Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:19, реферат
Понятия «человек», «индивид», «личность» тесно взаимосвязаны. В обыденной речи они часто употребляются в одном и том же значении. Но в науке эти понятия используют в разных контекстах, наделяя их различным смыслом.
Человек: 1) высшая ступень развития живых организмов на Земле; 2) представитель вида Человек разумный (Homo sapiens), по своей природе сочетающий социальные и природные качества и выступающий в качестве целостной, многосложной биопсихосоциальной системы; 3) продукт общественного бытия и само общественное бытие; 4) субъект общественно-исторической деятельности. Это наиболее общее понятие, которое используется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей, способа жизнедеятельности, сформированного культурой в ходе исторического развития.
4. Нужно ли инженеру социальное знание, социология, в частности?
Умение видеть и определять индивидуально неповторимые особенности конкретного человека имеет решающе значение для целого ряда профессий.
Вероятность достижения цели во многом зависит от действий самого субъекта, его прединформированности; от того, в какой мере он вооружен соответствующими знаниями и навыками и в какой мере он способен эти навыки реализовать.
Потребности человека делят на три исходные группы: на биологические, социальные и идеальные. Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. Оно порождает множество материальных квазипотребностей: в пище, одежде, жилище; в технике, необходимой для производства материальных благ; в средствах защиты от вредных воздействий. К числу биологических относится также потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.
Для того, чтобы потребность трансформировалась в действие необходимо ее вооружить соответствующими способами и средствами. Отсутствие у субъекта такой потребности при достаточно сильных социальной и познавательной потребностях приводят к дилетантизму и некомпетентности, к различного рода неудачам в деятельности, обрекая человека на хроническое ощущение неполноценности.
Деятельность человека становится значительно продуктивнее, когда компетентность сочетается с истинным призванием и талантом. Но даже в том случае, если деятельность лишена новизны и творчества, высокий уровень профессионализма, точность и совершенство исполнения придают выполнению, казалось бы, рутинных операций особую привлекательность за счет удовлетворения потребности в вооруженности и тех положительных эмоций, которые возникают на ее основе. Анализ рассмотренных выше и других литературных источников позволяет сформулировать следующие общие положения, определяющие роль потребностей в развитии индивидуальных особенностей поведения человека.
5. Главным признаком,
на основе которого выделяется
эта сфера, является любое
Принято
считать основными элементами социальной
структуры: индивидов с их статусом и социальными
ролями (функциями), объединения этих индивидов
в социальные группы (например, классы),
социально-территориальные, этнические
и другие общности; социальная структура
выражает существенные и устойчивые функциональные
связи между этими элементами, специфичными
для различных общественно-исторических
условий.
Социальные общности различаются между
собой по ряду черт, среди которых наиболее
значимыми (для их выделения в самостоятельные
общности) будут потребности и интересы,
ценности и нормы, место в общественном
разделении труда и связанные с ними социальные
роли; различие между ними усматривают
также в степени их социальной однородности
и устойчивости. Различия между социальными
общностями имеются и в так называемом
количественном их составе.
Весьма
ценным оказалось для исследователей
социальной структуры представление
П.А. Сорокина о социальной мобильности.
Он понимал под этим процессом
любой переход индивида или социального
объекта, т. е. всего того, что создано
или модифицировано человеческой деятельностью,
из одной социальной позиции в
другую. Он показал, что существует
два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной
мобильностью подразумевался переход
индивида или социального объекта из одной
социальной группы в другую, расположенную
на одном и том же уровне. Пример тому —
перемещение некоего индивида с одной
фабрики на другую с сохранением при этом
своего профессионального статуса. Под
вертикальной мобильностью имеются в
виду те отношения, которые возникают
при перемещении индивида или социального
объекта из одного социального пласта
в другой. В зависимости от направления
перемещения существуют два типа вертикальной
мобильности: восходящая и нисходящая,
т. е. социальный подъем и социальный спуск.
