Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:22, реферат
Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс.
1. Объект, предмет, функции социологии труда 2
2. Специфика социолистического подхода к изучению труда 6
3. Человек в управлении трудовой деятельностью 10
Литература 14
В трудные послевоенные годы эмпирическая достоверность данных положений представлялась очевидной. Но, начиная уже с середины 60-х годов, практика управления оказалась не в состоянии задействовать огромные социальные резервы, составляющие на современном предприятии до 40 % всех резервов. Рост материального благосостояния снизил личную зависимость работника, экономическую необходимость интенсивного труда ради средств к жизни; возросший образовательный, культурно-технический уровень существенно повысил стремление к творческой работе, к самостоятельности. Что же касается соотношения личных и общественных интересов, то оно по самой своей сути диалектично, а это значит, что они (интересы) образуют единство, но не тождество. Вытекающие из их самостоятельности различия не только не исключают, но и предполагают противоречия между ними, и способом их разрешения не может быть доминирование общего над личным или жертвенность личного общему. Действительное их разрешение означает реализацию одного через другое, взаимовоплощение в ином, с возвращением к собственной основе. На новом уровне. Принятые постулаты в принципе не могли обеспечить адекватную мотивацию, а значит, неизбежность кризиса коренилась в них самих.
Для нынешнего периода трансформационных процессов в обществе наиболее характерным типом мотивации является инструментальный, иными словами, ориентация на зарабатывание. Усилению этого типа мотивации способствуют: инфляция и падение жизненного уровня населения, растущая безработица, трудности индивидуальной интеграции в рыночные отношения с непривычными экономическими критериями. При столь высоких темпах экономических изменений подавляющее большинство населения потеряло многие критерии "нормального" существования. Окончательно разрушена связь заработной платы с уровнем и содержанием квалификации, уровнем профессионализма, произошло изменение самого смысла понятия "профессионализм в работе"; обострилась застаревшая и очень болезненная проблема, когда на промышленных предприятиях более ценится физический труд, нежели умственный (основа которого - как минимум, среднее специальное образование и высокая квалификация).
Если прежде заработная плата не стимулировала существенной трудовой мотивации в силу своего уравнительного характера, то теперь она антистимулирует трудовую мотивацию в силу потери связи с качеством и количеством труда и даже в силу возникновения обратной связи между ними: чем более профессионален труд, чем больше лет он требует на овладение данной профессией, тем хуже он оплачивается. Таким образом, заработная плата стала антистимулом трудовой мотивации в стимуляционном поле человека при разрушении в этом поле остальных мотиваторов профессионального, квалифицированного труда. А это означает научно-технический и социальный регресс и ведет к возникновению и усилению люмпенского по своей природе сознания в тех или иных социальных группах. Конечно, такая ситуация должна измениться с приведением механизма оплаты труда в соответствие с критериями прибыли, экономической эффективности и вклада в нее, осуществляемого работником или подразделением. Но это возможно лишь при введении системы глубокого хозрасчета в условиях стабилизации новых экономических отношений.
В связи с резкими и часто непредвиденными изменениями в конкретной общественной ситуации, особое значение приобретает концептуально обоснованная система социологических показателей, с помощью которых:
1. Определяется достигнутый уровень развития явлений и процессов, составляющих предмет социологии труда - социально-типичные установки на трудовую деятельность. При этом совокупность тех или иных показателей, их уровень должны адекватно выявлять происходящие общественные изменения, отражать изучаемые явления в связи со всем процессом общественного развития, с сосредоточением внимания на возникающих проблемах.
2. Определяются факторы, воздействующие на явления и процессы в сфере формирования ценностного отношения к труду. При этом речь идет в первую очередь о факторах, с помощью которых можно целеустремленно влиять на социальные процессы, побуждающие естественную потребность в труде. Это, прежде всего формирование в труде характерных особенностей личности и положительно-заинтересованного отношения к труду, проявление различных форм социальной активности.
3. Определяются тенденции изменений в содержании и характере труда, его социально-экономических, гигиенических и психологических условиях, а также в социальном качестве рабочей силы с целью прогнозирования тех или иных изменений в отношении к эффективному высокопроизводительному труду.
Основные условия совершенствования социологических показателей вообще, и в сфере труда в частности, - это уточнение концептуального видения предмета исследования в плане большей адекватности концепции трансформационным процессам в обществе. В методическом плане - это уточнение процессов операционализации основных понятий в рамках социологической модели, используемой для объяснения изучаемого явления. В эмпирическом аспекте - это поиск новых объективных и субъективных показателей, адекватных реально протекающим процессам в момент и на этапе проведения исследования.
