Социология труда и предпринимательства как учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

Что понимать под предпринимательством? Как оценить суть этого вида людской деятельности, которая содержит широкий спектр экономических, юридических, социальных, психологических, культурно-исторических моментов?
Предпринимательство – это инициатива, связанная с риском, экономическая деятельность с целью осуществления инноваций и достижения высокого социально-экономического эффекта начатого дела.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 333.77 Кб (Скачать файл)

Наиболее низкий уровень активности наблюдается у жителей городов с численностью населения от 100 до 500 тыс. человек. Низкая предпринимательская активность в этом типе населенных пунктов может объясняться отсутствием в них потенциально прибыльных возможностей создания нового бизнеса.

Секторальное распределение

GEM анализирует сектора  народного хозяйства, в которых заняты предприниматели, используя Международный стандарт отраслевой классификации экономической активности (International Standard of Industrial Classifi cation of All Economic Activities — ISIC). Все сектора разделены на потребительски ориентированные отрасли; занятые оказанием бизнес-услуг; производство и строительство, а также добывающий сектор (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, добыча полезных ископаемых).

В большинстве стран GEM, предприниматели заняты производством товаров и оказанием услуг потребителям. Однако доля этого сектора в различных экономиках варьируется. По мере развития экономики он играет меньшую роль в структуре экономики. Если в ресурсноориентированных экономиках на долю сектора приходится более 60% предпринимателей, в эффективностно-ориентированных – около 50%, то в инновационно-ориентированных в них уже занято уже около 40% респондентов. В России эта доля составила 47,6%.

Сокращение доли потребительского сектора в инновационно-ориентированных экономиках происходит за счет увеличения оказания бизнес услуг. В структуре секторального распределения в развитых экономиках он составляет около 25%, в то время как в менее развитых экономиках – около 10%. Особенностью России является достаточно высокая доля занятых в строительстве и производстве предпринимателей (рис. 14).

 

2.3. Мотивы предпринимательской деятельности

Какие мотивы движут предпринимателем? Мотив прибыли обязателен. Но прибыль не является самоцелью и не рассматривается как источник личного потребления. Прибыль важна в первую очередь как критерий успеха: заработанные деньги показывают, насколько хорошо реализован задуманный предпринимательский проект. Сам же предприниматель, по Шумпетеру, стремится, в конечном счете, к свободе и самореализации103.

Значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков — некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей — прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

70% новых фирм прекращают  свою деятельность в течении  первого года. Некоторые исследователи  утверждают, что основная причина  этого явления - отсутствие у их  владельцев предпринимательского  таланта. Этот талант считается  одним из основных ресурсов  любой экономики, но обладают  им, по разным оценкам, всего 5-10% населения.

Утверждение, что предпринимателем надо родиться, подтверждает следующий факт: по обследованиям, проводимым в США и других странах, в 50–72% случаев у основателей фирм по крайней мере один из родителей имеет свободную профессию. Эти цифры значительно превышают показатели по другим видам деятельности. В Гарвардскую школу бизнеса, например, принимают людей, обладающих предпринимательским типом личности по специальному тесту Мейерса-Бриггса. В результате 83% выпускников этой школы остаются предпринимателями не менее 5 лет, что существенно отличает их от тех, кто не имеет никакой специальной подготовки. Для контраста — такой пример: из 5500 человек, изъявивших желание обучаться, но не прошедших тест после окончания школы бизнеса, лишь 28% были способны организовать собственное дело.

Среди психологических объяснений наибольшую популярность приобрела концепция Д. Макклелланда, связывающего феномен предпринимателя с повышенной потребностью в достижении. Это “нечто в крови”, оказывающееся сильнее природной лени и важнее простой жажды наживы и общественного признания114. В числе прочих психологических качеств, располагающих к предпринимательству, чаще всего фиксируются повышенная склонность к риску и внутренний локус контроля по шкале Роттера (полагание на собственные силы в противовес влиянию внешних обстоятельств)125.

Постепенно, впрочем, в психологические объяснения вводятся социальные параметры. Подмечается, что предприниматели относительно чаще являются выходцами из больших семей. Играет роль и характер самой семьи.

