Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 14:35, реферат
Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. И в этом реферате рассмотрены, что изучает социология управления, основные приемы управления, каким должен быть менеджер, как он должен руководить.
Введение
В любом предприятии, в
любой организации нужны
Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. И в этом реферате рассмотрены, что изучает социология управления, основные приемы управления, каким должен быть менеджер, как он должен руководить.
1.1. Предмет и объект социологии управления
1. Предмет социологии управления
Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели.
Часто эквивалентом термина “социология” управления употребляется термин “менеджмент”. Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.
В менеджменте рассматриваются более широкие вопросы: особые социально-экономические институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере управления, технико-организационные и социальные аспекты управления производством и людьми. Социальный аспект управления производством и людьми, руководители-менеджеры и другие вопросы социального управления совпадают с менеджментом.
Социологию управления интересуют
социальные аспекты экономического
и научно-технического развития, социальной
политики, выработки и реализации
управленческих решений, изучение процесса
самоуправления, взаимоотношений руководителя
и подчиненных. Рассматривается
и система информации, необходимая
для осуществления
Теория и направление управления.
Исследуются два трансформационных процесса:
· материальные процессы;
· информационные процессы, в которых управление рассматривается как информационное воздействие.
Эти два процесса отражают две стороны управления:
· содержимое;
· форма или метод изучения процесса.
Содержательной стороной процесса занимаются прикладные науки, а формой процесса управления занимаются управленческие науки — менеджмент.
Информационные процессы являются не самоцелью, они призваны в конечном итоге управлять материальными потоками, взаимодействием материальных и информационных потоков.
2.Руководитель в системе управления
2.1.Типы руководителей.
Но несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особенностями, особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.
Для определения типа менеджера американские психологи Р. Блейк и Д. Моутон составили матрицу типов руководителей.
9 |
|||||||||
8 |
|||||||||
7 |
|||||||||
6 |
|||||||||
5 |
|||||||||
4 |
|||||||||
3 |
|||||||||
2 |
|||||||||
1 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1) 9,1 - диктатор
2) 1,9 - демократ
3) 1,1 - пессимист
4) 9,9 - организатор
5) 5,5 - манипулятор
1) Стиль управления, полностью
ориентирован на производство
и уделяющий мало внимания
людям. Это жесткий курс
2) Производительность труда у такого менеджера стоит на последнем месте. Принцип: "Надо быть всегда самим собой". Работнику обстановка нравится, о польза небольшая, весь пыл - в дебаты.
3) Девиз "Не вмешиваться в ход событий". Случайные люди, назначенные кем-то.
4) Самый продуктивный
тип, учитывающий нужды
5) Менеджера этого типа
удовлетворяет средняя
2.2.Основные черты
В зависимости от характера работ менеджеру предъявляются различные требования.
Требования к руководителям по исследованию М. Вудкока и Д. Фрэнсиса
Исследуя политические, социальные,
экономические и
Эти обобщения позволили авторам книги "Раскрепощенный менеджер" М. Вудкоку и Д. Фрэнсису предсказать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.
Их исследование позволило выделить одиннадцать отчетливых факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия.
1. Стрессы, давление и
неопределенность во все
2. Эрозия традиционных
ценностей привела к
3. Имеется широкая возможность
выбора. Поэтому от менеджеров
требуется четко определить
4. Организационные системы
не в состоянии обеспечить
все возможности для обучения,
требующиеся современному
Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.
5. Проблем становится
все больше, и они все сложнее,
в то время как средства
их решения - зачастую более
ограничены. Поэтому способность
решать проблемы быстро и
6. Постоянная борьба за
рынки сбыта, энергетические
7. Традиционные, иерархические
отношения затрудняются. Поэтому
эффективное управление
8. Многие традиционные
школы и методы управления
исчерпали свои возможности и
не отвечают вызовам
Поэтому требуются новые,
более современные
9. Большие затрат и
трудности связаны ныне с
10. Возрастающие масштабы
изменений требуют развития
11. Сложные проблем во
все большей мере требуют
Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.
Этим одиннадцати пунктам должны придерживаться менеджеры, если они хотят, уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие.
2.3. Менеджер и требования, предъявляемые к нему.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
- к руководителю предприятия в целом или его подразделений( управлений, отделений, отделов);
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня
предъявляются высокие
Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:
1. Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении. Так как принятие управленческого решения - это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его поподробней.
Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений.
Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы
1) Сбор информации.
2) Анализ полученной информации.
3) Выяснение актуальности.
4) Выяснение, определение
условий при которых эта
2. Составление плана решения.
1) Разработка альтернативных вариантов решения.
2) Сопоставление альтернативных
вариантов решения с
3) Оценка альтернативных
вариантов по социальным
4) Оценка альтернативных
вариантов по экономической
5) Составление программ решения.
6) Разработка и составление детального плана решения.
3. Выполнение решения.
1) Доведение решений до конкретных исполнителей.
2) Разработка мер поощрений и наказаний.
3) Контроль за выполнением решений.
Методы принятия управленческих решений
Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
Декомпозиция
Представление сложной проблем, как совокупности простых вопросов.
2) Диагностика
Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
3) Экспертные оценки
Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
4) Метод Делфи
Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.
5) Метод неспециалиста
Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
6) Линейное программирование.
7) Имитационное моделирование.
8) Метод теории вероятности.
9) Метод теории игр.
Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
10) Метод аналогий.
Поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.
2. Менеджер инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать оборудование.
3. Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений
менеджера - способность ведения
переговоров выступает как