Специфика Российской неокантианской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:19, реферат

Краткое описание

Неокантианство – широкое и влиятельное общеевропейское течение в философии и социологии, зародившееся в Германии в конце 60-х годов XIX столетия и получившее распространение за ее пределами.
В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием.

Содержание

1. В.М. Хвостов о предмете и методах социологии и о стадиях духовного процесса.

2. П.И. Новгородцев о несовместимости идей марксистского социализма с реальным функционированием общества. Учение П.И. Новгородцева об автономном значении нравственной сферы и ключевой ее категории – норме.

3. Б.А. Кистяковский о причинах кризиса в социальном познании и главной задаче социологии.

4. Психологизм социологии Л.И. Петражицкого. Разработка теории социальных норм.

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

прр.docx

— 37.82 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ  
УНИВЕРСИТЕТ

 
 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 

СОЦИЛОГИЯ 

 
 
 

«СПЕЦИФИКА РОССИСКОЙ НЕОКАНТИАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
Челябинск 2015г 
                                                            План: 
 
Введение 
 
1. В.М. Хвостов о предмете и методах социологии и о стадиях духовного процесса. 
 
2. П.И. Новгородцев о несовместимости идей марксистского социализма с реальным функционированием общества. Учение П.И. Новгородцева об автономном значении нравственной сферы и ключевой ее категории – норме. 
 
3. Б.А. Кистяковский о причинах кризиса в социальном познании и главной задаче социологии. 
 
4. Психологизм социологии Л.И. Петражицкого. Разработка теории социальных норм. 
 
Заключение 
 
Список литературы 

 

                                                   Введение 
 
Неокантианство – широкое и влиятельное общеевропейское течение в философии и социологии, зародившееся в Германии в конце 60-х годов XIX столетия и получившее распространение за ее пределами. 
 
В конце  XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появления неокантианства. Представители русского неокантианства , хотя и признавали, что истории присущи закономерности, но сущность последних получала у них идеалистическую трактовку как чисто психологическую. Для них было характерно стремление способствовать прогрессу общества, улучшению условий жизни. Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно-натуралистический процесс. Считали, что нет единства гуманитарного и естественнонаучного знания. 
В связи с этим можно выделить следующие основные моменты неокантианской концепции социологии:  
1) Приоритет логических основ (использование априоризма, а не наблюдения).  
2) Критика понятий и языка социологии. 
3) Гносеологического философствование.  
4) Акцентирование внимания на проблемах культуры ценностном аспекте человеческого поведения.  
 
Неокантианство России условно можно разбить на три группы: 
- ортодоксальное ядро (Социологическая гносеология) – А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский; 
 
-концепция, близкая к философскому иррационализму (субъективно-нормативная) – П.И. Новгородцев, В.М.Хвостов; 
 
-Вариант «индивидуального психологизма» (психологическая интерпретация неокантианств) – Л.И. Петражицкий и его последователи.

 

1. В.М. Хвостов о  предмете и методах социологии  и о стадиях духовного процесса. 
 
В.М. Хвостов (1868-1920), известный российский социолог, правовед, историк, окончил юридический факультет Московского университета, с 1889 по 1911 гг. Был профессором  этого же университета. В 1911 г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против ущемления правительством университетской автономии вернулся в университет в 1917 г. Основные работы, в которых рассматривались проблемы социологии: "Общественное мнение и политические партии" (1906), "Нравственная личность и общество. Очерки по истории и социологии" (1911), "Основы социологии" (1920). Научные интересы Хвостова отличались значительным диапазоном, включая теорию и метод социологии, закономерности общественной жизни, проблемы личности и социальной группы, вопросы этики, культуры, психологии и др.

Социологию Хвостов рассматривал как одну из наиболее общих наук об обществе по отношении к таким частным наукам как экономика, право, политика (подобно тому, как биология является столь же общей относительно ботаники, зоологии, анатомии, физиологии). Ее предметом является общество. "Обществом в самом широком смысле этого слова, - писал Хвостов, - можно назвать всякое взаимодействие живых существ, выражающееся в происходящем между ними в тот или иной форме обмене духовными содержаниями и в совершении на этой почве совместных актов и поступков

Не меньшее значение для социологии имеет исследование человека. Однако оно может осуществляться только в связи с изучением общества, поскольку человек по своей природе является общественным существом . Коль скоро это так,  "вне общественных групп люди никогда не существовали и существовать не могли. Самая разумность человека создалась на почве общественности и общество, можно сказать, древнее человеческой личности в том смысле, что разумная и сознающая себя личность, развитая индивидуальность выросла только на почве общественных процессов в результате благоприятных для этого условий общественной жизни. Итак, личность и общество с точки зрения социологии следует рассматривать в единстве и не противопоставлять друг другу. Но при этом главное в личности принадлежит духовному.