14
В процессе трудовой деятельности работники, совместно реализующие цели производству материальных или духовных благ, объединяются в социальную организацию с определенными правилами и процедурами. Такое объединение работников — трудовой коллектив. С одной стороны, трудовой коллектив — социальный институт, то есть одна из форм совместной деятельности людей, а с другой же — социальная общность, выступающая элементом социальной структуры, общества. Коллектив (от лат. collectyus — собирательный) — специфическая организованная общность, осуществляющая общественно-полезную, целенаправленную деятельность на основе общественной (общей, совместной коллективной или частной) собственности на средства производства и общих условий собственной деятельности. Дополняя и развивая определение, можно отметить, что трудовой коллектив — организационно и юридически оформленное объединение тружеников, совместно работающих на предприятиях и в организациях, кооперативах различных отраслей производственной и непроизводственной сферы.
Определение трудового коллектива позволяет выделить основные свойства, признаки: коллектив формируется там, где определенная численность индивидов объединена совместной деятельностью и их взаимодействием. В системе социологии американский социолог Питирим Сорокин склонен признать, что совместная деятельность индивидов выступает основой коллектива тружеников, что для коллектива характерно постоянство контактов индивидов, довольно жесткая организация и дисциплина. Но такие признаки коллектива определяют его лишь внешне. С точки же психологической содержательная, психологически-оценочная характеристика коллектива начинается с признания специфических внутригрупповых и внешних связей, отношений. Понятие коллективность фиксирует не только совместность действий, но и такую их согласованность, которая выражает сплоченность, сознательное взаимодействие, основанные на общности интересов и целей деятельности. Отсюда и различие в содержании понятий коллектив и коллективность. Если бывают различные коллективы и характеризуются типичными признаками, ТО коллективность определяется степенными различиями. В зависимости от объективных и субъективных условий в разных коллективах коллективность находится на различных уровнях.
Понятие коллектив отличается от содержания близкого ему понятия группа. Различие понятий состоит в том, что группа строго формальное объединение, абсолютно безразличное к любому содержанию. Коллектив же — объединение людей с общими целями и интересами, потребностями, хотя и группа тоже объединение, но люди в коллективе объединены для решения совместных Проблем, целей, удовлетворения потребностей. Они формируют особый тип межличностных отношений, характеризующихся разной степени сплоченностью и т. п. Сплоченность — осознание членами коллектива цели и готовности к ее осуществлению, убежденность в значимости цели для коллектива и для каждого его члена, определяющее место цели в системе ценностных ориентации коллектива, осознание перспективы. Сплоченность выражает степень единства коллектива. Ее основа — реально существующие и субъективно значимые внутри коллективные связи, единство взглядов (морально-политическое единство), общая точка зрения на пути и средства реализации, целей коллектива, взаимопомощь членов коллектива.
Трудовой коллектив — ячейка общества, в которой люди объединены конкретным видом общественно-полезной деятельности и возникающими в процессе деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами и нормативами поведения.
Трудовой коллектив имеет две основные функции: производственно-экономическую и социальную.
Производственно-экономическая функция предполагает максимальную оптимизацию трудовой деятельности, охватывает техническое совершенствование производства, правильный подбор и расстановку кадров, проведение оптимальной системы материального и морального стимулирования и т. п. .
Социальная функция трудового коллектива направлена на совершенствование и обогащение содержания отношений между людьми в коллективе, удовлетворение потребностей в общении, повышении социального статуса, освоение норм поведения, формирование ценностных ориентации, участие в общественной жизни и т.п.
Трудовой коллектив — социальная общность складывается из разных социальных слоев, групп и существует рядом с семьей, этносом и т. п. В коллективе зарождаются те социально-психологические процессы, благодаря которым осуществляется «переход» от общества к отдельной личности. Именно в коллективе формируется личность, развиваются ее ценностные ориентации характера. И если формальная структура коллектива отражает его производственные функции (взаимоотношения членов коллектива регулируются должностными инструкциями, приказами, директивами и т. п.), то неформальная структура коллектива основывается на неофициальных отношениях, которые значительно зависят от симпатий и антипатий людей. Такая структура, по праву, считается сущностной, внутренней, внешне невидимой, и возникает на основе видимых объективных связей между людьми.
Совместный труд, если он связан с сознательной взаимной помощью в достижении общей цели, становится силой сплочения людей, объединяя при определенных условиях индивидуальные умы и воли в монолит мозговой и волевой энергии. Совместный труд способствует воспитанию психологии коллективизма, которой присуще понимание и признание силы коллектива.
