Социология современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Содержание

Введение
1. Постиндустриальное общество.
2. Теория глобального общества И.Валлерстайна.
3. Концепция коммуникативного общества Н.Лумана.

Вложенные файлы: 1 файл

sotsiologia.docx

— 158.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

        Введение

  1. Постиндустриальное общество.
  2. Теория глобального общества И.Валлерстайна.
  3. Концепция коммуникативного общества Н.Лумана.

 

Введение

Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология»- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

 Современная социология  — это множество течений и  научных школ, которые по-разному  объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос  что такое социология. Существуют  различные определения социологии как науки об обществе.

 «Краткий словарь по  социологии» дает определение  социологии как науки о законах  становления, функционирования, развития  общества, социальных отношений  и социальных общностей. «Социологический  словарь» определяет социологию  как науку о законах развития  и функционирования социальных  общностей и социальных процессов,  о социальных отношениях как  механизме взаимосвязи и взаимодействия  между обществом и людьми, между  общностями, между общностями и  личностью.

Социология как самостоятельная  отрасль знаний реализует все  присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято  делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции  социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех  или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы  их оптимизации. Существуют и действуют  функции только во взаимосвязи и  взаимодействии.

 В книге «Введение  в социологию» отмечается, что  социология — это наука, в  центре внимания которой находятся  социальные общности, их генезис,  взаимодействие и тенденция развития.

Современное общество также  качественно отличается от общности, как общность от общины. В современном  обществе добыча и переработка природных  ресурсов сменяется добычей и  переработкой информации и развитием  сферы услуг. Материальное производство превращается в производство услуг, среди которых на первое место  выходят информационные технологии.

Информационные технологии захватывают практически все  важнейшие сферы общественной жизни: промышленную, политическую, военную, культурную. Смена технологического базиса сказалась на организации  всей системы социальных связей. В  результате меняется структура занятости, соотношение профессионально - квалификационных групп. В современном обществе взаимодействие людей определяется их социальными статусами. Статусы определяются не индивидуальными характеристиками людей, тех или иных основных групп, а общезначимыми факторами: образованием, опытом, талантом и т.д.

 

  1. Постиндустриальное общество

Это общество, которое развивается  в условиях научно-технической революции. Повышение благосостояния людей  приводит к увеличению спроса на личные услуги. Это обуславливает стремительное  расширение третичного сектора экономики, который характеризует высшую ступень  развития индустриального общества. Вместе с развитием технологий (изобретение  ЭВМ, компьютеров и прочих интеллектуальных машин) информация становится ключевым фактором производства. Знание и интерактивные  коммуникации становятся основными  агентами преобразований не только в  сфере собственно производства и  обмена, но и в сфере социальных и политических изменений. «Интеллектуальные  технологии» открывают невероятные  возможности в поисках оптимальных  приемов и методов рационально-технических  решений не только в сфере экономики, но и в сфере социальной и политической. Вводится так называемая «социальная  инженерия». Увеличивается количество «белых воротничков». В результате, к аграрному, индустриальному и  третичному секторам экономики добавляется  еще и самостоятельный информационный сектор, который постепенно становится системообразующим. Информация становится ключевым фактором производства, который  по значению превосходит все виды материального производства, производства энергии и услуг.

Информационная революция  позволяет осуществить возврат  к домашнему труду на основе высоких  технологий. Появляется так называемая «домашняя индустрия». На смену массового  производства приходит гибкое мелкосерийное  производство продукции, требующее  высоко квалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат.

В силу высокой динамики развития технологий и увеличения темпов внедрения технических новшеств формируется «новая» культура потребления. Появляется установка на приобретение вещей «одноразового потребления». Ускоряется обновление товаров.

Невероятно возрастают возможности  вертикальной и, особенно, горизонтальной мобильности индивидов. Развитие коммуникаций и увеличение благосостояния людей  дает возможность им свободно менять место обитания. В политической сфере  происходит ослабление роли национальных государств. Происходит решительная  децентрализация структуры управления государством. Распадаются его иерархические  структуры управления. Усиливаются  роли этнических, культурных, религиозных  меньшинств. Становление постиндустриального общества сопровождается обострением ряда противоречий, в частности между индивидом и социальной группой.