Еще одна часть предметного поля социологии - культура, которая появляется рядом с миром природы как мир, переработанный человеческим сознанием. Хвостов говорит о том, что при изучении общества и человека необходимо проводить различие между натурой (природой) и культурой. Здесь "вмешивается" в анализ психологический аспект проблемы, потому что "правильная постановка вопроса о природе человеческого общества возможна только на психологической почве".

Отсюда следует дополнительная расшифровка в духе психологизма того, что такое общество. "Под именем общества, - объясняет социолог, - мы разумеем единый процесс общения, который происходит между индивидуальными процессами духовной жизни, именуемыми душами отдельных людей. Ввиду присущи процессу духовного общения и взаимодействия самостоятельной закономерности, он может быть рассматриваем как особая цельность и составляет предмет особого изучения. Вот почему должна существовать особая социологическая наука.

В свете изложенного о социологии как науке, ее предмете становится понятной трактовка Хвостовым социальных законов как общих схем порядка протекания человеческого общения. По существу, они тождественны законам социальной психики, а сама социальная психология рассматривается с учетом этого обстоятельства как составная часть социологии. Социальное познание отражает мир не как таковой, а с точки зрения определенной теории, построенной на сформулированных социологом законах.

Не меньше, чем проблема предмета, волновало ученого вопрос о методе социологии. Он считал социологию обобщающий наукой, ее задача - "вскрыть для нас ту общую закономерность, которая проявляется в общественной жизни, формулировать те законы природы, которым подлежит ход общественных процессов ". Метод социологии по сути одинаков с методом любой обобщающий науки. Наряду с теоретическими абстракциями и положениями, социология должна располагать фундаментом из фактов для получения обобщений, но в достаточной степени еще его не имеет, в чем исследователь усматривает ее слабость..

Эти факты социология может получать из исторических источников, данных этнографическому характера (т.е результатов наблюдений за жизнью и бытом народов) Наконец, говорит Хвостов, "социолог должен производить и непосредственные наблюдения над фактами социальной действительности в форме простого присутствования при общественных процессах или же они собираются путем опроса лиц, переживавших известные события или близко к ним стоявших " . Что касается использования такого метода, как эксперимент, то в социологии, считает ученый, он мало применим, поскольку общественные процессы слишком сложны для того, чтобы его можно было правильно ставить в большом масштабе; в более же скромной форме эксперимент в социологии возможен.

Следует отметить, что учение Хвостова о методах социологии как науки весьма близко к современным трактовкам и значительно отличается от представлений в методике исследований, господствовавших в российской социологии на рубеже XIX-XX вв, не говоря уже о более ранних. Вместе с тем, он говорил и о другой методике, скорее психологической, нежели социологической, касающейся изучения процесса и возможностей психологического вживания в исследуемую ситуацию - на основании того, что о чужом "я" мы судим сообразно собственному "я".

Одна из "сквозных" проблем российской социологии - ее отношение к прогрессу. Хвостов воспринимал негативно это понятие на том основании, что критерии его не ясны и оно не вполне научно. Поэтому он предложил использовать вместо прогресса понятие духовного процесса, взятого в его динамике и развертывании и проходящего циклы собственного развития во временном и пространственном аспектах.  В развертываний духовного процесса социолог видел три стадии: а) скрытое состояние новой идеи за порогом общественного сознания б) появление у идеи большого числа сторонников (возникновение их "критической массы") в) победа духовной инновации в борьбе с традицией. На этой последней фазе идея трансформируется и достигается ее компромисс с традицией. Появляется новый общественный идеал ("дух времени"), который он определяет дальнейшее развитие духовного процесса.

