Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 21:18, контрольная работа
Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов или программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.
2) способы достижения поставленных целей (как?);
3) средства достижения поставленной цели, правила и процедуры их пользования (с помощью чего?).
Социальная политика может иметь общие цели с социальным управлением (поддержание социальной стабильности, порядка и законности; рост благополучия, социальной справедливости, демократии и т. д.), общие средства реализации, государственную, политическую систему общества).
Вместе с тем при этом нельзя
полностью отождествлять социальную политику
и социальное управление. Социальная политика
включает наряду с управлением макро-
и микросоциальными отношениями их регулирование
в условиях, когда для осуществления реального
управления нет либо ясных целей или они
не согласованны, либо необходимых знаний
и технологий, либо практических возможностей,
либо всего вместе взятого. Социальное
управление, понимаемое, например, как
управление социальной сферой, может рассматриваться
в качестве главного средства осуществления
социальной политики.
В результате либерализации общественной жизни, развития институтов гражданского общества количество субъектов социальной работы увеличилось и продолжает расти.
Сегодня в России субъектами социальной работы являются:
- государственные органы, формулирующие общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивающие законодательную и правовую основу, выполняющие функции по социальной защите через систему соответствующих учреждений; коммерческие организации, которые могут выступать спонсором, меценатом, благотворителем и оказывать материальную поддержку, необходимую для реализации основных социальных программ;
- некоммерческие, неправительственные организации, которые дополняют, а в ряде случаев берут на себя социальные функции государства.
К организациям данного типа относится Русская Православная Церковь, основывающая свою деятельность на принципах и идеях христианства и реализующая философию призрения.
Российские институты гражданского общества - общественные, профессиональные объединения и организации, основывающиеся на благотворительных и добровольных началах, приобретают большее значение в решении социальных проблем. Общественные организации постепенно включаются в процесс оказания социальной помощи, поддержки и защиты различных социальных групп.
Понятие «общественная организация» рассматривается в социологическом и правовом аспектах. Общественная организация представляет собой общность людей, объединенных на добровольных началах совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Правовой статус закреплен в законодательстве и определяет, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты интересов определенных социальных групп и достижения уставных целей объединившихся граждан. На современном этапе развития российского общества общественные организации все более явственно становятся институтом, действующим наряду с государством на всех территориальных уровнях и практически во всех социально значимых сферах, компенсируя то, что по разным причинам не делается государственными и коммерческими организациями. Общественные организации в своей деятельности могут:
- способствовать привлечению дополнительных ресурсов общества для решения социальных проблем;
- использовать имеющиеся ресурсы на более адекватных с общественной точки зрения принципах и направлениях их распределения;
- в соответствии с меняющейся социальной ситуацией, возникновением новых проблем могут оперативно воздействовать на перераспределение средств;
- реализовать альтернативные социальные программы, которые не являются общепризнанными и не имеют государственной поддержки.
Проблема общественных организаций состоит в отсутствии постоянного финансирования, следовательно, им необходимо умение найти партнера, определить цели и интересы каждого партнера, сформулировать конечный результат совместной деятельности. Партнером могут выступать государственные или коммерческие организации. Формы сотрудничества с государством выражаются в деятельности по совместной разработке социальных программ, совместному проведению мероприятий - семинаров, конференций, праздников и т.д., совместному созданию какого-либо учреждения или службы. Государственные органы могут осуществлять конкурсный отбор некоммерческих социальных проектов и их финансирование, формировать социальный заказ с заключением договора (контракта) между государственной и общественной организацией на выполнение определенной социальной программы, куда могут быть привнесены приоритеты как государственных структур, так и общественных организаций, представляющих интересы индивида. Кроме того, государственные организации и учреждения могут предоставлять помещения для общественных организаций, оказывать профессиональную консультативную помощь и др. Средства, предоставляемые государственным бюджетом, недостаточны для организации прямого финансирования всех социальных программ, соответственно необходимо избирательное финансирование действительно значимых социальных проектов. Общественные организации в свою очередь могут участвовать в разработке и планировании федеральных, областных или городских социальных программ, через депутатов Государственной, Областной или Городской Думы вносить свои предложения по законодательным актам, представлять государственным организациям новые проекты, методики и технологии.
Проблемой коммерческих организаций, заинтересованных в осуществлении благотворительной деятельности, является поиск конкретного адресата, которому действительно необходима помощь. Решение данной проблемы предполагает сотрудничество с общественной организацией.
Расширение и углубление интерактивных процессов в практике и методах социальной работы определяется возрастанием роли общественных организаций, стремящихся решать не только отдельные проблемы конкретного человека, социальных групп, общностей, но и общества в целом. Социальное партнерство в социальной сфере является необходимым условием эффективности социальной политики.
В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.
Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:
- Программа «Жилище» на 2002-2010 годы;
- Программа «Социальное развитие села» до 2012 года;
- Программа «Культура России» (2006-2010 годы);
- Программа «Социальная поддержка инвалидов» на 2006-2010 гг.;
- Программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2007-2011 годы;
- Программа «Социально-
Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.
Так, например, программа «Культура России» на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:
- сохранение культурного наследия России,
- формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан,
- создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс,
- обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям
- обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности и т.д.
Программа направлена на решение важного блока задач. Изучение такого влияния и разработка методики, оценивающей экономическую эффективность Программы, которая состоит из:
1. оценки экономической эффективности наиболее значимых мероприятий
2. оценки стоимости объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
3. оценки эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов
Основу финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85%общего объема финансирования). Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения
Заключение.
Конечно, сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении, что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социально-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера.
Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия нами специальных мер, направленных на ее изменение. Но, так получилось, что сами люди, каждый в отдельности, не могут повлиять на эту ситуацию, уж слишком запутанной является система «человек – общество – государство», и каждый в ней - лишь только маленький винтик.
Поэтому в нынешнее время просто необходимо, чтобы все требующиеся меры по улучшению сложившейся ситуации принимались посредством государственных решений и плавно вводились в сложную систему решения социальных проблем. Действия государства в данной области принято называть социальной политикой. Последняя в свою очередь должна способствовать гармонизации интересов личности и общества, гарантировать защиту интересов человека, его прав и свобод.
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.
Социальная политика, в узком смысле, подразумевает, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а, в широко смысле, - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, и собственно социальная политика (политика в области социальной защиты).
Список использованной литературы:
Интернет-сайты:
http://www.postindustrial.ru/
http://www.ptpu.ru/
http://www.sociology.ru/
http://socio.rin.ru/