Чаще всего к мотивам предпринимательской деятельности относят:

  • желание быть хозяином своей судьбы;
  • стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»; 
  • желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

В России доля предпринимателей «по возможности» составляет чуть более 70%. При этом высока доля тех, кто вовлечен в предпринимательскую деятельность для того, чтобы поддержать существующий уровень дохода. В 2008 г. доля таких предпринимателей составила 21% от общего числа предпринимателей «по возможности». Половиной ранних предпринимателей движет желание увеличить доход, а мотив независимости рассматривается в качестве основного 24% предпринимателей. Возможно, это объясняется социально-культурными особенностями, в частности многолетней исторической ориентацией на коллективизм, что влияет на то, что достижение индивидуального успеха и независимости в работе пока не имеет значительной ценности для большинства россиян.

Несмотря на то, что мужчины чаще вовлечены в создание нового бизнеса, среди них больше вынужденных предпринимателей (32%), чем среди женщин (23%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Безусловно, модель экономического поведения предпринимателя, его отдельные компоненты меняются и эволюционируют, зато определяющие черты остаются в основном неизменными.

Предприниматели – это люди, которые своим трудом в организации и управлении производством обеспечивают развитие общества. Частное предпринимательство в перспективе займет в нашей жизни все больше места. Именно предприниматели являются той социальной силой, которая может обеспечить расцвет экономики Украины.

Предпринимательство представляет собой не только особый вид экономической деятельности, но и определенный образ мышления, стиль и тип поведения. Экономическое поведение предпринимателей определяет характер их взаимодействия с потребителями, деловыми партнерами, конкурентами, государством, специфику деятельности в целом. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

В рамках существующих моделей экономического поведения предприниматель в наибольшей степени соответствует характеристикам «экономического человека», доработанным и усовершенствованным представителями неоклассической школы. Индивидуализм и рациональность, способность максимизировать собственную выгоду в условиях ограниченности ресурсов и склонность к конкуренции скорее ассоциируются с поведением предпринимателей, чем, например, потребителей или наемных работников. Безусловно, экономическое поведение предпринимателей не свободно от влияния исторических, культурных, демографических, социально-психологических факторов. От ряда факторов внешней среды, от того, каковы существующие в обществе обычаи и институты (социальная престижность предпринимательства, этические нормы, законодательство, система налогообложения, государственная поддержка, возможность получения соответствующего образования и др.), зависит степень развития предпринимательства в целом, а также преобладание положительных или отрицательных черт в экономическом поведении предпринимателей.

 

Список использованной литературы

1.В.Д.Лагутин «Экономика. Социоэкономика», Киев 1996г.

2.В.Е.Пилипенко «Социология  предпринимательства», Киев 1997г.

3.Е.М.Бабосов «Экономическая  социология», Минск 2004г.

4. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

5. Зборовский  Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.

6. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993.

 

 7. Молл Е. Российский менталитет и управление. //Вопросы экономики. – 2000. - №8.

8. Кравченко А.И Введение в социологию. Учебное пособие. - М., «На Воробьевых», 2004.

9. Кравченко А. И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Екатеринбург: Деловая книга, 2008.

 

 

 

 

 

1 Фетисов Э. Н., Яковлев И, Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // СОЦИС.- 2006. — № 1.— С. 24-30.

2 Радаев В. В. Экономическая социология.. – М.: Экономика, 2000, С 98

3 См.: Шумпетер Й. Указ. соч. С. 169–194.

4 “Удовлетворение от достигнутого порождается скорее самим успехом инициированного действия, нежели общественным признанием индивидуального достижения... Жажда наживы не внесла серьезного вклада в экономическое развитие, а вклад жажды достижения действительно велик” (McClelland D.C. The Achieving Society. Princeton, New Jersey, Princeton University Press, 1961. P. 230, 391).

5 См.; Brockhaus R.H. The Psychology of the Entrepreneur /Kent C.A. et al. (eds.) Encyclopedia of Entrepreneurship. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1982. P. 43–49.

 

 

 

 


Информация о работе Социология труда и предпринимательства как учебная дисциплина