В целом Хвостов создал концептуальную схему развития социологии как на ее теоретическом (макросоциологическом), так и микросоциологическом уровнях. Остается сожалеть, что он не сумел реализовать весь с свой замысел, и второй том его "Социология" так и не увидел света.

 

2. П.И. Новгородцев  о несовместимости идей марксистского  социализма с реальным функционированием  общества. Учение П.И. Новгородцева об автономном значении нравственной сферы и ключевой ее категории – норме. 

Павел Иванович Новгородцев (1866-1924) - русский ученый-правовед, философ и социолог неокантианского направления, профессор Московского университета, член ЦК партии кадетов и депутат I Государственной Думы. Его социологические воззрения нашли отражение в работах "Нравственный идеализм в философии права" (1902), "Социальные науки и право" (1916), "Об общественном идеале" (1917).

Критикуя марксизм за совмещение научного анализа общества с программными идеями революционной борьбы пролетариата, а позитивизм за сведение социальной системы к биоприродным фактам, П. И. Новгородцев обратился к этическому учению И. Канта, на основе которого разработал свою концепцию изучения общества - нравственный идеализм. Социологии, считал П. И. Новгородцев, следует превратиться из науки об изучении, описании, объяснении объективных социальных фактов, которые Э. Дюркгейм называл "вещами", в науку об исследовании ценности данных фактов. А это превращает социологию из "объективной" в "субъективную" область получения нового знания.

Основу концепции "нравственного идеализма" П. И. Новгородцева составили такие понятия, как "личность", "свобода", "долженствование", "социальный прогресс" и "нравственный идеал". Личность он рассматривал сквозь призму индивидуально-психического и нормативно-этического подходов. В его понимании личность выступает как тот предел, к которому стремится нравственный закон в процессе реализации долженствования. При этом как явление идеальное и безусловное личность не зависит от конкретных форм общественного устройства. Обязательным условием и естественной формой существования личности является свобода, без которой нет личности.

Нравственность для П. И. Новгородцева не то, что существует по отношению к личности как нечто внешнее, как совокупность действующих в обществе норм, она есть внутренняя абсолютная ценность. Нравственность позволяет личности быть не пассивным продуктом социальной среды, а единственным и основным источником сознательных решений и активных действий. Поэтому общество представляет собой совокупность сознаний и действий отдельных личностей. По мнению П. И. Новгородцева, человеческое общество отличается от мира живой природы, прежде всего тем, что в нем существуют нормы как первоначальные задатки всеобщего долженствования. Эти нормы составляют нравственную основу структуры личности, поскольку человек живет именно по ним.

Нравственная сфера, в соответствии с позицией П. И. Новгородцева, автономна, самодостаточна, независима и самостоятельна. Он считал, что необходимо признание самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением социальных и личностных проблем. Главным в социологической проблематике должно стать изучение механизмов морально-правовой регуляции в различных общественных системах. Для того чтобы познать смысл любого явления или события необходимо изучать и знать структуры индивидуального сознания (внутренних психологических переживаний) и внешних, но отношению к человеку социальных и культурных систем, понимаемых как совокупность нравственных и правовых норм.

С точки зрения П. И. Новгородцева, человек находит удовлетворение и спасение не столько в обществе, сколько в самом себе, полагаясь только на самого себя. Поэтому принципом жизни в обществе должно быть признание равенства всех людей. Этот принцип нашел отражение в определении П. И. Новгородцевым понятия "общество" как союза равноправных и свободных людей, которые взаимодействуют, подчиняясь нормам совместной жизни. В отношениях личности и общества он как правовед акцентировал внимание не только на правах, но и на обязанностях личности, необходимости беспрекословного выполнения ею требований взаимного признания, солидарности и единства. Общество же подчиняет себя высшему идеалу через личность, содержание внутреннего мира которой не ограничено никакой политической или социальной деятельностью, а ее задачи масштабнее перспектив общественного прогресса.

Для П. И. Новгородцева только нравственное сознание способно давать личности предписания. Оно дает ей представления о том, что такое свобода или рабство, правда или неправда, право или произвол. Только на основе нравственной оценки личность может судить историю и определять желаемые результаты. В осмыслении вечных основ морального сознания личности помогает естественное право.

Информация о работе Специфика Российской неокантианской социологии