Так описывают путь развития человеческого общества современные  социологи. Если учесть, что к своим  «духовным» отцам они относят  таких выдающихся адептов философии  агностицизма и позитивизма (эмпириокритицизма), как Э. Кант и О. Конт, то можно  с большой долей вероятности  проследить путь и конечную цель, куда ведут современные обществоведы человеческое общество. Мы это наблюдаем на примере великой России.

«Ослабление» роли национальных государств ведет к усилению влияния  одной «великой» технократической державы и, вместе с этим, усилению влияния региональных элит, которые  стремятся к обособлению (сепаратизму) для сохранения привилегий представителям этих самих региональных элит. «Конфликт» индивида и социальной группы приводит к невероятному прогрессу в головах  людей сознания анархо - индивидуализма. Создается благоприятная почва для внедрения в сознание людей идей вседозволенности посредством новейших средств коммуникаций. Сверх - эксплуатация живого труда (неимущих слоев населения) приводит к сверх - бюрократизации экономики. Накладные расходы, за счет которых живут все паразитические слои человеческого общества, невероятно возрастают, что сжимает инфляционную спираль экономики до предела. Гиперинфляция, искусственно сдерживаемая дружными усилиями «великого» технократического государства и его «национальных» сателлитов, приводит к обесцениванию человеческого труда. Расслоение человеческого общества на сверх - богатых и бедных достигает апогея, за которым вырисовывается неизбежная новая Великая революция. Эта новая Великая революция будет носить транснациональный характер и будет направлена против господства паразитических классов (страт) и бездушных машин над человеком. Результаты, как и всех предыдущих Великих национальных революций, неизвестны. Если массовая (социальная) психология и умонастроение будут формироваться, как сегодня, представителями субъективного идеализма, то человечество неизбежно попадет под абсолютную кабалу бездушных машин посредством некоего Мирового технократического государства. При этом национальные государства, т.е. национальные бюрократические элиты, будут по-прежнему играть роль буфера для сглаживания противоречий между Властью паразитических страт (классов) и Человеком труда.

 

  1. Теория глобального общества И.Валлерстайна

Иммануил Валлерстайн – американский социолог, представитель неомарксистского направления в теории международных отношений, один из создателей мир-системной теории. Закончил Колумбийский университет (Columbia University) со степенью доктора социологии (1959 г.). Работал в Колумбийском университете (1958–1971), Университете Мак-Гила (1971–1976, McGill University), Бингемтонском университете (1976–1999, Binghamton University). С 1976 по 2005 год руководил организованным им Центром Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций при Бингемтонском университете (Fernand Brodel Center for the Study of Economies, Historical Systems and Civilizations). В 1994–1998 гг. был президентом Международной социологической ассоциации (International Sociological Association). С 2000 года И. Валлерстайн – старший научный сотрудник Йельского университета (Yale University).

На первом этапе своей  научной деятельности (1955-1970) Валлерстайн занимался исследованием африканских обществ, но затем переключил свое внимание на общую теорию социально-экономического развития. Разработанная им мир-системная теория опирается на предложенные французским историком Фернаном Броделем принципы комплексного исторического анализа. Она синтезирует социологический, исторический и экономический подходы к общественной эволюции. Главный труд И. Валлерстайна — многотомник «Современная мир-система»: в первом томе (1974) рассматривается генезис европейской мир-экономики в XVI в., во втором (1980) — ее развитие в период меркантилизма, в третьем томе (1989) он довел ее историю до 1840-х. В других своих работах Валлерстайн анализирует эволюцию капиталистической мир-экономики в XIX–XX вв. и даже делает прогнозы на XXI век.

Его главный вклад в  развитие социальных наук заключается  в разработке оригинальной теории мировых  систем. В своей методологической концепции Валлерстайн предельно дедуктивен. Свой анализ он начинает с глобальной экономической системы, или, как он ее называет, мир-системы. По Валлерстайну она может быть трех типов.