(Наша аналогия вертикальной мобильности
— механическое движение лифта вверх
и вниз; социального движения — научный
сотрудник — академик, банкир — бухгалтер
завода.) По П.А. Сорокину, есть нисходящие
и восходящие течения экономической, политической
и профессиональной мобильности, не говоря
уже о других, менее важных типах. Восходящие
течения существуют в двух основных формах:
проникновение индивида из нижнего пласта
в существующий более высокий пласт или
создание такими индивидами новой группы
и проникновение всей группы в более высокий
пласт на уровень с уже существующими
группами этого пласта (страта). Соответственно
и нисходящие течения так-же имеют две
формы: первая заключается в падении индивида
с более высокой социальной позиции на
более низкую, не разрушая при этом исходной
группы, к которой он ранее принадлежал;
другая форма проявляется в деградации
социальной групп
Итак, знание об обществе позволяет не
только полнее объяснять, но и точнее предсказывать,
прогнозировать изменения в структуре
общества и при необходимости управлять
соответствующими процессами в социальной
структуре общества и при необходимости
управлять соответствующими процессами
в социальной структуре общества.
6. Р.Мертон: «Если бы общественное сознание не принимало мошенников, их было бы намного меньше». Дайте объяснение этому высказыванию. Российская практика
Мошенничество — преступление, направленное против собственности, представляющее собой хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Наибольшее распространение мошенничество получило в условиях рыночной экономики и свободы предпринимательской деятельности. В последнее время немалое распространение получило также мошенничество в Интернете и в страховой сфере.
Наивно полагать, будто жертвами мошенников становятся только малограмотные люди. Среди тех, кто попался на приманку лохотронщиков, все чаще оказываются образованные и даже интеллигентные люди. Это связано с тем, что даже юридической подкованности часто бывает недостаточно для того, чтобы обезопасить себя и свои деньги, ведь каждый день появляются новые способы по отъемы денег у честных, но очень доверчивых граждан.
Сегодня
в России мошенничество распространено
как никогда широко, и оно исключительно
разнообразно, изменчиво и все
более изощренно. Оно стало явлением
массовым. Каждый из нас находится
в сфере обмана и мошенничества.
Наиболее опасными мишенями мошенничества
являются наше материальное благополучие
(имущество, деньги, собственность), наше
здоровье (физическое и психическое),
сама наша жизнь и наше сознание
или внутренний мир, находящийся
под давлением внушения, дезинформации
и манипулирования, т.е. различных
форм обмана. Иначе говоря, мошенничество
угрожает нашему материальному благополучию,
жизни, здоровью и разуму. Соответственно
главными типами мошенничества являются
финансовые и иные имущественные формы
мошенничества; различные виды магических,
паранормальных, экстрасенсорных, альтернативных,
«народных», «квантовых» и иных форм целительства;
дезинформация, внушение и обман СМИ, само
сильно загрязненное информационное пространство,
а также различные шарлатанские психопрактики,
психотренинги и лженаучные образовательные
услуги (нейролингвистическое программирование,
дианетика, обучение во сне и др.).
Мошенничество – это всегда взаимодействие
двух (и более) человек, т.е. мошенника и
его «клиента». Успех мошенника означает
поражение его жертвы. Однако успех мошенника
невозможен без невольного соучастия
в нем «клиента». Иначе говоря, в людях
есть такие качества, черты характера
или недостатки, которые помогают мошеннику
обеспечить его успех.
Что это за качества и недостатки? Во-первых, это легковерие, избыточная доверчивость и любопытство, возбудимость, азартность, неосмотрительная увлеченность, импульсивность (когда желание или чувство ведут к действиям минуя разум, осознание ситуации), во-вторых, повышенная внушаемость, в-третьих, наивность, неосведомленность, невежество, отсутствие навыков критического мышления или в целом невысокий уровень образованности. Если бы нам не были присущи эти качества и недостатки, то едва ли мошенничество имело успех. Но все-таки «инициатива» в сфере обмана и мошенничества принадлежит именно мошенникам, которые со своей стороны могут иметь достаточно ярко выраженные способности к этому. Достаточно вспомнить в этой связи Остапа Бендера.
