Социометрический анализ в исследовании социально-экономических и политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

Социологическое исследование — один из основных способов развития социологии, сфера профессиональной деятельности социологов.
Социологические исследования представляют собой последовательность определенных этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых, как правило, проблемных фрагментов социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющих систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях и зависимостях.

Содержание

1. Введение……………………………………………………3
2. Понятие, объект и назначение социометрии……………6
3. Основная форма социометрической процедуры………11
4. Обработка результатов. Социоматрица………………..20
5. Заключение………………………………………………..25
6. Литература………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.74 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.1 Величины ограничения  социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое ограничение  и

Вероятность случайного выбора Р(А)

 

5-7

1

0,20-0,14

8-11

2

0,25-0,18

12-16

3

0,23-0,19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов. Социоматрица

 

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Любой способ обработки начинается с построения простейшей социоматрицы. Пример дан в табл. 1.2 для случая социометрического ограничения  а = 3. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. В первую очередь заполняются  таблицы результатов в отдельности  по деловым и личным отношениям.

 

Таблица 1.2 Пример социоматрицы

Фамилия

1

2

3

4 5

6

7 8

9

10

1

2

Иванов

+1

 

+2

 

+3

 

-1

2

Петров

+1 11

   

+3 +2 +2 +2+2

       

3

Сидоров

-1

+1 1

 

+2 +3 +3 +3

       

4

Данилова

 

+2

   

+1 111

   

+3

 

5

Александрова

+2

+1 1

 

+3

 

 

-3

 

-2

6

Адаменко

                   

7

Петренко

+1 11

   

+3

           

8

Козаченко

+1 1

 

+3

+2

           

9

Яковлева

 

+2

   

+ 1

 

+3

   

-1

10 Ко

Шумская

 

+2

+ 1

 

+3

     

-1

 

 

количество выборов

5 6

2

5

6

0

2

1

2

 

3

Количество баллов

4 | 9

4

13

12 0

0

3

2

-4


Примечание: + положительный  выбор; — отрицательный выбор.

 

По вертикали подписываются  с соответствующими номерами фамилии  всех членов группы, которая подвергается социометрическому опросу. По горизонтали  — только их номер. На соответствующих  пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый опрашиваемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами  —1, -2, —3 — тех, кого опрашиваемый не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный  или отрицательный выбор обводится  в таблице (независимо от очередности  выбора). После того как положительные  и отрицательные выборы будут  занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму  всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого  члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь  равняется +3 баллам (—3), во вторую — +2 (—2), в третью — + 1(—1). Эта общая  алгебраическая сумма баллов для  каждого опрашиваемого и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому  критерию дает весьма наглядную картину  взаимоотношений в группе. Могут  быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство  социоматрицы — возможность представить  выборы в числовом виде, что в  свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок  влияний в группе.

На основе социоматрицы строится социограмма  — карта социометрических выборов (социометрическая карта).

Социограмма — графический  способ изображения структуры межличностных  отношений в малой социальной группе.

Социограмма — это рисунок, на котором члены группы изображаются точками, а их выборы — стрелками. Если при ответе на вопрос член группы А выбрал члена группы Б, то на рисунке  проводится стрелка от точки А  к точке Б. Таким образом, социограмма  представляет собой ориентированный  граф, поэтому для ее формального  анализа может быть использована теория графов.

Существует множество  разновидностей социограмм

Концентрическая социограмма или «мишень»: члены группы располагаются в пределах круга, в соответствии с их социометрическим статусом. Это означает, что чем выше статус, тем ближе к центру помещается соответствующая точка.

Локаграмма: члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении (за партами в школе, на рабочих местах в цеху, офисе и т. п.).

Взвешенная  социограмма строится в тех случаях, когда тем или иным способом измерена интенсивность межличностных чувств. Тогда интенсивность социометрического выбора может быть отображена стрелкой различной толщины, цвета и т. п.

Социограмма группировок: чем выше интенсивность межличностных чувств, тем ближе на социограмме расположены члены группы.

Наглядность социограммы  существенно повышается, когда удается  выделить социометрические подструктуры (подгруппа, лидер и т. д.). Можно  также изображать членов группы не точками, а различными геометрическими  значками (квадратиками, треугольниками, кружками) в зависимости от их пола, должности и т. п. Можно совмещать  социограммы, построенные по разным вопросам (критериям) на одном графе, используя различные цвета для  каждого вопроса.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического  материала, ибо дает возможность  более глубокого качественного  описания и наглядного представления  групповых явлений.

Анализ социограммы заключается  в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки  составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки  из 2, 3 членов, реже из 4 и более.

 

Социометрические индексы

 

Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ).

Первые характеризуют  индивидуальные социально-психологические  свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают  свойства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются: индекс социометрического статуса  i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом  соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у членов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей  может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры — это личности, члены  группы. Каждый из них в той или  иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время  каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого  воздействия протекает через  различные социально-психологические  формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус также измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы определить социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

С психологической точки  зрения показатель экспансивности характеризует  потребность личности в общении. Из ГСИ наиболее важным являются:

Индекс эмоциональной  экспансивности:

Индекс показывает среднюю  активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете  на каждого члена группы).

Индекс психологической  взаимности (сплоченности группы) в  группе.

 

Заключение.

 По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы. Малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2 — 3 до 40 — 45 человек. Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе.

Одним из наиболее эффективных  способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Социометрия обозначает с  одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую  межличностные отношения в малых  группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и  антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование  и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

Социометрический  тест предназначен для диагностики  эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами  группы.

Назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (в) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью этого способа  можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Важным является соблюдение следующих правил социометрического  обследования:

  • границы обследуемой группы должны быть четко обозначены; группа должна иметь определенный опыт совместной деятельности (обычно не менее трех месяцев);
  • опрос членов группы должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом;
  • все выборы членами группы должны делаться самостоятельно;
  • вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы;
  • критерии должны быть существенны для членов группы.

Обработка и представление  полученных социометрических данных предусматривает  построение социоматриц и социограмм, а также построение социометрических индексов.

Социометрическая техника — на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе. В то же время эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при исследовании малых групп.

Социометрия, как и другие методы социологии постоянно развиваются  и совершенствуются. Перспективы  дальнейшего их развития прежде всего  связаны с совершенствованием процедуры  сбора информации и ее анализа, использования  языка теории графов и современной  вычислительной техники, сочетания социометрических и других методов изучения малых групп.

 

литература

1. Десев Любен. Психология  малых групп. Социальные иллюзии  и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979.

2. Жариков Е.С., Золотов  А.Б. Как приблизить час открытий. — Кишинев, 1990.

3. Коломинский Я.Л. Социально-психологические  проблемы взаимоотношений в малых  группах и коллективах. — Вопросы  психологии, 1971, 6.

4. Кон И.С. Социология  личности. М., 1967.

5. Методологические проблемы  социальной психологии. — М.: Наука, 1975.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990. — 232 с.

Информация о работе Социометрический анализ в исследовании социально-экономических и политических процессов