Трудовой коллектив в развитии проходит три стадии: стадию первичного синтеза; стадию дифференциации (расслоения); стадию синтеза. Соответственно устанавливаются и три уровня развития коллектива: низший, средний и высший. Субъективные условия, формирующие коллектив, включают некоторые общие элементы: «притирка» членов групп друг к другу в том или ином отношении; формирование взаимопонимания между ними вплоть до установления единства взглядов и убеждений; возникновение благоприятного нравственного микроклимата; превращение заданной цели в коллективную цель; способность разрешать конфликтные ситуации в самом коллективе в интересах и коллектива, и каждого его члена; ориентация большинства членов коллектива на соотнесение коллективных интересов с более широкими и социально значимыми интересами общества.
Формирование коллектива происходит под влиянием, во-первых, целенаправленного воздействия общества; во-вторых, воздействия соединенных в социальные общности индивидов, выступающих уже не в качестве «человеческого материала», а как активно действующие сознательные личности; в-третьих, внутреннего микроклимата, определяемого совокупностью, социально-психологических (по форме) и морально-деловых (по содержанию) связей между членами группы; в-четвертых, многообразием внешних — межколлективных связей. Только при определенном характере соотношения субъективных условий и оптимальных объективных связей определенная группа, уже представляющая известный уровень организации, становится коллективом.
Коллектив рождается в деятельности. Должен быть накоплен опыт совместной деятельности, чтобы группа превратилась в коллектив. Очевидно, общественно-полезная деятельность отличает коллектив на всех этапах, однако меняется его отношение к деятельности, меняются ее мотивы, ее целенаправленность и в конечном итоге — ее эффективность. В обществе деятельность трудового коллектива, обусловленная определенной общественной потребностью, не ограничивается только достижением максимально эффективного результата по удовлетворению потребности. Сформированный коллектив становится важнейшим и невосполнимым, незаменимым ничем иным фактором формирования личности.
Сплочение трудового коллектива напрямую зависит от развития требований, предъявляемых к нему. Методы сплочения трудового коллектива, несмотря на их широкую вариативность, укладываются в цикл, состоящий из четырех стадий.
Первая стадия. Англюцирование, первичный синтез. Требования к членам коллектива предъявляет руководство, одновременно порядок работы и взаимозависимость членов коллектива определяются существующими директивными установками. Установки вкупе с требованиями осознаются и разделяются наиболее активной частью коллектива. Другие члены лишь присматриваются, решая вопрос: как относиться к требованиям руководства?
Вторая стадия. Структурирование и дифференцирование (расслоение). В коллективе (пока значительно формально) образуются микрогруппы, актив начинает требовать от других выполнения обще коллективных задач. Формируется здоровый пассив, выполняющий требования, но не проявляют заметных инициатив. Отдельные индивиды, выражающие поведением безразличие, равнодушие и деятельности коллектива, вносят струю дезорганизации. Руководство опирается на актив, стремится перевести здоровый пассив в актив.
Третья стадия. Синтезирование и интегрирование. У большинства членов коллектива— положительное отношение к поставленным задачам и друг к другу. Постепенно стираются грани пассива и актива, устраняются резкие различия в микрогруппах, укрепляется сотрудничество и взаимопомощь. Интересы руководства и коллектива предельно сближаются, в коллективе начинает действовать система саморегуляции.
Четвертая стадия. Перспективное развитие. Отличается максимальным уровнем требовательности каждого члена коллектива к себе. Внешние требования становятся внутренними, личностными. Инициатива членов трудового коллектива соединяется с их активностью. Сплоченность коллектива достигает апогея. Создается здоровый морально-психологический климат.
Трудовой коллектив есть развивающийся социальный организм, и любое нарушение нормального функционирования, изменения внутри коллективных связей, недостаточность или перегруженность деятельности, даже самое незначительное нарушение межличностных связей, приводят к болезненному состоянию, говорят: «коллектив лихорадит». Социологи выделяют два типа «болезней коллектива». Во-первых, то, источником которых оказывается нарушение существенных, определяющих деятельность коллектива условий; во-вторых, те, источником которых служит нарушение системы внутри коллективных связей и те, источником которых оказывается нарушение межколлективных связей. Второй тип болезней коллектива те, которые оказываются следствием избытка (в соответствии с известной французской пословицей: недостатки есть продолжение достоинств) внутри коллективных и межколлективных связей.