К типичным чертам психологии мошенника относятся цинизм (бессовестность), бессердечие, лживость, жестокость, вероломство, изобретательность, информированность, изощренность и доведенные до степени искусства навыки обмана в своей сфере мошенничества, подозрительность, недоверчивость, гибкость и вероятностность мышления, его альтернативность и вариативность, готовность к неожиданным и нестандартным ситуациям, развитая психоэмоциональная сфера, определенные актерские навыки (лицедейство).
Как видим, психология мошенника, психология обманываемого и психология мошенничества – это не одно и то же. В процессе мошенничества как бы взаимодействуют две психологии – психология мошенника и психология его жертвы. Эти две психологии встречаются, и начинается процесс мошеннического обмана. Поэтому мошенничество как процесс – это прежде всего психологический процесс, и только во вторую очередь – техника мошенничества, его средства и конкретные обстоятельства. Вместе с тем психология мошенничества как процесса во многом зависит от типа мошенничества, его локации (места протекания), содержания и цели мошенничества. Строго говоря, каждый случай мошенничества в чем-то уникален, и в этом также состоит его опасность, непредсказуемость и трудность понимания, разоблачения и борьбы с ним.
Какие конкретные виды современного мошенничества бытуют в России? Если даже просто перечислить более или менее традиционные его виды, то получится довольно внушительный список: азартные игры (карты, наперстки, лотереи, казино); гадание; целительство во всех его безграничных формах, т.е. на основе ясновидения, различных видов магии («черная», «белая», «приворотная» и т.д.); парапрактики, т.е. шарлатанские и мошеннические операции, аферы, эксплуатирующие веру в сверхъестественные явления (левитация, телепатия, «холодное чтение», телепортация, уфология, полтергейст и т.д.) или веру в экстрасенсов, в сверхъестественные способности восприятия (кожное зрение, глаза-рентген, способность диагностировать карму, корректировать ауру или биополе и т.д.); попрошайничество; мошеннические виды рекламы и объявлений; политическая демагогия. Все шире распространяются религиозно окрашенные виды мошенничества: отмаливание, изгнание беса, исцеление верой, освящение и т.д.
Более
сложные и специализированные виды
мошенничества связаны с
Каковы
же места, области проявления мошенничества?
Мошенничество может произойти
практически где угодно, однако есть
особые зоны риска, где вероятность
оказаться жертвой
Как
говорилось выше, каждый из случаев
мошенничества уникален. В то же
время он представляет собой, как
правило, минутный или достаточно продолжительный
«спектакль» со своим сценарием
и действующими лицами. Поэтому дать
исчерпывающую картину
7. Список использованной литературы:
1. Вебер М. «Основные социологические понятия» / Пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.
2. Кон И.С. «Позитивизм в социологии».– М., 1964.
3. Ковалевский М.М. «Очерк происхождения и развития семьи и собственности». М., 1989.
4. Кули Ч.Х. «Общественная организация. Изучение углубленного разума». //Тексты по социологии ХIX – XX веков. Хрестоматия. – М., 1994.
5. Вебер М. «Наука как призвание и профессия» / Пер. с нем. А.Ф. Филиппова, П.П. Гайденко // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.
6. Сорокин П. «Кризис нашего времени.» /Сорокин П. «Человек. Цивилизация. Общество.», - с.498.
7. Дюркгейм Э. «О разделении общественного труда. Метод социологии». М„ 1991.
8. Дюркгеим Э. «Ценностные и «реальные» суждения» // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
9. Дюркгейм Э. «Социология и социальные науки» // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995