руководить кем-то; желание иметь  стабильного партнера для секса; боязнь одиночества. Заметим, что мотивы многих браков чисто психологического свойства. Например, реализовать свою потребность руководить кем-то, самоутвердиться  в роли руководителя. Этот мотив  более характерен для мужчин. Для  такого мужчины женщина, беспрекословно ему подчиняющаяся, становится ему просто необходима. Но если после Загса от роли послушницы жена отойдет - муж почувствует себя бессовестно обманутым со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ранее кем-то отвергнутые или обманутые могут создать семью назло обманщику (обманщице) - фактически также для самоутверждения или по принципу клин клином вышибают. Мужчины, ставящие перед собой задачу жениться только на девственнице, фактически самоутверждаются за счет чувства собственника: “она принадлежит мне и только мне”. Неуверенные в себе стараются найти опору в лице более уверенного человека. Не случайно женщины как существа преимущественно более тревожные, неуверенные в себе по сравнению с мужчинами почитают как одно из ценнейших качеств мужчины его надежность: “за его спиной - как за каменной стеной”. Трудности для семьи кроются в том, что избранник может не оправдать возлагаемых на него надежд.

Что касается экономических мотивов  таковыми следует считать: получение  материальных средств одних членов семьи для других; экономическая  поддержка несовершеннолетних и  нетрудоспособных членов общества.

Материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у супруга жилплощади может быть мотивом для вступления в брак. Для многих хозяйственных  людей брак является, прежде всего, средством обретения материального  достатка и бытового комфорта. Противоречие между супругами здесь нередко  возникает из-за того, чьими силами все это достигается. Чаще всего - недостаточное участие мужа в  хозяйственных делах и все  взваливается на плечи жены: приготовление  пищи, уборка, стирка, глажение, магазины, дети и т.д. Другая крайность - жена зарабатывает больше мужа, для многих это непереносимая  ситуация. Еще один источник напряженности - разная степень хозяйственности  супругов, их отношение к расходованию денег.

                                       

 

 

 

 

Заключение.

   Таким образом, семья как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью, является главным институтом человеческого общества.

Первоначальную основу семейных отношений  составляет брак, то есть исторически  меняющаяся социальная форма отношений  между женщиной и мужчиной, через  которую общество упорядочивает  и санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские  и родственные права и обязанности. Но семья, более сложная система отношений, чем брак, так как она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников, поэтому семья не просто брачная группа, а социальный институт, то есть система связей, взаимодействий и отношений индивидов, которые выполняют функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как  социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный  цикл семьи, на каждом этапе семья  обладает специфическими социальными  и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие  принципы выделения типов семейной организации: в зависимости от формы  брака выделяются моногамная (муж  и жена) и полигамная (муж имеет  несколько жен) семьи. В зависимости  от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или  сложный, расширенный тип семьи.

Одним из видов социальных ролей человека в обществе является семейная роль, эти роли определяются местом и функциями  индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские  (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

К функциям семьи как основного  социального института относятся: функция сексуального регулирования, репродуктивная функция, функция социализации, функция эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная функция, экономическая функция.

Брачные отношения выступают как  сложнейшая гамма отношений между  людьми: от естественно-биологических  до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Их нужно регулировать со стороны  общества ввиду того, что от состояния  брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего  поколения, тоесть будущее самого общества и государства.

Содержание  брачных отношений определяется степенью развитости общества. В примитивных  общественных отношениях, больше места  в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические  моменты. В более развитом обществе, большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и сексуальные моменты. Об этом говорят мотивы вступления молодых людей в брак. Мотивами брачно-семейных отношений являются: социальные мотивы, психологические  и экономические мотивы.

Современная семья переживает кризис, приведший  к падению рождаемости, нестабильности семьи, росту количества разводов, росту  количества бездетных семей, отказ  от рождения единственного ребенка. Причины кризисного положения семей  экономические и социальные. При  прогнозировании семейно-брачных  отношений следует иметь в  виду, что семья оказалась под  прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших  и наше общество (переход к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни). В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне.

Репродуктивная  функция семьи подвергнется серьезным  изменениям, она будет направлена на сознательное ограничение рождаемости  и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и  труду в условиях информационного  общества, потребность в качестве жизни. Упор будет делаться на раскрытии  индивидуальных способностей личности.

В условиях модернизации института семьи в  России имеется два варианта, либо: традиционный, восточный (власть мужа, святость супружества, многодетность, непопулярность развода), либо модернизационный и сверхмодернизационный – западный (супружеское партнерство, малодетность, разнообразие вариантов и типов  семейных структур). При этом быстрые, кардинальные изменения испытывает западный вариант, демонстрируя, например, новые формы брака: бигамию, групповой  брак, партнерство вне брака и  т.п. В этом контексте перемена проявляется в разрыве между брачными и семейными отношениями (пробные браки, семейные группы кровнородственного типа, неполные семьи и т.д.).

Информация о работе Социология семьи и брака