1. Мир-империя, состоящая из нескольких локальных культур, присоединенных путем завоевания. Например, Древний Египет, Древний Рим, Россия эпохи крепостного права.

2. Мир-экономика, которую составляют независимые государства-нации. Единственным историческим примером здесь служит Европа от Нового времени до наших дней, которая из континентальной выросла до всемирной капиталистической мир-экономики, включающей существовавшие и существующие социалистические страны.

3. Мир-социализм, который  представляет, по Валлерстайну, гипотетическую систему, никогда и нигде не осуществленную.

Мир-экономика имеет трехуровневую  структуру. В ее центре, или ядре, находятся высокоразвитые государства, доминирующие в экономических отношениях, извлекающие дополнительные прибыли  из всемирового разделения труда, определяющие мировую политику (в современном мире – это высокоразвитые страны). Периферию мир-экономики составляют страны, поставляющие сырье странам ядра и поэтому экономически и политически зависимые от последних. Страны периферии управляются слабыми коррумпированными правительствами (это слаборазвитые страны Азии, Африки, Латинской Америки). Полупериферийные страны мир-экономики (государства Центральной, Восточной Европы, быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии) занимают промежуточное положение между государствами ядра и периферии. Они производят менее технологичную продукцию и зависимы от высоких технологий стран ядра, но используют свои преимущества при торговле со странами периферии.

Мир-экономика прошла в  своем развитии три этапа. Первый этап (XV-XVI вв.) – этап зарождения мир-экономики из феодальной экономо-политической системы (мир-империи). На этом этапе в результате географических открытий и колониальной экспансии страны, составляющие ядро системы (Португалия, Испания, Нидерланды, Великобритания), и некоторые другие, завоевавшие колонии, получили доступ к сверхдешевой рабочей силе и природным ресурсам периферийных областей, которые таким образом были присоединены к мир-экономике. Это обеспечило первоначальное накопление капитала и развитие мир-экономики на втором этапе (XVI – первая треть XVII в.). Но каждой части этой системы присущ свой характер труда. В странах ядра действует свободный рынок труда, а контроль за качеством труда носит экономический характер. Это ведет к постоянному повышению квалификации работников и качества товаров. В полупериферийной зоне контроль за рабочей силой носит неэкономический, принудительный характер, сами работники менее квалифицированы, а труд существует в таких формах, как барщина, издольщина. В периферийных зонах преобладает рабский труд.

На третьем этапе развития мир-экономики возрастает роль политических процессов. Во-первых, увеличивается роль государств в регулировании экономики. Во-вторых, развивающаяся экономика позволяет укреплять государственные структуры за счет подготовки большого количества чиновников и, в-третьих, формировать постоянные национальные армии, которые, в-четвертых, служат укреплению и внутренней стабильности государств. Укрепление государств и усиление их роли в экономике вызывает рост конкуренции между ними на международной арене, восхождение одних и падение других.

Вопреки распространенному  мнению, в частности высказывавшемуся З. Бжезинским, окончание холодной войны  не означало победу США, а, наоборот, означало конец эпохи американской гегемонии  и лидерства. Окончание холодной войны не стало «концом истории», а привело к обострению старых и появлению новых конфликтов. В отличие от С. Хантингтона причины грядущих конфликтов Валлерстайн видит не в цивилизационных, а в экономических факторах. Так, он полагает, что уже в начале XXI века можно ожидать вызовов или даже прямых нападений государств бедного и отсталого Юга на богатый Север, а также захватнических войн между самими государствами Юга. Но самая главная угроза, которая может исходить от периферии по отношению к ядру мир-системы, - массовая миграция населения с Юга на Север. Современный пролетариат – население стран Юга – хочет не уничтожить капитализм, а жить при капитализме. Поскольку это невозможно на его родине, масса мигрантов из Африки в Азии стремится в благополучные страны Севера. Этот исход уже начался, и он повлечет за собой различные негативные последствия.

Информация о работе Социология современного общества